Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерес аудитории к выступлению – психологическое условие успеха оратора.






В психологическом смысле интерес - это всегда проявление потребности человека в чем-то. Хорошее вступление помогает поддерживать завоеванное внимание.

4. Как начать свою речь?

Ø Вопросительная форма вступления. Оратор начинает свое выступление с совокупности вопросов, раскрывающих сущность проблемы, о которой пойдет разговор.

Ø Апелляция к разуму и чувствам. Цель подобного вступления - вызвать соответствующее переживание и размышления.

Ø Интригующее начало речи. Во всех случаях срабатывает вступление, которое содержит элементы интриги, неожиданности, когда вроде бы знакомая тема разговора вдруг выглядит сложной, запутанной, противоречивой, а не банально известной, как вначале могло казаться. Интригующий зачин речи связан с показом разных, порой противоположных точек зрения на решение какого-либо практического вопроса.

Ø Личная оценка фактов с элементами новизны. Непринужденный краткий рассказ создает атмосферу раскованности, доверия и позволяет затем перейти к обсуждению деловых вопросов. Очень важно, чтобы факты (события) были известны слушателям (в противном случае им трудно будет включиться в разговор, сопереживать и соучаствовать). Личная и неожиданная оценка всем известного факта имеет еще одну психологическую особенность: она подчеркивает самостоятельность оратора, смелость и независимость суждений, оригинальность, нешаблонность мышления.

Ø Апелляция к авторитету. Этот прием действенен в том случае, если авторитет известен собеседникам и пользуется у них уважением. Если имя ученого, практика неизвестно слушателям, то необходимо дать соответствующее разъяснение.

Ø Юмористическое, шутливое замечание.

Юмор и шутка должны быть уместными, отвечать предмету разговора и составу слушателей;

нельзя завоевывать благосклонность аудитории плоской шуткой или пошлой остротой;

во всем необходимо соблюдать меру: шуток должно быть немного (одна-две), но к месту.

Ø Прямой подход: сообщение причины данной встречи и переход к обсуждению конкретных вопросов. Это холодный, рациональный прием начала речи, который больше подходит для кратковременной рабочей встречи людей.

Задание: подберите примеры для каждого вида вступления.

 

Для теоретической лекции в вузовской аудитории главная цель - доказать научные истины, логически обосновать и подтвердить совокупностью специально подобранных фактов достоверность излагаемых теоретических положений, показать их прикладное значение путем иллюстрации на примерах.

Задача педагога (выступающего) состоит не столько в том, чтобы «изложить», а в том, чтобы своим изложением создать условия, максимально благоприятствующие усвоению излагаемого, в том числе определенной постановкой цели лекции, способствующей созданию таких условий.

При подготовке выступления продумывание и формулировка цели обязательны. Для кого? Только для самого оратора, чтобы он мог руководствоваться ею при изложении. Если значение и важность темы «для себя» аудитория поняла и согласилась, то значит цель выступления достигнута.

 

5. Качества убеждающей речи.

Наибольшей силой воздействия на современную (информированную и грамотную) аудиторию обладают те речи, которые,

во-первых, доказательны (рассуждения оратора убеждают),

во-вторых, информативны (содержат много нового и интересного материала),

в-третьих, теорию органически связывают с жизнью (позволяют слушателям лучше понять жизненные проблемы) и,

в-четвертых, логически стройны (изложение одного вопроса с необходимостью подводит мысль слушателей к восприятию следующего).

 

Признаки доказательности устной речи:

- обоснованность, наличие подлинных ранее доказанных или фактически достоверных положений, известных аудитории, опираясь на которые оратор может показать истинность выдвигаемых им идей, обсуждаемого предложения;

- логическая принудительность выводного знания, например при объяснении математической формулы;

- ясность восприятия аудиторией логических связей в речи оратора;

- конкретность доказательности, то есть используемые при рассуждении аргументы имеют точный адрес;

- единство чувственного (эмоционального) и рационального в речи оратора.

Убедить человека - это в конечном итоге логически и эмоционально заставить его принять доказательные рассуждения и выводы оратора, вызвать не только согласие с ними, но и готовность к их реализации.

Информативность как показатель устной речи, определяющий силу воздействия на собеседника или аудиторию, связан с новизной и полезностью информации.

Связь теории с жизнью способствует, с одной стороны, лучшему пониманию теоретических идей, а с другой - формирует у людей умение практически руководствоваться научными знаниями в повседневной преобразующей деятельности.

Для логически стройной речи характерна адекватная последовательность, цельность, неразрывность связи мыслей в ходе рассуждения.

Особую роль в обеспечении логической стройности устной речи играют переходные, связующие фразы («К этой же группе явлений относятся...», «Кроме рассмотренного события следует...», «Обобщая сказанное, можно отметить...», «Менее известными являются...», «Таким образом, сделан анализ... Переходим к следующему, более сложному вопросу» и др.).

6. Правила аргументации в устном выступлении.

Не пренебрегайте мелочами,

поскольку от мелочей

зависит совершенство,

а совершенство - это не мелочи.

Микеланджело Буонарроти

 

Тактически выгоднее сначала подавать наиболее сильные аргументы.

Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато.

Помнить о том, что сами по себе факты мало влияют на человека, ибо требуют осмысления и последующих выводов. Поэтому целесообразно приводить факты в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами.

Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если..., то...»

Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.

Приводя в качестве аргументов цифровой материал, назвать не приблизительные, а точные цифры (особенно в случаях, когда это требуют обстоятельства).

Стремиться чаще подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий.

Не убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения. Достаточно обосновать преимущества собственного мнения.

Использовать активное, а не пассивное построение фразы:

 

Вместо Надо

«это может осуществиться...» «мы это осуществим...»

«следует сделать заключение...» «можно заключить...»

 

7. Что не должен делать выступающий?

! Нельзя начинать речь с извинений. Извиняющийся тон вызывает протест у слушателей, недоумение и разочарование.

! Не вызывает интереса у слушателей и аморфное вступление. Это такой зачин речи, когда говорится много и порой даже долго, но не раскрываются цель и задача речи.

! Неуместны во вступлении излишняя пафосность (пафос – страстное воодушевление, подъём), стандартные и избитые выражения.

! Совершенно недопустимо вступление, которое прямо или косвенно намекает на превосходство оратора перед аудиторией, особенно если он с ней встречается в первый раз.

8. Основные правила поведения в споре.

 

Из двух спорящих более виноват тот, кто умнее.

И.Гете

v Доказывая справедливость своего мнения, не быть голословным, использовать убедительные аргументы.

v У важать собеседника, не допускать импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Вы все перепутали» и т.п. Лучше сказать: «Я думаю иначе», «Я понимаю вас, но не могу полностью согласиться с этой позицией, и вот почему...»

v Придерживаться темы разговора, не переводить его в другое русло.

v Говорить не все, что можно сказать, а только то, что помогает разрешить спор.

v Не считать, будто то, что понятно для вас всегда понятно и для другого.

v Обращаться к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени (имени и отчеству).

v Не стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник говорит дело и оказался прав, то надо менять свою точку зрения. Признавать свои ошибки не означает унижение в глазах партнера по общению.

v Использовать «эхо-ответ» - повторение фраз собеседника: «Так вы говорите, что...» (для лучшего понимания его точки зрения).

v Никогда не горячиться в споре. Отдавать себе приказы: «Остановись! Зачем я кричу?»

v Избегать формулировок, осложняющих течение спора:

Вместо: «Целесообразно»:

«Все вы должны признать...» «Не думаете ли вы, что...»

«Я не уверен в том, что...» «У меня сложилось впечатление, что…»

«Когда-нибудь вы поймете...» «Согласны ли вы с тем, что...»

«Вам надо…» «Я Вас правильно понял…?»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.