Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. «Согласовано» «Утверждаю» Начальник Управления образовательных программ ___к.ю.н






ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник Управления образовательных программ ___________к.ю.н. Д.Г.Житиневич Директор Института гуманитарных наук __________д. ист. н., проф. Гальцов В.И.  
«____»___________ 2014 г. «____»_____________ 2014 г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Проблемы современной английской литературы»

 

Направление подготовки: 03270002.62 «Филология»

Профиль: «Зарубежная филология (английский язык и литература)»

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Калининград

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

Составитель: к.филол.н., доцент кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения М.Э.Королева

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения

Протокол № ___ от «____»______________ 2014 г.

Зав. кафедрой ___________ д.филол.н, профессор С.С. Ваулина

 

Рабочая программа одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук

Протокол № ____ от «____»_____________ 2014 г.

Председатель: ___________к.филол.н., доцент Т.В. Цвигун

 

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения

Внесены следующие изменения: изменений не внесено.

Протокол № ____ от «____»_____________2014 г.

Зав. кафедрой: ___________ д.филол.н, профессор С.С. Ваулина

 

Ведущий менеджер ООП: ___________к.филол.н., доцент А.И. Александрова

 

Содержание рабочей программы

  Стр.
1. Пояснительная записка  
1.1. Цели дисциплины  
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы  
1. 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине  
2. Структура и содержание дисциплины (тематический план)  
2.1. Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)  
2.2. Содержание тематических разделов дисциплины  
3. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине  
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
4.1. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  
4.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине  
4.3. Тематика практических занятий по дисциплине  
4.4. Тематика самостоятельных работ по дисциплине  
4.5. Тематика научно-исследовательских работ по дисциплине  
4.6. Тематика текущих контрольных работ по дисциплине  
4.7. Вопросы для текущего контроля  
4.8. Вопросы для промежуточного контроля (самоконтроля)  
4.9. Вопросы для промежуточной аттестации (зачет с оценкой)  
4.10. Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
5.1. Список основной и дополнительной учебной литературы  
5.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы  
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

 

Пояснительная записка

1.1. Цели дисциплины «Проблемы современной английской литературы»: целью дисциплины является изучение одного из наиболее существенных явлений современного литературного процесса. Ее освоение предполагает формирование аналитического осмысления современной художественной теории и практики в условиях взаимодействия культур. Дисциплина посвящена углубленному изучению вопросов, связанных с теоретическими моделями, концепциями и художественной практикой мультикультурализма во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Предметом изучения является теория, эстетика и художественная практика (литература) мультикультурализма.

Задачи дисциплины:

1. Овладение современным понятийно-терминологическим аппаратом;

2. исследование социокультурных аспектов становления и развития мультикультурализма;

3. обращение к феномену мультикультурализма в многообразии форм и в разных контекстах;

4. глубокое и систематическое изучение особенностей поэтики литературных произведений;

5. осмысление значения художественной практики мультикультурализма для выработки нового художественного мышления;

6. формирование навыков научного исследования.

Составной частью предмета является история эстетических учений и литературной критики публицистики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины.

 

1.2. Место дисциплины «Проблемы современной английской литературы» в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Проблемы современной английской литературы» является частью образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 03270002.62 «Филология», профиль «Зарубежная филология (английский язык и литература)». Дисциплина «Проблемы современной английской литературы» читается в 7 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕ), из них академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем: 24 ч. – лекции; на самостоятельную работу обучающихся – 47 ч.; форма итогового контроля – зачет.

Связь с другими дисциплинами образовательной программы. В соответствиисучебным планом основной образовательной программы дисциплине «Проблемы современной английской литературы» предшествует изучение «Истории мировой литературы», давшие студентам необходимые для успешного освоения курса знания теоретического и прикладного характера. Восприятию теоретического материала и пониманию литературных феноменов способствуют знания и умения, полученные при изучении дисциплин «Полилог романных форм зарубежной литературы ХХ века» (3 курс, 5 семестр). Данные дисциплины логично дополняют друг друга, формируя у обучающихся комплексное представление о современном литературном процессе, о существующих теориях и художественных практиках в зарубежной литературе.

Также дисциплина «Проблемы современной английской литературы» частично взаимодействует с отдельными тематическими блоками параллельно читаемых дисциплин «Практикум по стилистике художественного текста» (4курс, 7 семестр), «Проблемы перевода художественной прозы» (4 курс, 7семестр).

Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной «Проблемы современной английской литературы», востребованы при изучении дисциплины «История мировой литературы (ХХ век)» (4 курс, 7 семестр).

 

1. 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Проблемы современной английской литературы»:

Компетенции Результаты обучения по дисциплине (знания, умения, навыки)
Код Содержание
ПК-1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии. Знать: иметь представление об истории эстетических учений и литературной критики и публицистики, о разных типах художественного мышления, о разных типах повествовательных практик в различные историко-литературные эпохи, уметь соотносить их с идейно-проблематическим аспектом произведения и с лингвистическим оформлением текста; о полидискурсивности современной повествовательной техники. Уметь: анализировать тексты в единстве формы и содержания, проводить лексико-семантический и лингвистический анализ текста. Владеть: навыками квалифицированной интерпретации различных текстов.
ПК-21 Знание мировой литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках   Знать: в рамках изучаемого курсаосновные этапы и события развития литературного процесса в контексте социально-гражданской и культурной истории страны изучаемой литературы. Уметь: наблюдать преемственность направлений, тем и идей в историко-литературном процессе. Владеть: навыками анализавзаимосвязи авторского типа художественного мышления с идейной направленностью художественной эпохи и типами художественного мышления предшествующих эпох.
ПК- Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.   Знать: - о сущности основных литературных явлений, понятий и идей, входящих в содержание дисциплины: культурный симфонизм, диалог культур, культурное пограничье, межкультурная коммуникация, культурная гетерогенность, гибридная идентичность и т.д.; - социокультурные аспекты становления и развития мультикультурализма; - специфику творческого процесса XXI века (транснациональность, интертекстуальность, билингвизм, синкретичность); - о картине литературного сознания XXI века. Уметь: рассматривать литературный процесс XXI века в культурном контексте эпохи (история, философия, со­циология); понимать мультикультурную специфику изучаемых литератур (американской, канадской, английской) и уметь устанавливать межлитературные связи; уметь проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное произведение в культурный контекст, соответствующий требованиям культуры речи; реферировать научные статьи по изучаемым проблемам. Владеть: уметь проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное произведение в культурно-исторический контекст эпохи. Владеть навыками реферирования научных статей.

 

2. Структура и содержание дисциплины «Проблемы современной английской литературы» (тематический план).

Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)

Темы (разделы) Количество часов
Аудиторные занятия Сам. раб.
Всего ауд. в том числе
Лекции Практ. КСР
Модуль 1.  
Тема 1. Глобализация и развитие культурных процессов в современном мире.       -     0, 5  
Тема 2. История и теория понятия «мультикультурализм».       -  
Тема 3. Мультикультурализм и постмодернизм.     -    
Модуль 2.  
Тема 4. Многообразие этно-расовых субтрадиций в культуре США и литература.     -   0, 5  
Тема 5. Афро-американская литература.       -  
Тема 6. Постколониальная культура и литература в Великобритании.     -     -  
Тема 7. Новые литературные регионы в мультикультурном пространстве.     -    
Итого часов     -    
Всего по дисциплине часов    
ЗЕ    

2.2. Содержание тематических разделов дисциплины «Мультикультурность современной английской литературы»

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
Модуль 1.
1. Тема 1. Глобализация и развитие культурных процессов в современном мире. «Три волны» Э. Тоффлера: постиндустриальное общество, «информационный взрыв». Концепция «глобальной деревни» М. Маклуэна. Значение Интернета: World Wide Web. Дискуссии о многополярной модели мира, политической корректности, толерантности, американизации, гамбургеризации и т.п. Английский язык как глобальный.  
2. Тема 2. История и теория понятия «мультикультурализм».     Понятие мультикультурализм: широкое и узкое значение, хронологические границы, динамика становления и развития термина. Мультикультурализм как политика, идеология, теория. Культурное многообразие в современном мире, проблемы столкновения и взаимодействия различных культур. Мулькультурализм и современные социо-культурные вызовы: крах мультикультурализма?
3. Тема 3. Мультикультурализм и постмодернизм. Влияние постмодернистской культуры (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Лакан, М. Фуко, У. Эко, Ю. Кристева и др.) на формирование теории мультикультурализма. Мультикультурные и постколониальные исследования: Г. Спивак, Э. Саид, Х. Бхабха, П. Чайлда, П. Уильямса и др. Книга Э. Саида " Ориентализм" и критика евроцентризма. Проблемы мультикультурализма в исследованиях отечественных литературоведов (О.Г. Сидорова, М. В. Тлостанова, С.П. Толкачев и др.). Дискуссия о мультикультурализме в современной периодике (антропологический, социологический, политологический, культурологический, литературоведческий, лингвистический и др. подходы).
Модуль 2.
4. Тема 4.Многообразие этно-расовых субтрадиций в культуре США и литература. Феномен культурного " пограничья". Современный этнорасовыйпятиугольник: белые европейцы, индейцы, афроамериканцы, латиноамериканцы (карибская субтрадиция, чиканос и др.), азиатоамериканцы (китайская, японская, корейская, индийская и др. субтрадиции). " Мультикультурный" герой в поисках идентичности (роман Дж. Кинкейд " Люси" и др.)." Азиатоамериканцы" в мультикультурной парадигме США (" Азиатоамериканцы" Дж. Фон Джин Ли, творчество Дж. Лахири и т.п.). Западный и восточный дискурсы в романах Э. Тан.
5. Тема 5.Афро-американская литература.   Особенности формирование и развития афро-американской культуры. Основные этапы формирования и развития афро-американской литературы, Гарлемский Ренессанс (" Сын Америки" Р. Райта, " Человек-невидимка" Р. Эллисона, проза Дж. Болдуина, драматургия Л. Джоунза, " Мамбо Джамбо" И. Рида и т.д.). Проблемы афроцентризма, черного радикализма, " черной эстетики" в современной американской культуре. Философско-художественное осмысление афро-американского опыта в творчестве Т. Моррисон.
6. Тема 6.Постколониальная культура и литература в Великобритании. Исторический и социально-политический контекст формирования и развития постколониальной культуры в Великобритании. Тема " культурного отчуждения" в прозе В. Найпола. Диалог восточной и европейской культуры в творчестве С. Рушди. Особенности восприятия западной культуры в творчестве К. Исигуры (" английскость" в романе " Остаток дня"). Формирование личности в кросскультурном пространстве (Х. Курейши " Будда из пригорода"). Образ Китая в книгах британских " китайцев" (Чжан Жун, Тимоти Мо и др.). Африканское мировидение в произведениях Ч. Ачибе, В. Шойинка, Б. Окри. Новая волна постколониальной литературы: " Белые зубы" З. Смит.
7. Тема 7.Новые литературные регионы в мультикультурном пространстве. Постколониальный дискурс в литературах Азии, Австралии и Азии. Особенности мультикультурной ситуации в Германии, Франции, Голландии, скандинавских странах: официальная политика, проблема иммиграции и иммигрантов и ее отражение в современной западноевропейской литературе. Англоязычная литература Индии. Этнорасовые проблемы в литературе ЮАР (Дж.М. Кутзее, А. Дангор). Взаимодействие постколониальных и региональных тенденций в канадской литературе (Н. Ричи, Р. Мистри и др.). Азиатоканадская литература (Дж. Когава, Скай Ли и др.). Проблема космополитизма и национальной идентичности в романе М. Ондаатже " Английский пациент".

 

3. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Проблемы современной английской литературы».

С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий. В лекционном курсе, помимо информативной лекции, используется форма лекции-диалога. На лекционных занятиях планируется также использование таких методов, как:

1)мозговой штурм (предложение найти спонтанное решение поставленной проблемы).

2) метод аналогий. Применение метода оправдано в лекционном курсе, значительно упрощает восприятие новой информации. Также возможно предложить студентам самостоятельно провести ряд аналогий (например, соотнести архитектонику произведений зарубежного писателя и русского в случае влияния зарубежной литературы на русских писателей; или, например, можно предложить проследить студентам развитие определенного художественного образа в мировой литературе и сопоставить, как разные авторы решают проблему данного образа в своих произведениях).

3) метод групповой дискуссии, помогающий формировать у студентов умение формулировать и выражать свою точку зрения в ходе дискуссии.

4) Метод ролевой игры, помогающий сформировать у студентов навыки умения выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций.

 

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Проблемы современной английской литературы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.