Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные меры Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальная защита пострадавших граждан.






Для преодоления различных последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым 22 февраля 1991 г. Указанный Закон призван осуществлять защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанных территориях, и иных категорий граждан, указанных в разделе II Закона. В соответствии со ст. 2 этого Закона граждане, проживающие или работающие на территории Республики Беларусь, имеют право на получение льгот и компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, установленных законодательством РБ.

Отнесение территорий к зонам радиоактивного загрязнения (зоны эвакуации, первоочередного отселения, последующего отселения, зона с правом на отселение, зона проживания с периодическим радиационным контролем) устанавливается Законом РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Этот Закон устанавливает также право граждан РБ на получение полной, своевременной и достоверной информации об уровнях загрязнения территории радиоактивными веществами, о степени загрязненности радионуклидами продуктов питания и других товаров народного потребления, о требованиях режима радиационной безопасности.

В 1998 г. Национальным со­бранием Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-3 «О радиационной безопасности». Закон гарантирует защиту прав и интере­сов граждан, отселенных и выехавших на новое место жительства с территорий радиоактивного загрязнения, про­живающих в настоящее время на указанных территориях, регламентирует медицинский учет лиц, подвергшихся ради­ационному воздействию.

Постановлением Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 31 августа 2001 г. № 57 «О совершенство­вании диспансеризации граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним категорий населения» и приказом Министерства здравоох­ранения Республики Беларусь от 18 октября 2001 г. № 250 утверждены основные принципы и направления специаль­ной диспансеризации.

Общее руководство диспансеризацией пострадавшего на­селения в республике осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь. На этой основе организованы лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. Лече­ние и консультативная помощь оказывается в ГУ «Респуб­ликанский научно-практический центр радиационной меди­цины и экологии человека» в Гомеле, в профильных НИИ, республиканских и областных ЛПУ. С 1987 г. функциони­рует Госрегистр как республиканская часть Всесоюзного рас­пределительного регистра, с 1993 г. – самостоятельный Бе­лорусский государственный регистр лиц, подвергшихся воз­действию радиации вследствие аварии па ЧАЭС.

В1991 г. постановлением Верховного Совета Республи­ки Беларусь образован Государственный комитет по пробле­мам последствий катастрофы наЧАЭС, который в 1994 г. преобразован в Министерство почрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС; в 1998 г. при МЧС образован Комитет по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, который координирует действия в реализации государственной политики в области защитынаселения от катастрофы на ЧАЭС.

Для координации научных исследований создан научно-
технический совет, а при Президиуме Национальной академии наук Беларуси – оперативная группа; созданы специализированные научные центры НАНБ Институт радиобиологии; Институт радиоэкологических проблеми другие научные учреждения.

В итоге белорусскими учеными дана комплексная оцен­ка радиационно-экологической обстановки в стране, опреде­лены формы нахождения радионуклидов в различных эко­системах; получены результаты влияния радиации на здоровье и заболеваемость населения; предложены способы дезактивации; проведен комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Для Беларуси актуальна проблема радиоактивного стронция, период полураспада которого составляет 90–100 лет. Внедрение научных разработок позволило значительно сни­зить поступление радиоактивного цезия. Однако требуется даль­нейшее расширение исследований в этом направлении.

Проблемы Чернобыля носят глобальный характер и требу­ют совместных усилий международных ресурсов. Исходя из этого, еще на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. принята Резолюция «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствии аварии на ЧАЭС». В ней заложены организационные основы междуна­родного сотрудничества в этой сфере. С 1991 г. Республикой Беларусь заключен ряд меморандумов, соглашений, подписано не­сколько протоколов о сотрудничестве с правительствами стран и организаций, в том числе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), с Международным агентством по атомной энергии (МАГATE), отделом ООН по вопро­сам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др., зак­лючены договоры о сотрудничестве между правительствами Беларуси и Японии, Германии, Польши и другими страна­ми. Адресная помощь в основном поступает от определенно­го круга общественных организаций.

Последствия Чернобыльской катастрофы постоянно на­ходятся в центре внимания Президента и Правительства Республики Беларусь. Например, только за период с 1986 г. по 2001 г. было принято более 200 различных Указов и постановлений, ут­верждены и реализованы три государственные программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Для преодоления негативных последствий Чернобыльской катастрофы необходимо объединение усилий не только Беларуси, России и Украины, но и мирового сообщества. Важным шагом на пути решения данной проблемы явилось открытие в 2002 г. Специального сайта Chernobyl.info. Он был создан в рамках проекта «Международная информационная платформа долгосрочных последствий Чернобыльской катастрофы», финансируемого Управлением по вопросам развития и сотрудничества (Швейцария) и реализуемого совместно с Управлением по координации гуманитарной деятельности (УКГД) ООН и Программой развития ООН (ПРООН).

Последовательно и системно реализовывались в республике такие программы, как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», Президентская программа «Дети Беларуси» с подпрограммой «Дети Чернобыля» на 2006–2010 гг. В числе задач, обозначенных в подпрограмме «Дети Чернобыля», решались следующие:

– продолжать специальное диспансерное обследование детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– развивать практику оздоровления детей из районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в белорусских семьях, проживающих на незагрязненных территориях;

– организовать мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся учреждений образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

В числе мер социальной защиты этого контингента населения, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровле-ние, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиационной медицины. В рамках программы «Юнеско-Чернобыль» в республике построены, реконструированы, оснащены и успешно функционируют три центра социально-психологической реабилитации в поселках Аксаковщина, Першай, Стрешин, в которых под руководством специально обученных медицинских и социальных работников, психологов организовано комплексное обследование и лечение пострадавших, обучение и воспитание детей.

С 2006 года Всемирным банком совмест­но с Правительством Беларуси реализовывался проект по реабилитации районов, пострадав­ших в результате чернобыльской катастрофы, на общую сумму заемных средств 50 млн долл. США.

Важной составляющей улучшения усло­вий жизни в пострадавших регионах является развитие материально-технической базы, пре­жде всего медицины и образования. С 2004 года в Беларуси реализуются проекты, под­держанные правительством Японии по постав­ке высокотехнологичного медицинского обо­рудования в районные больницы и обучению персонала. С 2006 года подобные действия предпринимаются также при поддержке пра­вительства Китайской Народной Республики. Современное обору-дование поставляется в школы и больницы на загрязненных террито­риях.

Республика Беларусь выступила с иници­ативой провозгласить 2006–2016 годы Деся­тилетием ООН по реабилитации и устойчиво­му развитию пострадавших регионов. В 2007 году это предложение закрепила своим решением 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН и это решение поддержали Россия и Украина. В рам­ках данной инициативы началось осуществле­ние трех масштабных проектов международ­ной технической помощи с общим бюджетом около 4 млн евро. Реализуется региональная программа (ICRIN) с бюджетом 2, 5 млн долл. США, направленная на обеспечение инфор­мационных нужд людей, живущих на постра­давших территориях Беларуси, России и Укра­ины. Четыре агентства ООН – ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, МАГАТЭ – совместно с правитель­ствами пострадавших стран подключены к ее реализации.

Неотъемлемой частью сотрудничества является обмен опытом. Среди конференций и форумов, состоявшихся в 2010 году, следует выделить семинар «Распростра­нение современного опыта по реабилитации территорий, загрязненных в результате ава­рии на Чернобыльской АЭС». Это мероприя­тие было организовано в рамках регионального проекта технического сотрудничества МАГАТЭ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.