Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образы искушения современного человека падшими духами 1 страница






ЛЮДИ И ДЕМОНЫ

 

Общество любителей православной литературы

Издательство имени святителя Льва, папы Римского

Санкт-Петербург

 

 

По благословению

Преосвященного Иова,

Епископа Каширского

 


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Выход второго, дополненного и переработанного, издания «Люди и демоны» обусловлен большим интересом читателей к затронутой автором теме. Начиная с 1990 года книга выдержала не один десяток переизданий как в России, так и ближнем зарубежье. К отцу Родиону за это время пришло огромное количество писем от читателей. Сотни изломанных судеб, страшных болезней, неожиданных смертей, произошедших в результате занятий оккультизмом, снова и снова свидетельствовали автору об актуальности затронутых вопросов. Желание хоть как-то помочь людям, показать им опасность и демоническую сущность внехристианской мистики и побудило православного священника вновь взяться за перо.

В книге появилось много новых глав. В разделе «Музыка преисподней» рассматривается рок-музыка и особенно такие её разновидности, как тяжёлый металл и техномузыка. Показаны демоническая сущность этих направлений и их связь с сатанизмом.

В главе «Духовность истинная и ложная» проанализированы основные религиозные, сектантские и оккультные течения, действующие сегодня в России. Показана та великая мистическая опасность, которая грозит от них нашему народу.

В разделе «Почему победил атеизм и что нас ожидает в будущем» сделана попытка православного анализа нашего исторического прошлого, и на этой основе осуществлён поиск путей выхода русского народа из духовного и материального кризиса.

В новом издании целиком переработаны и дополнены главы, посвящённые мистическим корням преступности и учению о падших духах.

К каждой главе книги сделаны специальные приложения, куда вошли рассказы автора, посвящённые его опыту общения с колдунами, экстрасенсами и людьми, пострадавшими от оккультизма. Все эти рассказы взяты из реальной жизни и являются хорошей иллюстрацией теоретической части книги.


ГЛАВА I

УЧЕНИЕ О ПАДШИХ ДУХАХ СОГЛАСНО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ И СВЯТООТЕЧЕСКОМУ ПРЕДАНИЮ

 

Ангелы, причины их создания и назначение

Падшие ангелы или, как их ещё называют, падшие духи, демоны, бесы относятся к существам рода ангелов и несут в себе все свойства, присущие ангельскому естеству. Поэтому прежде чем говорить о падших духах, их природе и свойствах, необходимо выяснить изначальную сущность ангельской природы, причины создания ангелов и назначение.

Святитель Димитрий Ростовский указывает, что «ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён человек»[1]. Согласно святителю Игнатию Брянчанинову, образ Божий в ангелах, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается и в котором содержится мысль и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий её. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в людях. Он управляет всем существом в ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством и, следовательно, имеющие свой наружный вид.[2]

О причинах создания ангелов святитель Григорий Богослов в слове на Святую Пасху говорит: «Благость Божия не удовлетворилась созерцанием Самой Себя: долженствовало Ей излить и распространить благо, чтобы многие сделались причастниками благости, а это свойственно величайшей благости. Она, во-первых, измыслила ангелов и небесных духов. Мысль была делом, которое производилось Словом, совершалась Духом. Таким образом сотворены вторые светы, служебные первому Свету… Непрестающим ликом песнопевцев они окружают первоначальную Причину, или приносят нечто большее, по способности к тому, нежели песенное славословие, осияваясь чистейшим светом, разнообразно озаряясь им, соответственно или естеству своему, или чиноначалию»[3].

Согласно церковному преданию, наиболее ярко выраженному в труде святителя Дионисия Ареопагита «0 небесной иерархии»[4], чины ангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую входят: серафимы, херувимы, престолы. Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: господства, силы, власти. В низшую входят три чина: начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Таким образом, тайны Божии идут по нисходящей иерархии от серафимов к ангелам, причём каждая последующая иерархия посвящается только в те знания, которые способна вместить на данном уровне своего духовного развития.

Само же слово «ангел» в переводе с греческого означает «посланник». Это название ангелы получили от характера своего служения, направленного Всеблагим Богом на спасение рода человеческого. Об этом свидетельствует и апостол Павел, говоря: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1: 14). По мнению святителя Григория Богослова, «будучи служителями воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию благодати, они переносятся на все места и всем соприсутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по лёгкости естества»[5].

Впрочем, по свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, не в одном содействии спасению рода человеческого заключается служение ангелов, но от этого служения они получили название среди людей, и это название дано им Святым Духом в Священном Писании. Время сотворения ангелов точно не указано в Священном Писании, но по учению, принятому Святой Церковью, сотворение ангелов предшествовало сотворению вещественного мира и человека.[6]

Диавол, падшие духи и причины их падения

До того времени, пока диавол был ангелом светлым и святым, он обитал на небе. На небе совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господств, начал и властей (см. Еф. 6: 12). Вот что об этом говорит святой Кирилл Иерусалимский: «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3: 8). Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы — по необходимости, получив наклонность ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих получив себе имя («диавол» в переводе означает «клеветник»). Быв архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что «сатана» значит «противник». И это — не моё учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием (Иез. 28: 12—13). И через несколько слов: Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28: 15). Весьма хорошо сказано не нашлось в тебе; не отвне привнесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю (Иез. 28: 17). Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10: 18). Видишь согласие Ветхого Завета с Новым. Диавол пал и многих увлёк с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и всё, что есть худого. Через него праотец наш Адам низринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю»[7].

Другой пророк, Исаия, говоря о падшем херувиме, сатане, пишет: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14: 12—15).

Как мы видим из Библии и данного свидетельства пророка, сатана желает:

1. Быть подобным Всевышнему.

2. Желает поклонения.

3. Преданности.

4. Желает, чтобы ему служили люди, призванные служить Богу.

5. Желает, чтобы люди поверили, что он добр, а Бог зол. Хотя злые духи невидимы нашими телесными очами, но они, говорит Антоний Великий, «видимы бывают в наших грехах. Они существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога, получившие различные имена, сообразно беззаконным свойствам и делам их»[8].

В Библии мы находим следующие наименования падших духов: диавол (Иов. 1: 6—9; 12: 1-7; Пс. 106: 6; Зах. 3: 1-2; Прем. 2: 24; 1 Цар. 21: 1; 1 Мак. 1: 36; Мф. 4: 1, 5, 8, 11; 13: 19, 39; 25: 41; Лк. 4: 2-3, 5-6, 13; 3: 12, 22, 31; Иов. 6: 70; 8: 44; Деян. 10: 38; 19: 13, 15; 1 Пет. 5: 8; 1 Ин. 3: 8, 10; 2 Кор. 12: 7; 1 Сол. 2: 18; 1 Тим. 3: 6-7; Апок. 12: 9, 12; 2: 10 и др.). Слово «диавол» с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». «Сатана» в переводе с еврейского («сатан») — «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или духами злобы (Лк. 8: 2; Еф. 6: 12; Деян. 19: 13, 15), нечистыми (Мф. 12: 43-45; 10: 1), бесами (Мф. 12: 24-28; Мк. 16: 17; Иак. 2: 19), духами бесовскими (Апок. 16: 13—14), падшими ангелами (2 Пет. 2: 4; Иуд. 6 и др.).

Но преимущественно имя диавола присваивается в Писании одному, главному из злых духов и их начальнику — Люциферу (Мф. 9: 34; 25: 41; Ин. 8: 44; 1 Ин. 3: 8; Апок. 12: 9; 20: 2), который иногда называется и другими именами, например, диаволом_и сатаною (Апок. 12: 7-12), искусителем (Мф. 4: 3) и обольстителем (Апок. 12: 9), веельзевулом (Лк. 11: 15), Велиаром (2 Кор. 6: 15), Асмодеем (Тов. 3: 8), отцом лжи (Мк. 8: 44), аввадоном (Иов. 28: 22), господином смерти (Евр. 2: 14), князем мира сего (Ин. 12: 31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2: 1—2), князем бесовским (Мф. 9: 34; 12: 24), злодеем (1 Ин. 2: 13). Называются иногда детьми диавола и сатаною и люди по злым качествам души их (Ин. 6: 70; 8: 44; Ин. 2: 10; 3 Цар. 11: 14, 23, 25)[9].

Другое наименование — слово «демон». Демон (Тов. 6: 8, 15, 18; 8: 3; Втор. 32: 17) — это злой дух, диавол. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (имеет смысл «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать»)[10]. Употребляется слово «велиал» (Пс. 40: 9), означающее «негодный», «нечестивый», «злой». Велиар (2 Кор. 6: 15) — слово это с еврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой» (Втор. 12: 13; Суд. 19: 22; 20: 13; 1 Цар. 1: 16; 2: 12; 10: 27; 25: 17; 30: 22; 2 Цар. 20: 1; 17: 7; 3 Цар. 21: 10). Одновременно — «виновник нечестия, всякого зла и бедствия» (Пс. 17: 5; 40: 9). Подобным образом в Новом Завете у апостола Павла название это присваивается диаволу, виновнику идолослужения и всех злодеяний (2 Кор. 6: 15) и тёмных культов.

В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия».

Слово «веельзевул» встречается в Новом Завете (Мф. 10: 25; 12: 24, 27; Мк. 3: 22; Лк. 11: 15, 18, 19), и под ним нужно понимать начальника злых духов, или главного из них, которого иудеи называли князем бесовским и которого Сам Господь называет сатаною (Мк. 3: 21—26). Впрочем, дословный перевод этого имени означает «господин мух». Часто в Новом Завете употребляются слова «бес», «бесы», «беси», «демоны», «духи нечистые» (Мф. 7: 22; 8: 31; 9: 34; 10: 8; 12: 24-29; 17: 18; Мк. 1: 34; 5: 12; 7: 26, 29-30; Лк. 4: 41; 8: 27; 10: 17; 13: 16; Ин. 10: 20-21; 1 Кор. 10: 20-21; Апок. 9: 20; 16: 13-14 и др.). Бесами и демонами в Священном Писании называются злые духи, составляющие вместе с их князем, диаволом, тёмное бесовское царство.

После ниспадения злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 6: 12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому всё их злостное внимание обращено исключительно на близкую им землю, с тем, чтобы здесь между людьми сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность демонов, которые ни о чём не мыслят, кроме зла, ни в чём не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им.

Согласно учению святителя Игнатия Брянчанинова, «падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрствование более, нежели человеки. Люди имеют возможность переходить от плотского мудрствования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Люди не подвержены столь сильному влиянию плотского мудрствования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением.

В людях добро смешано со злом и потому непотребно, в падших духах господствует и действует одно — зло. Плотское мудрствование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший их грех — исступлённая ненависть к Богу, выражающаяся страшным непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их — гордость; они обладают чудовищным и глупым тщеславием, находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъедении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развиты между людьми.

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи людей с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти и корыстолюбие, славолюбие, живописуя перед нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью»[11].

Как указывает преподобный Нил Мироточивый, «бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но ещё и гордятся своими богомерзкими делами»[12].

Демоны ничего не могут сделать Творцу, Который, являясь Всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим, и, зная, что Господь любит Своё создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви.

В реальной жизни сатана делает всё, чтобы отвлечь человека от горнего мира, погрузить его в море чувственных страстей. Воздействуя на чувственную сферу человека, он побуждает его к пьянству, наркомании, блуду, сребролюбию и т. п. Падший дух знает: до той поры, пока грешник пресмыкается в прахе своих страстей, он не в состоянии внять призывам Всевышнего. И также, если человек удовлетворён окружающим его материальным миром, он не будет искать мира духовного, то есть Бога.

Стремясь подражать Богу, диавол постоянно занимается своего рода подлогами и подделками. Так, он подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ибо, исповедуя ложную веру, прельщённый, по сути дела, воздаёт поклонение диаволу.

Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую — явление беса в виде покойного.

Явление диавола и его действия были известны среди всех народов мира. Не случайно слово «диавол» встречается во всех мировых языках. Так, на арабском — это «шайтан», египетском — «сет», японском — «о-яма», персидском — «дев», английском — «сейтн», сирийском — «бехерит», валлийском — «пувкка» и т. д.

Внешний вид и телесный состав

падших духов

Святой Макарий Великий[13] говорит, что ангелы имеют образ и вид, подобно тому, как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид как ангела, так и души есть образ и вид внешнего человека в его теле. Тот же угодник Божий замечает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей — всё же тела. Как указывает святитель Игнатий Брянчанинов, «в собственном смысле невещественен один необъемлемый пространством Бог. Духи сотворённые бесплотны по отношению к нам. Но естество их, как естество души, пребывает неопределённым для нас по невозможности определить его... Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени — решительная нелепость. Всё ограниченное по необходимости зависит от пространства... Что же касается до слова «эфир», то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов, принадлежащих к земле, несравненно тончайшую, но неопределённую, вовсе неизвестную человекам»[14]. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «они (демоны) — тела тонкие, эфирные, тогда как напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы... Ангелы, подобно душе, имеют члены, голову, очи, уста, перси, руки, ноги, волосы – словом, полное подобие видимого человека в теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых ангелов; отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми»[15]. Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием в себе зла. Это отразилось и на их внешнем виде. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них — змеем (Апок. 12: 9). Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс. 73: 19). Естественный вид их ужасно страшен и неблаголепен, так видел Иов диавола безобразным чудовищем, и изобразил его страшною живописью слова (Иов. 39-41).

Священное Писание указывает, что демоны имеют те же чувства, какие имеет человек: зрение, слух, обоняние и осязание; оно приписывает им способность говорить; падшим духам приписывает недостатки падшего человечества, немоту и глухоту. Сам Господь назвал одного из демонов глухим и немым. Дух глухой и немой, — сказал ему Господь, — Я повелеваю тебе (Мк. 9: 25) — и глухой дух, не слышавший голоса святых апостолов и не подчинившийся их повелению, услышал голос Бога и немедленно, страшно мучась и муча, исполнил повеление Божие. При другом исцелении человека, одержимого бесом, Евангелие говорит, что этот бес был нем (Лк. 11: 14).

Вещество, из которого состоят духи, гораздо более тонкое, чем вещество тела человеческого, именно по этой причине, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, «духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди»[16]. В Деяниях святых апостолов указано, что ангел Господень восхитил Филиппа и отнёс его в Азот (Деян. 8: 39—40). В книге пророка Даниила мы читаем о том, что ангел принёс пророка Аввакума из дальнего места, чтобы тот накормил пророка Даниила, томящегося во рву со львами (см. Дан. 14: 31—39).

Способность быстро пересекать пространство имеют не только ангелы, но и демоны. Имеют бесы и возможность переносить с места на место как грубое земное вещество, так и людей. В Евангелии от Матфея мы читаем, что диавол, искушая Господа Иисуса Христа, взял Его в святой город и поставил на кровле храма, потом взял его на очень высокую гору (см. Мф. 4: 1—11). В житии святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, написано о путешествии, проделанном им верхом на бесе из Новгорода в Иерусалим и обратно. Причём всё путешествие совершилось во вторую половину ночи, то есть заняло около 2—3 часов.[17] Это свидетельствует о том, что скорость передвижения падших духов хоть и очень велика, но далеко не беспредельна.

Демоны, подобно ангелам, также имеют способность производить поразительные изменения в видимой природе. В Книге Иова мы читаем о том, как под действием диавола огонь, представлявшийся человеческим взорам спадшим с неба, пожёг принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами. Здесь же мы узнаём о том, как в результате манипуляций нечистого духа начался ураган, который разрушил дом, где собрались дети Иова, и они погибли (см. Иов. 1: 9). В Книге Товита написано о демоне Асмодее, который убил семь мужей, за которых поочередно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см. Тов. 3: 8). Действие духов на вещество посредством вещества, нам неизвестного, равно как и многие другие свойства ангелов изображены в следующей повести Священного Писания: ангел явился будущему израильскому судье Гедеону, и когда тот приготовил жертвоприношение, Ангел Господень простёр конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его (Суд. 6: 21).

Как мы видим из всего вышеприведённого, бесплотные духи, сотворённые из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены способностью оказывать сильное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно бо́ льшие знания об устроении и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими им преодолевать законы вещественного мира.

Местопребывание падших духов

Согласно учению Православной Церкви, духи имеют своё местопребывание, свои обители, соответственные естеству их и произвольно усвоенным качествам.

Местом пребывания падших ангелов соделались поднебесное пространство, которое иначе называется воздушным, земная поверхность или ад.

По свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, «пространство между небом и землёю, вся видимая нами лазуревая бездна, воздух, поднебесная служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. В Книге Иова сатана, падший ангел, представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной; он скитался по ней, быстро пролетал её, томимый ненасытною злобою к роду человеческому (Иов. 1: 7). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы поднебесными (Еф. 6: 12), а главу их — князем власти воздушной (Еф. 1: 2). Итак, падшие ангелы рассеяны во множестве в воздушном пространстве»[18].

Пребывание демонов на земле ясно свидетельствуется евангельскими повествованиями, в которых рассказывается о их различных действиях и злодеяниях. Они являются источниками различных болезней и недугов, могут входить в людей и животных и мучить их (см. Лк. 8: 33; 13: 16 и т. д.).

Демоны живут и в воде, это видно из учения Православной Церкви, которая в день Богоявления Господня в своих молитвах на освящение воды просит Бога об очищении воды от возможного присутствия падшего духа.

В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад, или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу святой пророк Исаия: Во ад снидеши, сказал он ему, во основания земли (Ис. 14—15). Совершилось предсказанное князю воздушной власти силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, как сказано в Апокалипсисе: низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать (Апок. 20: 3). Перед Вторым пришествием Господа сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли (Апок. 20: 7). Из жизнеописания святых также явствует, что глава падших ангелов сатана пребывает во аде, а на земной поверхности и в воздухе действуют бесы под управлением князей своих, то есть падших ангелов из высших чиноначалий. Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всём совершающемся на поверхности земной. Также в аду, согласно учению Церкви, находятся души грешников, которые претерпевают от демонов лютые мучения, что полностью согласно со словами Христа: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25: 41).

Образы воздействия злых духов на людей

Как уже писалось выше, всю злобу свою и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для этого они употребляют все свои возможности и силы. «Диавол отовсюду пытает, — говорит святитель Григорий Богослов, — высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он — или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью»[19]. О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел, говоря: сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их (2 Кор. 11: 14—15).

В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы. Демоны могут убивать людей, наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом). Последний пункт мы рассмотрим здесь более подробно.

Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в неё воздух. Подробное описание этого факта мы видим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил его многие годы. «Я задумался, — пишет Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось и для H.A. Мотовилова. Наступил период тягчайших мучений... «Господь сподобил меня на себе самом испытать, а не во сне и не в привидении, три геенские муки: первая — огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святого. Продолжались эти муки в течение трёх суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорел. Со всего меня по 16 или 17 раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Престали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних... Вторая мука в течение двух суток — тартара лютого геенского, так что огонь не только не жёг, во и согревать меня не мог. По желанию Его Преосвященства я с полчаса держал руку над свечою, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже… Обе эти муки давали хоть мне возможность пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем. Но третья мука геенская, хотя на полсуток ещё уменьшилась, ибо продолжалась только 1—1, 5 суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от неё! Исчезла она тоже от исповеди и Причащения Святых Тайн Господних... Эта мука была — червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и владыки Антония, не был виден, но я при этом не мог ни спать, ни есть, ни пить ничего, потому что я не только весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать…» Вскоре после этого странного и недоступного для обыкновенного человека видения Мотовилов имел видение своего покровителя — преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему скоро будет дано исцеление.[20] Это был факт открытого нападения сатаны, допущенный Господом Богом для спасения души (возможно, для исцеления от страсти гордости) Мотовилова, дружки преподобного Серафима.

Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию святителя Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объём; очевидно, что и демоны имели это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8: 29)»[21]. По свидетельству святого Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или чрезмерного холода»[22].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.