Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танатотерапия






АНО " Институт Танатотерапии"

В августе 2001 года в Москве основан Институт Танатотерапии. Время основания Института отмечено ростом различных страхов, первыми из которых являются страх перед жизнью и смертью: в нашей жизни за последние два десятилетия произошло много перемен и появилось слишком много жестокой, насильственной смерти. Страх жизни повлек за собой гипертрофированный страх смерти, повышение уровня депрессий и самоубийств.
Учредители и сотрудники института считают, что, в первую очередь, эти процессы отражают психологическую/телесную неподготовленность современного человека к трудностям жизни и кардинальным изменениям, результатом чего становится дезадаптация. С другой стороны эти процессы отражают проблемное отношение к самой теме «Жизнь», в которую «вписана» и смерть. Прямым следствием является игнорирование темы " нормальной смерти", которое приобрело уродливые формы и угрожающий масштаб: в социуме растиражирован образ " смерти-монстра", который активно «работает», способствуя войнам, трагедиям, террору.

Учредителями Института выступили В.Ю. Баскаков и Е.Э. Газарова

Баскаков Владимир Юрьевичч (1954 г.р.) - психолог (выпускник Московского Государственного Университета им. Ломоносова), один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России; автор системы и метода танатотерапии, координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы " Культура тела"; в течение ряда лет - соруководитель долгосрочных обучающих программ по биосинтезу и тай-цзи-цюань; тренер обучающих программ по танатотерапии и телесно-ориентированной психотерапии более чем в 30-ти городах России, СНГ, Италии, Чехии, Англии, Шотландии, Германии; генеральный директор Научно-практического объединения " Психотехника"; соредактор российского издания журнала " Энергия и характер". В течение ряда лет возглавлял психологическую службу Министерства морского флота СССР, был членом комиссии по новым видам физической культуры Госкомитета по спорту СССР.

Газарова Елена Эдуардовна (1958 г.р.) - практический/клинический психолог (окончила Высший Психологический Колледж Института Психологии РАН), сертифицированный тaнaтотерапевт практик/тренер, автор монографии " Психология телесности" (2002 г). Имеет постоянную клиническую практику. Первое высшее образование – музыкальное.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА

В основе базового (естественного) стремления человека к жизни лежит контакт с процессами умирания и смерти. Этот контакт мы определяем как инстинкт жизни. И этот же контакт лежит в основе естественного, " правильного" умирания в фазе смерти (см. " Что такое танатотерапия"). В силу разных причин он утрачен в наше время, а результатом этой утраты являются нарушения и базового стремления к жизни, и естественного умирания. Поэтому основной целью Института Танатотерапии является оказание помощи всем нуждающимся в налаживании и установлении нормальных отношений с процессами умирания и смерти. Эта помощь осуществляется в проектах Института, разработки которых ведутся в границах концепции Танатотерапии и соприкасающихся с ней областей знаний.

Исходя из основной цели Института, задачи его лежат в нескольких плоскостях:

Организация кабинетов танатотерапии (" горячей линии");

Организация танатотерапевтической помощи нуждающимся в ней лицам (проблемы " умирания" в жизни - сложности адаптации, или реальное умирание, затрудненное в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, катастрофа и др.);

Организация и проведение научных конференций по вопросам умирания и смерти;

Привлечение компетентных организаций и квалифицированных специалистов для совместной работы.
Институт осуществляет следующие виды деятельности:
I.1. Практическая деятельность:

Проводит сессии индивидуальной танатотерапии для решения широкого круга задач;

Проводит сессии группой танатотерапевтов в аналогичных целях;

Проводит группы личностного роста в концептуальных и методических границах танатотерапии;

Организует телефон доверия для интересующихся вопросами взаимопроникновения жизни и смерти и обеспечивает его функционирование.
I.2. Обучающая и образовательная:

Осуществляет профессиональную подготовку танатотерапевтов;

Проводит образовательную программу для интересантов;

Организует библиотеку и просмотровый зал, в которых можно ознакомиться с материалами по вопросам взаимопроникновения жизни и смерти.
I.3. Научная::

Организует научно-исследовательской работы по вопросам, связанным со спецификой основной темы Института с привлечением специалистов смежных областей знаний;

Создает условия для профессионального обмена опытом: организует клуб танатотерапевтов, проводит конференции.
I.4. Информационная:

Выпускает бюллетень Института;

Издает популярный журнал;

Организует клуб танатотерапии (для населения);

Участвует публикациями в периодической печати по ведущей теме Института.
I.5. Деятельность, направленная на развитие Института

ЧТО ТАКОЕ ТАНАТОТЕРАПИЯ?

ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. " Thanatos" - смерть и " therapia" - лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) - это система и метод ориентированной на тело психотерапии, или телесной психотерапии. Автор - психолог, один из ведущих телесно-ориентированных/телесных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. В танатотерапии с клиентом (пациентом) работают индивидуально или группой (1-3, 4 танатотерапевта).
Название «Танатотерапия» отражает особенности этого вида телесной психотерапии: в то время как внешний вид тела пациента/клиента ассоциируется с телом только что умершего человека (неподвижно, расслаблено, тяжело), в его глубинах активизируются базовые биологические, а значит, жизнеутверждающие процессы. Поэтому вряд ли можно считать обоснованным такой перевод названия как «лечение смерью», скорее, наоборот - «лечение жизнью» через внешние признаки смерти.

Танатотерапия появилась в конце 80-х годов. Концепция Танатотерапии напоминает философские концепции древних школ мудрости, в которых «практиковали жизнь», помня о смерти. Для древних это значило, что признаки жизни можно познать только через наблюдение признаков ее противоположности – смерти (умирание зимы означает наступление весны; «умирающее» в земле зерно, прорастает и превращается в колос; куколка превращается в бабочку; душа, покидая тело, освобождается и «превращается»). В равной степени это было справедливо и для проживания душевных процессов: в душевной (как теперь принято, - психической) реальности человек может обнаружить признаки «смерти» - стагнацию, ступор, страхи - и их причины. Таким образом, пребывание в контакте с внешними и внутренними «процессами смерти и умирания», сообщало познающему полноту и краски жизни. Цель Танатотерапии лежит в той же плоскости, а технически это осуществляется через внешнее обездвижение тела (признак смерти), которому сопутствует выраженное внутреннее «движение» психологических и телесных процессов (признак жизни). Следовательно, Танатотерапию можно считать особым видом психотерапии, направленным на установление утраченного контакта с естественными процессами жизни через процессы смерти и умирания. Эти процессы сопутствуют базовому стремлению к жизни (инстинкт жизни = избегание смерти, которое возможно только при наличии контакта с феноменом смерти, или подлинного знания о ней), они же запускаются и в последние мгновения жизни человека на земле. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать потерю контакта с фундаментальными процессами (" что есть жизнь и что есть смерть"), которая во многом обусловлена условиями жизни, темпами и ценностями современного цивилизованного общества. Темпы, ценности и условия жизни современного цивилизованного человека способствуют разобщению человека с его жизненным ресурсом, разрастанию страха смерти как страха жизни и подмене подлинного суррогатом. К тому же в этой жизни так много насильственной смерти, " смерти-монстра" (насилие, войны)! И потому человек не склонен замечать позитивного - естественного, трасформирующего - присутствия знаков смерти во всех проявлениях жизни (см. выше). Такая " нефилософичность" современного человека порождает разновидности страха смерти: страх изменений, потерь, расставаний и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания и/или перехода. По сути такой страх - это страх жизни, в которой " смерть" выступает механизмом, преобразующим ее. И потому на исходе своих дней человек не готов к встрече с природосообразной, закономерной смертью, воспринимая ее как персональную конечность. И эта неготовность активизирует сильнейшие чувства, потрясающие тело, не способное абсорбировать такое количество мощной энергии. Именно поэтому задача Танатотерапии - оказание специфической помощи, заботы и поддержки телу (therapy). Именно поэтому акцент в танатотерапии делается на работе с телом. Это касается работы не только с терминальными умирающими, но и с обычными клиентами, ведь наличие разновидностей страха смерти и умирания усложняет доступ к жизненному ресурсу и искажает структуру природосообразного страха смерти. Тогда он болезненно разрастается, проявляясь посредством четырех базовых психологических/психосоматических проблем цивилизованного человека. Эти проблемы охватывают своим влиянием всю психику и все тело: проблемы сильных чувств - руки, сверхконтроля сознания - голова, межполовых взаимоотношений - паховая область и опор - ноги. Образуется порочный круг. Поэтому работа по установлению контакта с базовыми процессами в танатотерапии ведется во всем круге базовых психологических/ психосоматических проблем. Танатотерапия не только метод оказания специфической помощи, но и мощное средство для получения трансцедентного и трансперсонального опыта - важной части духовного развития.

В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). Условия для их проявления возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом (пациентом), характеру приемов и особому подходу (" body-tuning" - " настраивание" разбалансированной внутренней реальности через " настраивание" тела). В танатотерапии, в отличие от многих методов телесной психотерапии, исключается отреагирование чувств; этот подход имеет концептуальный характер и обеспечивает более полное понимание взаимосвязи событий в индивидуальной истории жизни. Все вышеперечисленное приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное " заземление"), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, " правильной" - природосообразной - смертью (на лице появляется выражение полного спокойствия, само тело становится " объектным", обездвиженным, выраженно расслабленным, очень тяжелым). Поэтому танатотерапевтический процесс можно считать моделированием (не имитацией) процесса " правильного умирания" (П.Флоренский), о котором необходимо сказать несколько слов.

КУЛЬТУРА ПРАВИЛЬНОГО УМИРАНИЯ

Культура т.н. " правильного, естественного умирания" имела особенно прочные корни в России. Ясное понимание наличия процессов умирания и смерти в природных и социальных актах отражалось в размышлениях о закономерности собственной кончины. Ежедневно на сон читалась молитва, в которой обязательными были слова, свидетельствующие о том, что человек на время сна " вверял дух свой" Господу и просил о помиловании души. Эти слова - свидетельство готовности быть призванным по соизволению Божию " на тот свет" и прошение об отпущении грехов на тот случай, если смерть застанет во сне. Следовательно, и сам процесс сна опосредованно воспринимался как малая смерть (бессознательное состояние). Нормальным явлением также считалось предуготовление для себя особой одежды, традиционно необходимой в этой ситуации. Такая одежда хранилась отдельно от ежедневно носимой одежды и внешне отличалась от неё.

" Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию - ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле", - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Требовательное к себе отношение (душевная самокоррекция, духовное бдение, или " бдение над собой" - Св.И.Брянчанинов) считалось основным и лучшим способом помнить о смерти. И наоборот, память о смерти (memento mori!) способствовала " бдению над собой". В то же время прижизненной необходимостью считалось обучение навыкам правильного умирания. " Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно;.... надо приобрести навык умирания, надо выучиться...умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством", - так писал О.Павел Флоренский. Не вполне понятная для нашего поколения мысль О.Павла Флоренского означает умение погружаться всею душой в духовные миры, отбрасывая наносное, поверхностное, суетное, мгновенное. Насколько можно судить, глубокая религиозность народа, активная " включенность" в жизненные процессы и терпеливое отношение к трудностям и лишениям действительно способствовали постоянству определенных духовных ценностей и представлений о жизни. Оттого-то и настрой души по отношению к факту собственной смертности отличался от нашего: смерть приравнивалась к заслуженному отдыху души после трудов, и человек телесный подходил к последней черте со спокойной готовностью, но с трепетом, который обуславливался мыслью о возможных душевных недоработках в жизни. Смерть свою он считал великим природосообразным переходом, восхищением, и потому она была для него естественной и правильной, т.е. спокойной и легкой для тела и души (об этом свидетельствовали выраженная расслабленность тела человека, отсутствие агонии и выражение благодати на его лице).
Таким образом, культура т.н. " правильного умирания" представляла собой культуру правильной, пронизанной духовностью, жизни. Страх самого перехода в иной мир (" нетленный" - не телесный, или духовный), т.е. страх смерти, как правило, отсутствовал.
В танатотерапии " моделирование процесса правильного умирания" (максимальное обездвижение, выраженное расслабление тела и снятие психического напряжения), позволяет обнаружить причины страха смерти (или его разновидности). Как правило, эти причины находятся не в плоскости смерти, но в плоскости жизни (хоть и нельзя отрицать, что страх смерти сильнее любого другого страха). Танатотерапия как метод позволяет вести работу в безопасном режиме сразу со всем кругом базовых проблем (см. выше), которые являются одновременно и причиной, и следствием " страха смерти". В результате такой генерализованной и, в то же время, деликатной работы происходит постепенная гармонизация раэбалансированных представлений и состояний.

Основные разделы обучающей программы по TAHATOТЕРАПИИ:

1. Детско-родительские отношения. Перинатальная история возникновения страхов и способы работы с ними. Детские страхи и неврозы.

2. Биологическое и социальное тело. Четыре базовые проблемы социального тела. Биологическое дыхание.

3. Коррекция нарушений естественных биологических реакций. Способы работы с пациентами, страдающими различными фобиями, ПТСР, нарушением сна, сексуальными расстройствами; беременными.

4. Уникальные техники расслабления.

5. Естественная (правильная) смерть. Формирование правильного отношения к смерти – источника колоссального энергетического ресурса. Смерть как расслабление. Ритуалы и обряды. Инициация перехода.

6. Страх смерти. Работа со страхом смерти.

7. Работа с умирающими. Санация/терминация. Международная (Россия, Германия, Великобритания) программа «Культура тела»

Резидентский семинар

TАНАТОТЕРАПИЯ

Ведущий – автор метода Владимир Бacкaков (Москва)

В ходе тренинга-семинара участники осваивают методологию и технологию применения минимально сложных и максимально эффективных приемов тотального расслабления, являющегося одним из видов символической смерти (отсюда и название метода). Целительный механизм танатотерапии – это механизм сна, когда активизация (сновидение) проявляет себя только в сочетании с максимально расслабленным (а, значит, - и «заземленным») телом. Отсюда – абсолютная безопасность метода (авторский патент №5467 от 20.03.2002г.), подтвержденная многочисленными позитивными результатами его применения. В настоящее время танатотерапия прогрессивно развивается в России, на Украине, в Казахстане, Италии, Германии, Чехии, Израиле.

Владимир Баскаков – психолог, телесный психотерапевт, координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», соруководитель долгосрочных обучающих программ по биосинтезу (с Дэйвидом Боаделлой, Швейцария) и тайцзицюань (с Петрой и Тойо Кобаяши, Германия), соучредитель и первый президент Российской ассоциации телесных психотерапевтов, действительный член Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов (EABP, в течении ряда лет возглавлял Психологическую службу Министерства морского флота СССР, член Комиссии по новым видам физкультуры и спорта Госкомспорта СССР.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.