Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная виктимология как наука о дефектах социализации личности.






Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс развития человека на протяжении всей его жизни, который происходит под воздействием различных факторов, результатом чего является операциональное овладение набором программ деятельности и поведения, характерных для определенной культурной традиции, а также процесс усвоения знаний, умений и навыков, ценностей и норм, социальных ролей и формирование социального опыта, что способствует актуализации индивида в обществе (Э. Дюркгейм, И. Талмен, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.В. Мудрик и др.).

Термин «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида.

Таким образом, виктимология, возникшая в 50–70 гг. ХХ в. как реализация идеи изучения жертв преступления в криминологии, начала развиваться как общая теория, имеющая своим предметом исследование жертв любого происхождения. Понятие «виктимология» в российскую юридическую науку ввел Л.В. Франк. Он считал, что поведение человека может быть не только социально продуктивным, криминальным, преступным, но и неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, порой провокационным, следовательно, опасным для себя самого и окружающих, что увеличивает возможность посягательств на собственную жизнь и собственное благополучие, а также на благополучие других людей.

Практически к началу 70-х гг. ХХ в. предмет «виктимология» рассматривается как закономерности происхождения и развития, предупреждения виктимизации как негативного социального явления в обществе в контексте защиты и поддержки прав человека. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц, ставших жертвами самых разных обстоятельств, делает виктимологию междисциплинарной, комплексной наукой, не ограниченной криминальной сферой социальных воздействий на человека или группу.

Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А.В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Как правило, успешная социализация предполагает как эффективную адаптацию человека в обществе, так и способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее, тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации и самоутверждению. Так, в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью приспособления человека к жизни в обществе и степенью его обособления в обществе, то есть способность человека к своеобразному балансу между приспособлением и обособлением. В противном случае, при отсутствии такого баланса, человек рассматривается как жертва социализации. Причем стать такой жертвой может человек как адаптированный в обществе и неспособный ему противостоять (конформист), так и не адаптированный в обществе, инакомыслящий (диссидент). Любое современное общество в определенной мере продуцирует оба типа жертв. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также связаны с индивидуальными особенностями самого человека.

Таким образом, социальная виктимология изучает различные категории жертв, возникших в результате неблагоприятных социальных воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей социальный, правовой, социально-психологический статус создает предпосылки неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному, психическому, культурному развитию и самореализации личности.

В целом виктимология, синтезирующая знания о жертвах любого происхождения, может быть представлена наука, включающая следующие направления исследования:

Ø криминальную виктимологию;

Ø травмальную виктимологию (изучающую жертв некриминального травматизма);

Ø виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей и от потенциальных жертв, и др.);

Ø психиатрическую виктимологию (проблемы жертв с отклонениями в психике);

Ø виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;

Ø виктимологию технической безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности и др.);

Ø виктимологию насилия (в ее рамках – виктимологию семейного насилия, преступлений, посягающих на половую неприкосновенность);

Ø виктимологию воинских преступлений; виктимологию терроризма, захвата заложников, похищения людей;

Ø виктимологию вовлечения в деструктивные культы;

Ø виктимологию аддиктивного (зависимого) поведения.

Социальная виктимология разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание формы и методы предупреждения, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, в силу которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Разрабатывая свой круг проблем, социальная виктимология опирается на социологию, социальную философию, теорию социальной работы, психологию, криминологию, юридические науки, педагогику, этику и этнографию, конфликтологию.

Социальная виктимология связана с теорией социальной работы и социальной педагогикой, поскольку отражает особенности функций данных наук. Она изучает природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные психологические факторы, которые обуславливают социопатогенез. Социальная виктимология анализирует причины воздействия негативных явлений на индивида и разрабатывает систему предупреждения, диагностику, коррекцию отклоняющегося поведения, которое может приводить человека в состояние жертвы и носить разные формы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.