Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика изменения в организации






Главнымрезультатом стратегического планированияявляется перспективное видение проблем развития организации всеми участниками процесса. Реализация стратегии предполагает осуществление определенных стратегических изменений в организации, поскольку вновь избранная стратегия затрагивает все подсистемы внутренней среды организации. В литературе по стратегическому менеджменту используются три термина: изменение, нововведение и преобразование.

Изменение - это постепенный процесс перевода организации на новый уровень с использованием существующих идей и концепций.

Нововведение - процесс выработки новых идей и концепций и применение их в условиях данной организации.

Преобразование - это процесс быстрого фундаментального изменения в методах работы организации, вызванный резко меняющимися условиями обстановки.

Cтратегическое развитие организации рассматривается как в большей степени непрерывный эволюционный процесс, в котором одно изменение создает необходимость в других изменениях. Фундаментальные стратегические изменения в жизни организации относительно редки, в то время как ступенчатое изменение является процессом, который возникает достаточно часто.

В социальной организации любого уровня при определенных условиях может меняться кардинальным образом:

- мировоззрение, моральные ценности;

- масштаб мышления руководителей;

- уровень технологической культуры;

- технологии деятельности;

- количественный и качественный состав работников;

- состав используемого оборудования;

- организационная структура;

- потоки информации;

- режим работы, например, для коммерческой структуры, - в связи с проявлениями криминальной конкуренции, реализацией антикризисного плана. В масштабах государства – в связи с реализацией государственной программы (индустриализация), объявлением войны и т.д.;

- мотивация работников.

В достаточно общем случае рассматривают следующие основные уровни изменений в социальной организации

- корпоративный (организационный);

- групповой (командный) - например, отдела или цеха;

- индивидуальный.

Существуют также иные уровни: семья; клан; корпорация; регион; государство; континент; блок государств; человечество (планета). При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность его осуществления.

На индивидуальном уровне решение об осуществлении нововведения может быть принято мгновенно. Иногда и сама инновация может быть произведена мгновенно. Например, бросить или начать курить. На другие изменения (места работы, учебы, образа жизни) может понадобиться несколько месяцев. Все процессы, стимулирующие или тормозящие нововведения, перебор аргументов за и против происходит внутри вас самих, а потому может быть ограничены во времени.

На уровне малой группы возникают новые аспекты, связанные с борьбой отдельных членов группы за или против инновации. Достичь единства действий можно либо приказом, либо убеждением в пользе нововведения для каждого лично, либо приходом к компромиссу путем дискуссии. Мгновенно решение не может быть принято, понадобиться обсуждение, как организованное (в виде собраний), так и в кулуарах. Возможно, что некоторые сотрудники покинут группу, либо по своей воле, либо под давлением руководства и/или коллектива.

На уровне организации в целом процесс осуществления изменения еще более сложен и продолжителен, поскольку его идея должна овладеть не только высшим руководством, но и всеми малыми группами, из которых состоит организация. Возможны противостояния различных частей организации, вплоть до забастовок и раскола организации.

Примером стратегического изменения на уровне региона является перенос акцентов в развитии Соха-Якутия. На основе произведенного стратегического прогнозирования основных экономических и иных тенденций в регионе взят курс на постепенный отход от приоритетного развития алмазодобывающей отрасли и формирование мощной инфраструктуры въездного туризма.

Преобразования на уровне государства могут занимать годы, десятки и сотни лет, а решение конфликтов порой может осуществляться в вооруженной борьбе, вплоть до гражданской войны. Ярким примером коренных изменений в масштабах государства является перестройка в СССР, приведшая к распаду сверхдержавы и возникновению на постсоветском пространстве нескольких государств.

Причиной для перемен в социальной организации может послужить:

- на макроуровне: изменение климата, мировой финансово-экономический кризис, достижения научно-технического прогресса, изменение смысла существования человеческого сообщества; новое оборудование и продукция; изменение стандартов, появление новых правил и норм; тенденции, свойственные какому-либо показателю производства или управления; новые стратегии; программы, созданные или приобретенные предприятием; новые конкуренты – в целом изменения фоновых факторов управления;

- на микроуровне: изменение целей функционирования предприятия (миссии), новые сотрудники, карьерный рост; перевод на другое место работы; жалобы из различных источников; новые должности, проекты.[5]

Типовые ситуации, в которых возникает необходимость стратегических изменений:

- внедрение автоматизированных систем управления (АСУ, АСУП, АСУТП и т.д.);

- слияние с другой корпорацией (или поглощение другой корпорации);

- изменения в законодательстве (налоговом, таможенном и т.д.);

- выход корпорации на международный рынок;

- угроза банкротства;

- внедрение достаточно масштабной инновации;

- появление нового руководителя организации (пример – Собянин в качестве мэра г. Москвы). Следствием изменений в руководстве организации нередко являются изменения в формах и методах, в тактике деятельности;

- необходимость реализации новых установок вышестоящего руководства;

- появление новой стратегии организации;

- реализация организацией масштабного бизнес-проекта;

- изменение доминирующего общественного уклада (пример – перестройка в СССР);

- объявление новой государственной политики в определенной сфере деятельности (например, в образовательной сфере - переход от поддержки традиционного фундаментального образования к болонскому процессу).

Можно выделить следующие основные модели стратегических изменений – мобилизационную, революционную, эволюционную. Мобилизационное – резкое, быстрое изменение, вызванное внешней ситуацией, воздействием внешней среды. Для фирмы – существенное изменение законодательства в сфере деятельности фирмы, наличие признаков криминальной конкуренции, враждебного посягательства, угроза рэкета, рейдерского захвата. Особый период и военное время – для государства.

Революционное – также быстрое, инициированное изнутри - самой организацией. Может меняться, в частности, организационно-правовая формы предприятия, распределение ресурсов между подразделениями, режим работы. Пример враждебного проектного взаимодействия фирмы-однодневки – так называемая «ящерица», при котором группа мошенников в случае опасности (зачастую, внимания со стороны правоохранительных органов) «сбрасывает хвост» в виде организационно-правовой оболочки (т.е. бросает учрежденную для криминальных целей фирму-однодневку).

Эволюционное – осуществляется постепенное, медленное, плавное изменение в организации. В большинстве случаев следует стремиться именно к эволюционным изменениям в организации. Вместе с тем, существуют примеры негативного эволюционного изменения. Такой пример дает, в частности, враждебное проектное взаимодействие организаций – «матрешка»[6], которое предполагает паразитирование внутри партнерской фирмы, деятельность за счет ее ресурсов – материальных и интеллектуальных. После овладения ключевыми позициями партнера (клиентская база и т.д.), достижения собственным делом состояния жизнеспособности обессиленная и опустошенная материнская оболочка матрешкой покидается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.