Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественные опасности






Естественные опасности обусловлены климатическими и при-родными явлениями.

Естественные опасности возникают при (1) изменении абиотиче-ских факторов биосферы и при (2) стихийных природных явлениях.

Абиотические факторы среды - компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы: климатические, почвенные и гидрографические факторы.

 

К первым относятся: климатические (атмосферные) факторы (температура и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное дав-ление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, из-лучение Солнца и др.); факторы водной среды (температура воды, ее состав, кислотность и др.); почвенные факторы (состав, кислотность, температура и др.) и топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.).

Температура воздуха и излучение Солнца — наиболее важные абиотические факторы. От температуры зависят обмен веществ и жизнь организмов, их географическое распространение.

Вторые - стихийные природные явления лежат в основе возникновения природных чрезвычайных ситуаций, которые часто сопровождаются стихийными бедствиями — это землетрясения, вулканические из-вержения, селевые потоки, оползни, наводнения, ураганы, лавины, грозовые разряды и др.

 

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожале-нию, не ограничивается естественными опасностями. Человек, ре-шая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания техноген-ные и антропогенные опасности.

Деятельность человека является важным, необходимым звеном, обеспечивающим взаимосвязь технических систем. При этом чело-век ре-шает следующие задачи: (1) восприятие информации, (2) ее оценка, анализ и обобщение на основе заранее заданных и сформули-рованных критериев, (3) принятие решения одальнейших действиях, (4) исполнение принятого решения. Однако на всех этапах деятельности возможны ошибочные действия человека.

По статистике из-за неправильных дейст-вий людей происходит около 45 % ава-рийных ситуаций на АЭС, свыше 60 % аварий на объектах с повы-шенным риском, 80 % авиакатастроф и катастроф на море, а также 90 % автомобильных аварий.

Ошибка, как источник и причина антропогенной опасности, определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может явиться причиной тяжелых последствий — травм, гибели людей, по-вреждения оборудования или имущества либо нарушения нормаль-ного хода запланированных операций.

Ошибки по вине человека мо-гут происходить в различных сферах и условиях его жизнедеятельно-сти:

на отдыхе, во время путешествия и при занятии спортом. Так самый известный несчастный случай в спорте за последние годы произошел в Кенигзее: 23 ноября во время официальной тренировки на санно-бобслейной трассе в Германии.

Столкновение мужского и женского экипажа. Женская " двойка" начала движение на красный свет. Боб, в котором находились Ирина Скворцова и её напарница Надежда Филина, перевернулся на трассе, затем в него врезался экипаж Евгения Пашкова и Андрея Матюшко. Основной удар пришёлся как раз на Скворцову. Виновником аварии немецкая полиция признала судью, который дал старт, несмотря на запрещающий сигнал светофора.

Свойство человека ошибаться является функцией его психологи-ческого состояния, и интенсивность ошибок во многом зависит от состояния окружающей среды и действующих на человека нагрузок.

Установлено, что зависимость частоты появления ошибок от дейст-ву ющих нагрузок является нелинейной. Так, при очень низком уров-не нагрузок большинство операторов работают неэффективно (зада-ние кажется скучным и не вызывает интереса), и качество работы не соответствует должному. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как условия, достаточные для обеспечения внимательной работы человека-оператора. Но при дальнейшем уве-личении нагрузок качество работы человека ухудшается, что объяс-няется, главным образом, такими проявлениями физического стрес-са, как страх, беспокойство, учащение пульса и частота дыхания, по-вышение температуры, выброс в кровь адреналина и т. п.

Основные особенности личности и состояния организма челове-ка, толкающие его к совершению ошибок, можно разделить на врож-денные особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся физиологические харак-теристики человека и его наследственности, в том числе органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), опорно-двигатель-ная (мышечная сила, скорость движения, координация и т. п.) и пси-хомоторная системы (рефлексы, реакции и т. д.), интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться).

Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость, приводящие к снижению внимания и мышечной силы, ухудшению состояния здоровья и работоспособности, способствуют возникновению ошибок. В качестве факторов, отвлекающих внима-ние, могут быть временные функциональные нарушения организма (например, неожиданно появившаяся острая головная боль, голово-кружение, судорога мышцы и т. п.), временное переключение вни-мания на какое-то событие или предмет, не связанные с работой; утомление, внезапное внешнее воздействие (шум или яркая вспыш-ка света).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.