Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1






РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО

1. Требования к поведению говорящего.

Эффективность речи и личность говорящего.

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, - гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», - сказал Сократ.

Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительнее, если оратор известен как человек добродетельный; но она ещё более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоёвывается каждый раз заново в процессе выступления. Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов».

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете-афоризме: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

«Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, - замечает Аристотель, - потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это разум, добродетель и благорасположение.

Образ говорящего как система свойств личности.

Обобщая различные наблюдения и рекомендации перечислим и проанализируем эти свойства и способы их проявления в процессе речи:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлечённость.

Обаятельный человек – тот, кто умеет быть самим собой. Обаяние – умение быть естественным.

Речевой артистизм – умение, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Лучший образец для подражания – это вы сами – утверждает риторика.

«Право на речь» в определённом смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без реального чувства уверенности в себе и владения средствами передачи этого чувства аудитории. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего «сбивает с толку» слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну черту (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить – другого пути нет; поэтому искренность – такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, её убеждающую силу.

Слушателя надо уважать! Учитывайте противоположные мнения! – советует риторика. Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует, - рекомендует риторика. Переформулируем совет в практическом варианте: избегайте, насколько возможно, говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость оратора заразительны: они передаются слушателям, - заключает риторика.

Ставя перед собой задачу овладения ораторским искусством и для этого следя за своей речью, следует замечать, в какой мере удается проявить те качества, которые присущи хорошему ритору:

· безупречная грамотность словоупотребления и построения фразы;

· всестороннее знание предмета разговора;

· умение логически связать обсуждаемую проблему с реальными задачами и интересами людей;

· умелая постановка вопросов, с помощью которых собеседники вовлекаются в процесс обдумывания (обсуждения) проблемы и поиска способов ее решения;

· дар увлечь своей страстностью аудиторию, овладеть ею, установить с ней необходимое взаимопонимание;

· умение глубоко и вместе с тем просто разъяснять свои мысли;

· доброжелательный тон в общении с аудиторией.

 

2. Законы современной общей риторики.

Важными качествами публичной речи являются:

· свободное владение материалом (выступающий не читает текст, а рассказывает),

· эмоциональность речи (видна личная убежденность оратора по его страстности, готовности спорить и отстаивать излагаемые мысли),

· контакт с аудиторией,

· культура речи,

· доходчивость языка.

Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика, - утверждает риторика.

Законы современной общей риторики: закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон удовольствия, закон эмоциональности речи.

Внимание к адресату.

В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории). Он создаётся в результате ответов на следующие вопросы:

1. социальное положение слушателя или социальный состав аудитории (если она неоднородна, перечислить наиболее многочисленные группы); социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? учитель? товарищ? родитель? администратор? и т.п.);

2. размер аудитории (2-4 человека; 12-15 человек в комнате; 40-50 и более человек в зале);

3. возраст;

4. круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкусы…);

5. почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?

6. как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?

7.что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплочённости коллектива?

8. как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.

3. Чувство аудитории или коммуникативность.

Разговорность речи.

В настоящее время самым эффективным стилем публичной речи признан естественный, разговорный. Почему именно естественность, непринуждённость поведения человека, в частности поведения речевого, так притягательны? Вероятно потому, что они свидетельствуют о его благоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощущение комфортности передаётся слушающему, вызывая снятие напряжённости, положительные эмоции, которые адресат переносит на говорящего.

Зрительный контакт.

Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей, что говорят именно с ним.

Голосовой контакт.

Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой. Следствием будет то, что вы будете говорить не слишком тихо, а именно так, как это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним.

4. Три способа развития коммуникативности.

Риторика предлагает три способа по развитию своих способностей к коммуникативному контакту с аудиторией:

1) самоубеждение;

2) самоанализ;

3) самоконтроль.

 

1. Самоубеждение.

Для выработки настоящего контакта с аудиторией во время публичного выступления большое значение имеет умение настроить себя нужным образом.

1) Убедить себя в том, что между беседой с товарищем и речью, предназначенной для нескольких человек и даже для большой аудитории, нет чёткой и жёсткой границы. Диалогическая и монологическая речь чередуются в процессе естественного общения, переходят друг в друга (вспомните, как происходит обсуждение какой-либо проблемы в компании близких знакомых, в кругу коллег): настоящий диалог сменяется более или менее развёрнутыми монологическими высказываниями.

2) Убедите себя в том, что речь для публики – это не представление. Постарайтесь не думать о том, как вы говорите и держитесь, сконцентрируйте внимание на теме выступления – она должна интересовать вас больше, чем вы сами. Самое главное для вас во время речи – это то, о чём вы говорите, и реакция аудитории (то, как на вас смотрят, как воспринимают речь).

2. Самоанализ. Если вы человек по природе своей очень замкнутый, не всё потеряно. Дело в том, что, освоив технику общения, овладев средствами осуществления контакта с другими с помощью самоанализа, самоубеждения и специального тренинга, вы можете стать так называемым «социальным экстравертом», человеком внешне вполне контактным, приспособленным к общению не хуже настоящих, «природных» экстравертов.

3. Самоконтроль. Овладев принципами самоубеждения и самоанализа, риторически подготовленный человек не только может, но и должен постоянно контролировать собственное речевое поведение. Это значит, что нужно не просто интересоваться тем, как реагирует адресат на вашу речь, но и пристально следить за его реакцией и корректировать своё поведение соответственно этой реакции.

 

5. Приемы хорошего слушания.

Английский психолог И. Аватер в книге " Я вас слушаю..."

дает следующие рекомендации, как надо и как не надо слушать:

· Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

· Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

· Не притворяйтесь, что вы слушаете. Это бесполезно, как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах.

· Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

· Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно.

· Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

· Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

· Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.

· Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания.

· Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника.

 

" Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо», - утверждал Плутарх.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.