Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика корпоративной культуры






Правила поведения, - писанные и неписанные, - складываются внутри профессиональных сообществ, в любых социальных организациях. В средневековых гильдиях нарушения такого рода правил приводили к исключению их членов из сообществ. Тогда профессиональные и другие сообщества часто имели внешние атрибуты, призванные выделить их среди других. Речь шла, с одной стороны, о покрое и цвете одежды, аксессуарах, а с другой – о тайных символах принадлежности, поведенческих знаках, по которым члены сообществ могли отличать «своих» от «чужих». Так, сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Студенты Оксфордского и Кембриджского университетов до сих пор носят галстуки определенных цветов, а студенты Тартусского университета – особые фуражки.

Термин «корпоративная культура» впервые применил в прошлом веке немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке для характеристики взаимоотношений в офицерской среде.[54]

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятие рассматриваемого феномена, приведем некоторые из них. Корпоративная культура – это:

- «система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды»[55];

- «специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела»[56];

- «система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому»[57];

- «набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий»[58];

- «набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации»[59].

- «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»[60];

- «идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя (Гибсон Дж.Л.)»; [61]

- «сложившийся психологический климат работы в компании»[62];

- «вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими»»[63];

- «комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп. (Х. Шварц и С. Дэвис)».[64]

- «уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает её от всех других в отрасли (К. Голд)».[65]

- «комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем (Э. Шайн). [66]

- «общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации (П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс 1993 г.)».[67]

Носителями корпоративной культуры являются люди. В организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу, стимулирующей определенный тип поведения. Корпоративная культура позволяет в значительной мере разрешить задачу согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.