Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дэвид Боаделла Моторные поля как основные паттерны потоков движения






Внешняя форма тела человека отражает его внутреннее настроение. Изменяя эту форму, можно изменить настроение. Это простое открытие, впервые сформулированное Ч. Дарвиным более ста лет назад, составляет сердцевину соматической психологии.

Некоторые виды соматической терапии, такие как Рольфинг, предпринимают попытки изменения тела, «растягивая» его и придавая ему новую форму. Терапевт работает через внешнее «переделывание» («перескульптурирование») анатомии в соответствии со своим видением идеального тела, максимально сбалансированного с силой гравитации. На занятиях по гимнастике и бодибилдингу предлагаются серии упражнений, с помощью которых человек стремится измотать свое тело, чтобы оно приняло желаемую форму. В классическом балете танцор может научиться загонять тело в требуемую хореографом форму: поток его движений ограничен требованиями сценария танца. Со временем возникают определенные паттерны работы тела и так называемые спортивные деформации: замороженные локти теннисиста и колени горничных или согнутые пополам книзу тела работников на рисовых полях Японии.

Стэнли Келеман показывает, как формируется наша эмоциональная анатомия в ответ на различные «сценарные» надругательства над природной формой тела, полученные нами в процессе становления характера: стой прямо, будь мужчиной, покажи товар лицом, не плачь или это бесполезно, уступай; беспомощность вызывает симпатию; если ты слаб в коленях, никто не собьет тебя с ног.

Внешние сценарии рабочих графиков и программ упражнений и внутренние сценарии формирования характера имеют нечто общее: и те, и другие требуют от наших тел определенных форм. Все эти требования порождаются извне, даже если влияют на нас из глубин нашего бессознательного.

В противоположность этим, направляемым извне движениям и позам, существует абсолютно другая связь движений с формой тела, которая создается, когда поток движения определяется внутренним желанием. Такие движения ассоциируются со спонтанностью, игрой, импровизацией, креативностью, нехореографическим танцем или грациозностью спортсмена или атлета, которые в совершенстве настроены как на собственное тело, так и на внешние требования. Такие движения присутствуют также в ритмах приятной работы без принуждения, когда скука рутинного труда не заталкивает тело в ограничивающие его формы.

Наши движения связаны с двумя типами нервных импульсов: первые из них, известные как импульсы нервов альфа-системы, зарождаются в коре головного мозга и направляются вниз, передавая произвольным мышцам сигналы к действию. Мы можем говорить об альфа-системе как о системе действия. Второй вид нервных импульсов, известных как импульсы нервов гамма-системы, зарождается в стволе головного мозга и направляется вниз по мышечным веретенам для придания соответствующего тонуса мышцам: мы можем назвать эту вторую систему системой готовности.

Система готовности при посредничестве гамма-системы тесно связана с настроением и с намерением. Имея дело с нашей позой (без совершения соответствующего произвольного действия), мы можем понять наше внутреннее отношение к ситуации и чувство, ею вызываемое. Этологи изучают намерения движений животных, чтобы понять их отношение к ситуации изнутри. Собака, заинтересовавшись новым звуком, настораживает уши. Кошка, приседая к земле, готовится к прыжку, чтобы поймать мышь. Мы слышим неожиданный звук в ночи и напрягаемся в готовности вскочить с постели.

Мы разделяем двигательные установки и двигательные намерения. В двигательных установках мы видим определенную неподвижную позу, которая отражает некоторое отторможенное движение. Плечи высоко удерживаются, им не позволено обвисать. Таз неподвижно втягивается, не в состоянии разворачиваться и раскачиваться. Голова, склоненная набок, всегда готова уйти от удара.

С другой стороны, в двигательных намерениях мы видим начало паттерна действия. Плечи на что-то намекают пожиманием, таз начинает флиртовать, голова движется вперед, когда человек готовится открыть рот и объявить о своем присутствии в группе.

Обусловленные движения накладываются на безусловные, так же, как сознательные намерения на бессознательные желания. Таким образом, работа с импульсами движений и выявление спонтанных изменений форм является одним из путей установления контакта с бессознательным материалом (без помощи слов, как основного инструмента). Этот метод хорошо известен в танцевальной терапии, где происходит преимущественно невербальное взаимодействие «мышца с мышцей», и, уже посредством этого, устанавливается связь «разума с разумом».

В биосинтезе терапевт заинтересован как в следовании за спонтанными движениями, так и в поддержке их; он пробуждает и выявляет их, приглашая (но не принуждая!) часть тела следовать в определенном направлении. Так терапевт стремится «поговорить» и «послушать»? -тонус мышц, их состояние готовности. Так он стремится установить контакт с душой мышц. Душа мышц анатомически связана с веретенообразной мышечной структурой, определяющей состояние ее внутреннего тонуса. Эта структура состоит из волокон вегетативной нервной системы, которая регулирует поток эмоциональных энергий в теле. Таким образом, даже анатомически мышечные веретена отражают настроение человека.

Стараясь сформулировать основные паттерны потоков движения, с которыми мы имеем дело в биосинтезе, мы разработали концепцию моторных полей, описанную ниже. Эта концепция строится на основе более ранних концепций полей тонуса и полей действия, развитых при исследовании схемы тела, и концепции «сенсомоторных» схем Жана Пиаже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.