Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые нормы и их виды

Право в системе социальных норм

1. Понятие и виды социальных норм.

2. Взаимодействие права и иных социальных регуляторов.

3. Понятие и виды правовых норм.

4. Структура правовых норм.

 

1. Еще на ранней стадии развития человеческого общества возникает потребность охватить общим правилом требования к поведению членов общества. Индивидуальное регулирование может быть приемлемым лишь для малой группы. Уже в роде появляются общие правила (обычаи, мононормы), которые распространяются на определенные категории членов общины в той или ной ситуации. В дальнейшем, особенно в процессе зарождения государства, система социального регулирования усложняется, появляются наряду с обычаями, нормы права, нравственные принципы и нормы и другие регуляторы. В современных обществах существует большое количество самых разнообразных социальных норм. Все они имеют назначение регулировать поведение членов общества. Социальная норма – это общее правило поведения, определяемое условиями существования общества, распространяющиеся на членов общества или определенную группу людей, предназначенное для регулирования социальных отношений путем предоставления прав, возложения обязанностей или установления запретов и обеспеченное охраной со стороны общества. Социальные нормы могут быть классифицированы по самым разным основаниям. В современном обществе социальное регулирование охватывает большое количество самых различных сфер (областей) деятельности. В связи с этим социальные нормы в зависимости от области их действия можно делить на экономические, политические, технические, экологические, эстетические, религиозные, нормы малых социальных групп и некоторые другие. Скорее всего, эти виды отнюдь не исчерпывают всего разнообразия социальных норм и в будущем появятся и другие.

В зависимости от способа установления норм (их происхождения) современные социальные нормы делятся на нравственные, правовые, обычаи и нормы общественных организаций. (В последнее время нормы общественных организаций стали именовать корпоративными нормами. Это способно внести путаницу, ибо корпоративными нормами называют и правовые нормы, действующие в корпорациях). Обычаи устанавливаются в ходе многократного повторения, поддерживаются всеобщей убежденностью в их пользе, мораль устанавливается на базе определенных принципов в ходе общественного развития и поддерживается общественным мнением, правовые нормы создаются при непременном участии государства и в необходимых случаях охраняется государством. Нормы общественных организаций (политических партий, различных обществ и иных добровольных объединений граждан) создаются самими организациями и охраняются ими же. (Хотя часть этих норм и может получать охрану со стороны государства и должна быть отнесена к правовым нормам).

Деление социальных норм на указанные виды окончательно оформилось лишь в ходе буржуазных революций и не носит абсолютного характера, схематично с большой долей условности его можно изобразить так:

 

 

 

2. Взаимосвязь и соотношение, взаимодействие между собой и с государством социальных норм не являются постоянной величиной. Они меняются от одной эпохи к другой, и даже в рамках каждой страны, каждого общества могут существенно отличаться. С начала дифференциация социальных норм в связи с возникновением государства и оформлением правовых норм как самостоятельного вида социальных норм и до сегодняшнего дня складывалась ситуация, когда каждый вид норм получил более или менее четкую область для регулирования. Так, право, прежде всего, регламентирует экономическую, политическую и управленческую область, мораль – семейную, бытовую, личностную сферу, обычаи – область быта и отправления религиозных культов и т.д. Однако эта «специализация» отнюдь не абсолютна. Социальные нормы успешно внедряются, проникают в соседние области регулирования.

Следует отметить еще два обстоятельства. Во-первых, вряд ли можно говорить о существовании ведущих, приоритетных видов социальных норм. В конкретных сферах это может наблюдаться. В целом же общественные связи регулируются всеми видами социальных норм в системе, во взаимодействии. Во-вторых, для успеха обязательно должно существовать единство в главном, в подходах к регулированию. В любом обществе, тем более в обществах с существованием острых социальных противоречий, в разных слоях мораль, обычаи, нормы общественных организаций существенно, иногда диаметрально противоположно отличаются. Только правовые нормы в силу их связи с государством едины. В этих условиях неизбежно должно существовать некое ядро, объединяющее единым подходом социальные нормы. Скорее всего, это основополагающие идеи, принципы, определяющие общечеловеческие нормы общежития и основанные на гуманистических ценностях демократизма, справедливости, уважения прав человека.

Неизбежность единого подхода определяет неизбежно взаимодействие всех социальных норм в процессе их реализации. Нас, естественно, интересует, прежде всего, взаимодействие правовых норм с иными социальными нормами. Начнем с взаимодействия правовых норм и обычаев.

Известно, что первые памятники права (законы XII таблиц, Законы Ману и др.) в большей своей части состояли из обычаев предшествующих эпох, получивших санкцию государства. В дальнейшем доля обычаев, санкционируемых государством, уменьшалась. Но государство почти все время либо часть обычаев просто делало содержанием норм законов, либо отсылало к обычаю для решения юридически значимых вопросов. Это имеет место и по сей день. В правовых системах традиционного права это доля весьма существенна. В европейских странах и США она минимальна. Обычаи могут либо санкционироваться и непосредственно входить в содержание норм закона, либо законы могут запрещать следовать обычаями, которые содержат опасность, например, для окружающих, либо для общественной морали. Наконец, в законах могут быть ссылки на обычай как основание для принятия правовых решений. В этом случае обычай выступает в качестве самостоятельной формы права. Так, в современном российском праве содержаться две таких ссылки на обычаи: в ГК РФ есть ссылка на возможность использования обычаев делового оборота, в Кодексе торгового мореплавания имеется ссылка на использование обычая порта для определения порядка разгрузки и погрузки судов.

Взаимодействие правовых норм и норм общественных организаций происходит, прежде всего, в области регулирования организационной и хозяйственной деятельности. Внутренние проблемы этих организаций, регулируются нормами, принимаемыми этими организациям и охраняемыми общественными мерами, принимаемыми самими этими организациями. Но некоторые правила, имеющие принципиальное для общества и государства значение, например, порядок избрания руководящих органов, должны соответствовать принципиальным положениям, установленным действующими законами о различных видах общественных организаций. Нормы, устанавливающие полномочия руководителей в хозяйственной области деятельности, записаны в Уставах организаций, должны также соответствовать нормам ГК и других нормативных актов.

В анализе взаимосвязи права и иных социальных норм самым значимым являются вопрос о взаимодействии правовых и нравственных (моральных) норм. Моральные нормы – разновидность социальных норм, оценивающих поведение человека с позиции справедливости, честности, порядочности. Они не могут по содержанию отличаться принципиально от правовых. Правовые нормы основаны на нравственных, на тех, прежде всего, которые составляют основу правил человеческого общежития. Поскольку, как отмечено выше, моральные нормы в обществе не составляют единой системы, то и их связь с правом далеко не однозначна. Часть членов общества не приемлет многие правовые нормы, закрепляющие, например, вопиющее социальное неравенство. Но в целом право должно опираться на господствующую в обществе мораль.

Ряд авторов современных учебников вслед за известным философом В. Соловьевым пишет, что право представляет собой минимум нравственности. Это не совсем так. Такое утверждение справедливо для области охранительной функции права. Здесь действительно подлежат юридической ответственности прежде всего те, кто совершает действия, с точки зрения морали не выдерживающие минимальных требований. Что касается других областей, то такой прямой связи нет. Ибо право может предъявлять в ряде случаев с точки зрения реализации идей гуманизма требования не менее строгие, чем общественная мораль. В качестве примера можно привести требования права к соблюдению интересов членов кооперативов, товариществ, акционерных обществ.

Будучи во многом едины, правовые и моральные нормы отличаются по формам существования. Право предъявляет формально-определенные требования. Моральные нормы существуют в виде принципов, содержание которых сильно зависит от многих обстоятельств. Один и тот же поступок, совершаемый разными людьми и в разных обстоятельствах, моралью может быть расценен далеко не одинаково. Право, как правило, не учитывает многие факторы. Это не недостаток его, а особенность. Правовые нормы существуют в виде документов, являются содержанием нормативных актов. Мораль существует в виде правил, существующих в сознании общества, отдельной личности. Письменная форма не обязательна. Наконец, право охраняется государством, в том числе применением мер ответственности. Мораль – силой общественного мнения.

Право и мораль взаимодействуют. Чем выше моральная культура, тем последовательнее и устойчивее соблюдение правовых норм. При применении и толковании правовых норм учитываются нравственные нормы. Наказание также назначается с учетом нравственных требований.

Встречающиеся противоречия между правом и моралью должны разрешаться в рамках действующего права.

3. Обычно в учебниках содержится определение нормы права как веления государства, представляющего собой правило поведения общего характера, обязательное для участников отношений определенного вида, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, охраняемое государством, в том числе и методами, включающими применение мер принудительного характера.

В данном определении указаны такие важные характеристики нормы права как общий ее характер, общеобязанность, обеспечиваемая государством, представительно-обязывающий характер. В таком определении речь идет о норме, представляющей, подобно атому, сохраняющему свойства химического элемента, как части права, отражающей его сущностные характеристики. В науке норма в таком ее понимании называется часто логической нормой.

В данном понимании норма права выполняет все функции права: она выступает в качестве регулятора поведения, определяя масштаб требований, являясь мерилом поведения для участников отношений и при необходимости в последующем для оценки со стороны государства. Поэтому в норме при ее определении упомянута и возможность применения государственного принуждения.

Однако положения, содержащиеся в нормативных актах, направлены и на осуществление иных функций, связанных с регулированием, но не являющихся собственно правилами поведения. Так, такие установления, также именуемые нормами, определяют (закрепляют) структуру органов государства и иных субъектов права, содержат формулировку принципов, аксиом и презумпций в праве, определяют временные, пространственные и личностные пределы действия правовых норм, содержат определение юридических понятий, порядок разрешения юридических коллизий.

Более того, реально существующие положения действующих нормативных актов, как правило, не содержат вместе и само правило поведения, и указания об ответственности за его неисполнение. Дать в этих условиях общее определение нормы, которое бы могло охватить все названное положения, именуемыми нормами, очевидно, невозможно. Приведенное выше определение относится, прежде всего, если не исключительно, к норме, названной логической нормой.

Что касается видов норм, то если брать логические нормы, то их, скорее всего, можно подразделить только по отраслям права, да и еще по пределам действия. А вот собирательное понятие нормы, включающее названные выше виды предписаний, можно классифицировать по большому количеству оснований. Так, нормы по выполняемым функциям делятся на основные, содержащие права и обязанности субъектов и реакцию государства на их неисполнение и вспомогательные. Основные по выполняемым функциям на регулятивные, выполняющие естественно-позитивное регулирование и охранительные, в которых содержаться санкции. В числе специальных норм – закрепительные, нормы-принципы и нормы-определения (дефинитивные), оперативные (определяют, в частности, начало и конец действия нормы), коллизионные и некоторые иные специальные нормы. Основные нормы могут делиться на императивные и диспозитивные, дающие право субъектам урегулировать свои отношения самим. Существуют постоянные и временные, общие и специальные, предназначенные для регулирования отношений в рамках определенной территории или определенного круга лиц. По тому, как сформулированы, нормы бывают обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Наконец, нормы могут разделяться по отраслям права.

Сказанное можно изобразить на схеме:

 

4. Существует 2 основных концепции структуры правовых норм. Одна из них, так называемая «трехчленная», имеет давние традиции и до сих пор достаточно широко распространена. В соответствии с ней норма состоит из гипотезы, где описываются условия действия правовой нормы, юридические факты, приводящее ее «в действие», диспозиции, где содержатся права и обязанности лиц на кого распространяется норма, и санкции, где указаны последствия от несоблюдения, неисполнения нормы. Формула, по которой строится норма, звучит так: «Если…, то…, иначе»…

Анализ содержания такого подхода приводит к выводу, что такая структура существует только у норм, которые выше названы логическими нормами. Поскольку вместе, в одной статье нормативного акта вся логическая норма практически не встречается, то сторонники данных взглядов вынуждены искать элементы нормы в разных частях акта и даже в других актах, где, например, содержаться санкции.

Критика данной концепции основана на том, что ее сторонники не учитывают функциональной принадлежности норм. Критики «трехчленной» теории вполне справедливо указывают, что нельзя не учитывать того, что структура определяется функциями нормы. Нормы регулятивные содержат гипотезу и диспозицию, нормы охранительные – гипотезу, причем гипотезой ее является нарушение диспозиции охраняемой регулятивной нормы, и санкцию. Данный подход в Российской литературе был сформулирован еще в конце XIX в. (Коркунов, Унковский), а в советское время его развивали Алексеев С.С., Черданцев А.Ф., Мотовиловкер Е.Я. и др.

Можно привести такой пример. В Лесном кодексе РФ есть правило, которое сводиться к тому, что находясь в лесу нельзя портить траву и кустарники, накосить ущерб иным объектам. А в УК и КоАП содержаться конкретные меры ответственности за данные проступки. С точки зрения сторонников «трехчленной» концепции здесь одна норма из 3 элементов. С точки зрения «двухчленной» теории перед нами 2 нормы: регулятивная, состоящая из гипотезы и диспозиции, и охранительная имеющая гипотезу и санкцию.

Следует отметить, что структуру можно анализировать лишь применительно к основным нормам. У вспомогательных норм она иная, основанная на грамматических и философских (с позиции формальной логики) взглядах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 N 56 | Графические задания по начертательной Геометрии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.