Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое вера?






Катихизис.

Лекция №1.

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ КАТИХИЗИСА. УЧЕНИЕ О ДОГМАТАХ

 

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс Катихизиса имеет целью изучить структуру этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность ориентироваться в мире богословского знания.

 

Понятие о православном катихизисе.

 

Значение слова " катихизис"

Слово " катихизис" происходит от греческого глагола «катих е о», что значит " говорить кому-то", " устно наставлять", " оглашать". Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Например, Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, " был наставлен (греч. катихитис)" (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.

Первоначально " катихизисом" называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на письменные наставления. Таким образом катихизис превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

По определению свт. Филарета Московского, " Православный Катихизис есть наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души".

 

Что такое вера?

Прежде всего под верой понимают:

а) состояние уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел определяет веру как " осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). По истолкованию " Пространного Катихизиса", это означает " уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем". Такая вера является основанием религиозной жизни, " ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11, 6).

б) Верой называется также учение, в истинности которого человек убежден. Ап. Павел говорит о людях, которые " отвергли прежнюю веру" (1 Тим. 5, 12), о " невеждах в вере" (2 Тим. 3, 8). В подобном смысле можно говорить о различных религиозных верованиях и вероисповеданиях (конфессиях).

в) В наиболее глубоком смысле слова вера – это сердечное зрение Бога и живое общение с Ним. Бог Библии есть живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное общение. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера в Личность, а не только в доктрину, поэтому вера христиан не может сводиться лишь к формальному признанию истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, " вера — не психологическое состояние, а онтологическая связь (то есть связь реальная, по бытию – Сост.) между человеком и Богом". Со стороны человека такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию. " Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4, 3). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На первых ступенях духовного развития такое стремление может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни ожидание награды не являются твердым основанием для нравственной жизни. Таким основанием может быть только любовь как " совокупность совершенства" (Кол. 3, 14). " Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8; 16), и человек по мере возрастания в вере в Бога—Любовь наполняется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь: " Если любите Меня, соблюдите мои заповеди" (Ин. 14, 15); " кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14, 23). В этом смысле ап. Павел говорит о " вере, действующей любовью" (Гал. 5, 6).

Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Вера в подлинном смысле слова предполагает определенный образ жизни, т.е. стремление к богообщению, к соединению с Богом, а также твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с божественным замыслом о человеке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.