Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. История гештальт-терапии начинается с профессиональной карьеры Фрица Перлза и того духа времени (нем






Предшественники

История гештальт-терапии начинается с профессиональной карьеры Фрица Перлза и того духа времени (нем. - zeiitgeist), в котором ему пришлось жить. После получения степени доктора медицины в 1926 году он направился во Франкфурт-на-Майне в Институт военной черепно-мозговой травмы, которым руководил профессор Курт Гольдштейн. Здесь Перлз познакомился с ним и Адгемаром Гелбом и встретил свою будущую жену Лору. В то время Франкфурт-на-Майне был центром творческого интеллектуального брожения, и Перлз прямо или косвенно соприкоснулся со знаменитыми гештальт-психологами, психоаналитиками и философами экзистенциального направления.

Здесь Фриц Перлз стал психоаналитиком. Непосредственное воздействие на него оказали Карен Хорни и Вильгельм Райх, косвенное влияние - Отто Ранк и другие. Наиболее важная роль принадлежит Вильгельму Райху, который в начале 30-х годов анализировал Перлза, и был " первым, кто обратил мое внимание на самый важный аспект психосоматической медицины - функционирование двигательной системы как брони" (F.Perls, 1947, c.3).

Следует отметить еще трех человек, оказавших влияние на интеллектуальное развитие Перлза.Одним из них был философ Зигмунд Фридландер, из учения которого он заимствовал положения о дифференциальном мышлении и творческом безразличии, позднее появившиеся в его первой книге " Эго, голод и агрессия" (1947). Перлз также испытал влияние Яна Шмутца, бывшего премьер-министром Южной Африки, когда Перлз и его семья оказались в этой стране (вначале бежав из нацистской Германии, а затем из оккупированной фашистами Голландии). До того, как стать премьер-министром, Шмутц написал свою основную книгу, посвященную холизму и эволюции, в которой разнообразные аспекты окружающей среды исследовались с помощью гештальт-перспективы. Именно Шмутцу принадлежит термин холизм Третьим был семантик Альфред Кожибский, который также занял свое место в интеллектуальном развитии Перлза.

 

Со-основателем гештальт-терапии была Лора Познер Перлз. Ее влияние на Перлза, в общем, достаточно известно, стоит вспомнить, что ей принадлежит одна из глав книги " Эго, голод и агрессия". В то время, когда ее встретил Перлз, она изучала психологию во Франкфуртском университете, и в 1932 году получила степень доктора наук. Она была прекрасно знакома и испытала влияние таких экзистенциальных теологов, как Мартин Бубер и Пауль Тиллих. Немало положений из гештальт-психологии, феноменологии и экзистенциализма попало в гештальт-терапию именно благодаря ей, но ее известность и авторитет не отличались широтой, ибо она весьма мало писала под своим именем (Rosenfeld, 1978).

Хотя Перлз и прошел подготовку в качестве психоаналитика, вскоре он оказался среди тех, кого раздражал догматизм классического психоанализа Фрейда. В нашем столетии 20-е, 30-е и 40-е годы были временем серьезного брожения и бунта против ньютонианского позитивизма. Эти явления нашли отражение в науке (например, теория поля Эйнштейна), театре и танце, теологии, искусстве, архитектуре и экзистенциализме. Дух времени, в котором жили Лора и Фриц, был пропитан феноменологически-экзистенциальным влиянием, которое позже стало составной частью гештальт-терапии (Kogan, 1976). Главными заимствованиями оказались признание роли ответственности и выбора человека в создании личной экзистенции, примат существования над сущностью и экзистенциальный диалог.

Гештальт-психология, обеспечившая Перлза организационными принципами, явилась интегрирующим основанием гештальт-терапии. Основным стало понятие гештальта, которым описывалась конфигурация или модель (pattern) совокупности частей целого. Гештальт-психологи утверждали, что организм исходно воспринимает целостную конфигурацию, а не ее фрагменты или частицы. Она обладает такими характеристиками, которые нельзя выявить или отследить, анализируя составляющие ее части. Например, восприятие является активным процессом, а не результатом стимуляции остающихся пассивными органов чувств. В гештальт-психологии считается, что все без исключения ситуации и явления обладают присущей им организацией. У организма появляется способность к точному восприятию только тогда, когда он использует присущую ему возможность непосредственного переживания здесь-и-сейчас. Поэтому задача феноменологического исследования и терапии и состоит в использовании этой способности для обогащения инсайтами той структуры, которая подвергается изучению. Поскольку люди в действительности воспринимают целостную конфигурацию (такой, какой она предстает перед ними), то актуальному осознаванию следует доверять намного больше, чем интерпретациям или догмам.

 

Начальный период

Книга Перлза " Эго, голод и агрессия" была написана в 1941-1942 годах. Ее первая публикация в Южной Африке в 1946 году содержала подзаголовок " Пересмотр теории и метода Фрейда". Он был изменен на " Начала гештальт-терапии", когда эта книга вновь увидела свет в 1966 году. Сам же термин " гештальт-терапия" впервые был использован в качестве названия книги, написанной Фредериком Перлзом, Ральфом Хефферлином и Полом Гудменом (1951). Вскоре после ее появления был организован Нью-Йоркский Институт гештальт-терапии, первоначально располагавшийся в квартире Фрица и Лоры Перлзов в Нью-Йорке. Ее использовали для проведения семинаров, мастерских и групповых занятий. Среди тех, кто в то время учился у Перлза были Пол Вейс, Лотте Вейденфельд, Бак Истмен, Пол Гудмен, Изидор Фром, Эллиот Шапиро, Лео Челфен, Айрис Сангвильяно, Джеймс Симкин и Кеннет Фишер.

На протяжениии 50-х годов интенсивные обучающие группы и мастерские были проведены во многих городах США. Например, в 1954 году в Нью-Йорке была проведена показательная трехдневная мастерская для квалифицированных психологов перед тем, как состоялось собрание Американской Психологической Ассоциации, посвященное гештальт-терапии. Аналогичные мастерские в то время состоялись в Кливленде, Майами и Лос Анжелесе. В 1955 году обучающая группа Кливленда организовала Кливлендский Гештальт Институт.

В 1960 году Фриц Перлз переехал на западное побережье США, где Симкин организовал для него мастерскую гештальт-терапии. Первые обучающие мастерские были организованы Уолтером Кемплером м Джеймсом Симкином в Эсаленском Институте летом 1964 года. Под руководством Перлза и Симкина они проводились до 1968 года. А после того, как Перлз уехал в Канаду, Симкин вместе с Ирмой Шеферд, Робертом Резником, Робертом Мартином, Джеком Даунингом и Джоном Энрайтом продолжали эту работу в Эсалене до 1970 года.

В ходе начального периода своего развития гештальт-терапия прокладывала путь многим понятиям, последовательно осваивавшимся практикой эклектической психотерапии. Возбуждение, возникающее в контакте терапевта и пациента, внимание к актуальным переживаниям, активное использование эксперимента, акцент на происходящем здесь-и-сейчас, ответственность пациента за самого себя, принцип осознавания, уверенность в способности организма к саморегуляции, взаимозависимость человека и окружающей среды, принцип ассимиляции и другие понятия отличались новизной, будили энергию и часто шокировали консервативную академическую аудиторию. В то время практика психотерапии оказалась разделенной на два лагеря, один был представлен более старым традиционным подходом, базировавшимся на психоаналитической теории инстинктов, а другой - положениями, преимущественно проложившими себе дорогу благодаря гештальт-терапии. Это был период ее бурной экспансии, сопровождавшийся прояснением, интеграцией принципов и определением положений, отложенных на будущее. Например, гештальт-терапия дала зеленый свет использованию активного присутствия терапевта в отношениях, возникавших в контакте с пациентом, однако детально не исследовала составляющие исцеляющего диалогического присутствия.

 

Современное состояние

В настоящее время в мире насчитывается, по крайней мере, 62 Гештальт Института, и их число неуклонно продолжает расти. По всей видимости, в каждом крупном городе США существует как минимум один подобный институт.

При этом какой-либо национальной организации, обьединяющей гештальт-терапевтов, в США нет. Как следствие, отсутствуют унифицированные стандарты для институтов, тренеров и лиц, проходящих обучение. В каждом из них существуют свои собственные критерии подготовки, отбора членов и т.д. Предпринимавшиеся в недавнем прошлом попытки организовать общенациональную конференцию для разработки единых тренерских стандартов оказались безуспешными. Поэтому согласованные стандарты, касающиеся составных частей адекватной гештальт-терапии и необходимых характеристик гештальт-терапевта, до сих пор отсутвуют. В силу этого задача тщательной оценки образовательной, клинической и тренерской подготовки людей, именующих себя гештальт-терапевтами или проводящих тренинги в этой области, возлагается на ее потребителей (см. Yontef, 1981a, 1981b).

Что касается периодических изданий, то " Гештальт-журнал", в основном, посвящен статьям по гештальт-терапии, " Гештальт-теория" публикует исследования по гештальт-психологии, а также избранные терапевтические работы. Библиографическая информация по гештальт-терапии содержится в обзорах Когана (1980), Розенфельда (1981) и Унсонга (1986).

Поскольку за прошедшее время в области гештальт-терапии накоплен определенный опыт работы, ранее существовавшие практические подходы подверглись изменениям. Например, на начальном этапе в практике гештальт-терапии часто подчеркивалась важность использования фрустрации, смешивалась самодостаточность и способность к самоподдержке и бытовало предубежденное (abrasive) отношение к пациенту, если он манипулировал терапевтом. Этот подход, в частности, способствовал усилению стыда у пациентов, страдавших от застенчивости. Поэтому появилась тенденция большей мягости в практике гештальт-терапии, широты непосредственной экспресии со стороны терапевта, сосредоточенности на диалоге, описании структуры характера (с заимствованием ряда психоаналитических формулировок) и использовании динамики группового процесса при все меньшем увлечении стереотипными техниками.

Таким образом, пациент, оказавшийся среди гештальт-терапевтов, исповедующих новые веяния, скорее всего, должен встретиться с вниманием к принятию самого себя, мягким поведением терапевта, большим доверием к феноменологии пациента и увеличением обьема работы с психодинамическими темами. Кроме того, растет внимание к групповому процессу, включающему отношения между членами группы, и снижается роль индивидуальной терапевтической работы, при которой группа, по сути остается пассивной. Отмечается и повышение интереса к значению теоретической инструкции, теоретическому изложению и, в целом, к работе с когнитивностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.