Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трикайя






 

Троичная структура пробужденного состояния именуется трикайя, что буквально означает « три тела ». Три измерения трикайи таковы: дхармакайя (что зачастую переводят как « тело истины »), самбхогакайя (« тело наслаждения ») и нирманакайя (« тело эманации »). Кайя на санскрите означает « тело », как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку эти термины очень важны, а их переводные эквиваленты не вполне адекватны, я вслед за Трунгпой Ринпоче буду обозначать их санскритскими словами и называть тремя кайями или, в совокупности, трикайей.

Трикайя это существительное единственного числа, так как три кайи неотделимы друг от друга и являются тремя измерениями единого целого. Самбхогакайя и нирманакайя сообща именуются рупакайя, что означает « тело формы » — в отличие от дхармакайи, которая представляет собой пустоту, лишённую формы. Как сказано в « Сутре сердца », « форма есть пустота, а пустота есть форма »; иными словами, форма и пустота неразрывно связаны между собой и не могут быть поняты отдельно друг от друга. Два измерения рупакайи это уровни, на которых сознание пробужденного существа проявляется в той или иной форме ради блага других существ. Дхармакайя представляет собой достижение просветления как свершение цели, которую преследует сам носитель просветлённого сознания, а самбхогакайя и нирманакайя существуют для того, чтобы помогать другим в достижении этой цели.

В одном из текстов, принадлежащих к циклу « Освобождения посредством слушания », трактате под названием « Самоосвобождение посредством обнажённого видения, указывающего на осознание », который мы рассмотрим подробнее в следующей главе, трикайя описывается как сама сущность сознания как такового. Об уме, или сознании, в этом тексте говорится следующее:

 

В нём трикайя нераздельна и совершенна в единении:

Пустота, в коей не существует абсолютно ничего, есть дхармакайя,

Ясность, внутреннее сияние пустоты, есть самбхогакайя,

Озарение, вездесущее и беспрепятственное, есть нирманакайя,

Эти три, совершенные в единении, есть его истинная сущность.

 

Последняя строка указывает на неразрывную связь между тремя кайями, именующуюся свабхавикакайя, т. е. « тело истинной сущности ». Эта совокупность « трёх, совершенных в единении », и есть сущность нашего сознания, структура нашего бытия и модель, в рамках которой мы функционируем. Трикайя это проявление вещей такими, каковы они в реальности, то есть чистыми и совершенными; но под влиянием невежества мы воспринимаем её как три аспекта обыденного существования. Она соответствует нашим обычным телу, речи и сознанию, а также плотному, тонкому и тончайшему планам существования. Кроме того мы воспринимаем три кайи в искажённом виде в тех привычных состояниях сознания, через которые мы проходим каждый день и каждую ночь: состояние глубокого сна соответствует дхармакайе, состояние сна со сновидениями самбхогакайе, а бодрствование нирманакайе.

Три кайи естественным образом проявляются во время трёх бардо, описанных в « Освобождении посредством слушания ». Сияние смерти, в которое умирающий человек входит на пике бардо умирания, это дхармакайя. Сияющие явления мирных и гневных божеств во время бардо дхарматы это самбхогакайя. Принятие формы живого существа в бардо существования это нирманакайя. В каждый из этих моментов существо, пребывающее в бардо, имеет возможность осознать их, распознав их истинную сущность.

Трунгпа Ринпоче рассматривал понятие трикайи в свете того, как мы относимся к духовному пути и к жизни в целом, которые всегда строятся всё по той же троичной модели [96]. В стихе, излагающем сущность бардо нынешней жизни, сказано: « Следуя по пути ума и явлений, я проявлю трикайю ». Бардо нынешней жизни это « здесь и сейчас », так что проявление трикайи это не только чудесное преображение, совершающееся с нами по достижении просветления или после смерти. Опыт трикайи можно обрести везде, ибо он постоянно присутствует в нашей жизни. Дхармакайя присутствует в чувстве открытости источнике и основании всех явлений. Самбхогакайя присутствует в чувстве изобильной энергии и священного, магического качества жизни. Нирманакайя же присутствует в чувстве непрерывно возникающих явлений, непостоянных, но ярких и живо ощутимых.

С точки зрения человека, ступающего на Путь, практика начинается с того состояния, в котором мы пребываем здесь и сейчас, как существа, воплощённые в мире людей. Продвигаясь от одной ступени практики к другой, мы переходим от осознания нирманакайи через самбхогакайю к достижению дхармакайи. Закрепив осознание дхармакайи, мы затем пускаемся в обратный путь, являя самбхогакайю и нирманакайю как выражения пробужденного состояния, с позиций полной реализации. Далее, при рассмотрении каждой кайи в отдельности, станет ясно, о чём идёт речь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.