Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в области охраны труда






Постановлением Советом Министров Республики Беларусь 16.08.2005 № 904 утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь. В данном документе определены цели и задачи государственного управления охраной труда, основные принципы, направления и уровни в области охраны труда, а также основные функции органов государственного управления.

Цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Государственное управление охраной труда – деятельность субъектов государственного управления охраной труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Государственное управление в области охраны труда осуществляют:

· Президент Республики Беларусь;

· Правительство Республики Беларусь;

· республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

· местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции.

Для достижения целигосударственного управления охраной труда необходимо решение следующих задач:

· уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;

· усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;

· совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;

· сертификация систем управления охраной труда в организациях;

· включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;

· совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

1. приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

2. ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

3. комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

4. социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

5. установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

6. использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

7. информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

8. взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей;

9. сотрудничество между работодателями и работающими;

10. использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

 

1.3. Основные законодательные акты Республики Беларусь по охране труда

Согласно статьи 2 «Законодательство об охране труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) з аконодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Конституцией РБ:

· ст. 41 – гарантируется гражданам РБ право на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда;

· ст. 42 – лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения, независимо от пола и возраста;

· ст. 43 – гарантируется право на отдых (рабочая неделя – 40 часов), еженедельный отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск;

· ст. 46 – гарантируется право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

· ст. 47 – гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

Трудовой кодекс Республики Беларусь:

· определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

· устанавливает гарантии права работников на охрану труда;

· регламентирует деятельность службы охраны труда;

· устанавливает функции государства в этой области;

· предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Закон:

- расширяет круг лиц, имеющих право на охрану труда;

- определяет обязанности, права и ответственность работодателей и работающих по вопросам охраны труда;

- закрепляет систему государственного управления охраной труда;

- определяет полномочия субъектов государственного управления в этой сфере;

- устанавливает гарантии, права работающих на охрану труда;

- регламентирует порядок создания служб охраны труда и определяет ее основные функции;

- устанавливает требования охраны труда к продукции на всех стадиях производственного цикла. Предусматривает обязательность соблюдения требований охраны труда на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения;

- устанавливает требования к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных видов работ, применении инструмента;

- предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- закрепляет полномочия государственной экспертизы условий труда, органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 12 июля 2013 г. № 61-З, вступил в силу 25 января 2014 года. Настоящий Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Указ Президента Республики Беларусь " О страховой деятельности" от 25.08.2006 № 530 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулирует вопросы возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Глава 14. Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

Закон РБ «О пенсионном обеспечении» является правовой основой для проведения работы по аттестации рабочих мест по условиям труда

Закон Республики Беларусь " О санитарно-эпидемическом благополучии населения" направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, государственными комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию всех субъектов правоотношений в этой области.

Указ Президента Республики Беларусь " Об осуществлении контроля профессиональными союзами" от 06.05.2010 № 240.

Указ устанавливает принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться общественный контроль:

- социального партнерства между профсоюзами и государственными органами и иными организациями;

- законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов за нарушения законодательства при его осуществлении.

Указ определяет, что общественный контроль в форме проверок может осуществляться только в отношении субъектов хозяйствования, где работают члены соответствующего профсоюза и создана его первичная профсоюзная организация.

Указ устанавливает, что профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:

- соблюдением законодательства о труде;

- соблюдением законодательства об охране труда;

- соблюдением законодательства о профсоюзах;

- выполнением коллективного договора (соглашения).

Согласно Указу общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:

- за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах - правовые инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;

- соблюдением законодательства об охране труда - технические инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к техническому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего технического образования;

- за выполнение коллективного договора (соглашения) - правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.

Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов (далее - проверяющие) являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.

Указ также регламентирует порядок планирования и осуществления проверок, в т.ч. и внеплановых. Устанавливает ответственность должностных лиц профсоюзов, назначивших и проводивших незаконную проверку, - штраф от 20 до 100 базовых величин.

Закон " О техническом нормировании и стандартизации" регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон Республики Беларусь " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Закон определяет орган, который осуществляет государственное управление промышленной безопасностью, и органы, которые осуществляют государственный надзор в области промышленной безопасности.

Закон определяет лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификацию технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также экспертизу и разработку декларации промышленной безопасности.

В законе установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности.

Имеются также другие законодательные акты, которые в той или иной части регулируют правоотношения в области охраны труда (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.