Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Случаев на производстве и профессиональных заболеваний






Особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как системы страхования.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок учета и расследования несчастных случаев; документальное оформление несчастных случаев на производстве.

Виды обязательного социально-страхового обеспечения, предоставляемые гражданам в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

Проведение мероприятий по предупреждению и сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Установление скидок и надбавок страхователям.


1.3. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Основы социального страхования»

Страхование в сфере социального обеспечения населения осуществляется в особых организационно-правовых формах: обязательное социальное страхование, негосударственное социальное страхование, обязательное государственное страхование.

Различие первых двух форм социального страхования зависит от того, о каких видах социального обеспечения граждан идет речь – о государственном или о негосударственном социальном обеспечении. Юридически закрепленных понятий этих видов социального обеспечения нет, поэтому их формулируют исходя из всего массива правовых норм о социальном обеспечении.

Государственное социальное обеспечение можно рассматривать как гарантированную систему материального обеспечения граждан (в денежной и, или в натуральной форме) по достижению определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, утраты трудового дохода, и в других законодательно определённых случаях, а также охраны их здоровья, и осуществляемую за счет специально создаваемых фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета, и осуществляемую управомоченными органами в порядке, установленном законодательством.

Негосударственное социальное обеспечение можно представить как систему материального обеспечения граждан, как правило, предоставляемая в денежной форме, по достижению ими определенного возраста, в случае их болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, а также охраны их здоровья, и осуществляемая гражданами добровольно за счет своих собственных денежных средств или средств, уплачиваемых за них другими лицами либо средств организаций, на основе специальных правил или договора с негосударственными организациями в порядке, установленном законодательством. (Данный вид социального обеспечения в России еще не получил своего широкого распространения.)

Указание на обязательное социальное страхование и имеющиеся особенности, как и его отличие от других форм и видов страхования, осуществляемых в порядке гражданско-правовых отношений, дается в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании).

Законодательно закрепленного термина негосударственного социального страхования не существует. Поэтому обобщенно его понятие может быть сформулировано так: негосударственное социальное дарственное социальное страхование - это отношения по защите личных имущественных интересов граждан при наступлении определенных страховых случаев (как правило, неблагоприятных последствий) за счет денежных фондов специализированных организаций (страховщиков), формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов (страховых премий) самих граждан или вносимых за них другими физическими или юридическими лицами, осуществляемое добровольно и на основе договора между сторонами страхования. Общественные отношения по данному виду страхования регулируются специальным законодательством, в т.ч. нормами гражданского права.

Обязательное государственное страхование можно представить в виде системы материального обеспечения государственных служащих систем государственной гражданской, военной и правоохранительной службы, страхователями которых выступают федеральные государственные органы исполнительной власти и осуществляемая за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном специальным законодательством Российской Федерации.

Главной целью социального страхования является защита личных имущественных интересов застрахованных граждан как физических лиц при наступлении страховых случаев (трансформации страховых рисков) путём компенсации или минимизации последствий изменения их материального и (или) социального положения, определенных в законодательстве. Иными словами, при наступлении соответствующего страхового случая происходит возмещение утраченного заработка (или иного дохода) указанным гражданам или смягчение последствий, возникающих в результате негативных воздействий перечисленных в законодательстве страховых случаев и влияющих на уровень их материального обеспечения. В обыденной жизни эта цель реализуется (проявляется) в предоставлении конкретного вида страхового материального обеспечения (трудовых пенсий или страховых пособий, иных страховых выплат) указанным категориям граждан и в случаях, перечисленных в самом выше приведенном понятии обязательного социального страхования.

Юридически закрепленных принципов социального страхования нет. Только в Законе о социальном страховании содержатся принципы его осуществления, которые в правовом смысле нельзя признавать принципами социального страхования. В литературе имеются разные предложения на этот счет. В качестве таковых могут быть предложены следующие принципы: 1) социально-страховой всеобщности и обязательности; 2) социально-страховой солидарности; 3) социально-страховой ответственности застрахованных лиц; 4) социально-страховых выплат при уплате страховых взносов; 5) социально-страхового трипартизма (трехсторонности); 6) социально-страховой гарантированности определенного уровня страхового обеспечения; 7) социально-страховой гарантированности обеспечения прав застрахованных граждан на страховое обеспечение; 8) социально-страхового самоуправления.

Рассматривая функции данного страхования, обобщенно их следует понимать как основные направления правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу распределения социальных благ и социальных услуг гражданам, подлежащим социальному страхованию. К таким функции относят: компенсаторную (возмещающую), предупредительную (превентивную), реабилитационную (адаптационную, интеграционную), производственную, демографическую и др.

При изучении второй темы – «Обязательное социальное страхование как основной вид социального страхования и как система» – прежде всего, необходимо вспомнить имеющиеся виды социального страхования. Это впоследствии поможет сформулировать общее понятие системы социального страхования, отталкиваясь от существующего определения самого термина «система». Именно элементный состав (наличие частей в виде подсистем, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы) характеризует не только своеобразие каждого из них, но и показывает общность цели страхования как комплексного образования.

Помимо этого следует обращаться к положениям Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», так как в нем даётся не только определение данного страхования, но и ответы на другие вопросы. Анализ понятия обязательного социального страхования позволит выявить имеющиеся его особенности и отличие от других форм и видов страхования, например, осуществляемых в порядке гражданско-правовых отношений. Такое страхование определяется как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование как система (и как основной вид социального страхования) обладает своим набором специфических признаков, с помощью которых его можно отделить от других имеющих видов страхования. Эти признаки могут быть таковыми: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках (фондах социального страхования), за счет которых предоставляется социальное страховое обеспечение; 2) круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников обязательного социального страхования; 3) страхователи; 4) страховщики; 5) виды социальных страховых рисков; 6) виды социального страхового обеспечения.

Изучая тему «Правовые, финансовые и организационные основы обязательного социального страхования», студенты должны иметь в виду комплексный характер данного страхования как системного образования, состоящего из совокупности различных общественных отношений. Эти отношения, хотя и являются самостоятельными относительно друг друга, но взаимосвязаны общей целью страхования.

Раскрывая правовую основу обязательного социального страхования, учащиеся должны не только сформулировать её понятие, но и дать её характеристику. При этом необходимо видеть нормативно-правовой способ правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию как основной из способов – с учетом существующей классификации нормативных правовых актов. Знание и специфика договоров, существующих в отдельных видах данного страхования, позволит более полно представлять правовую базу данного страхования.

Финансовая основа обязательного социального страхования может быть уяснена при условии, что студенты правильно понимают имеющиеся источники финансирования такого страхования. Этому будет способствовать знание федерального законодательства о страховых взносах (в частности, положений Федерального закона от 24 июля 2010 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), ибо они являются основным финансовым источником обязательного социального страхования. Помимо этого необходимо иметь в виду и ассигнования из государственного бюджета, которые являются дополнительным финансовым источником обязательного социального страхования.

Уяснению сущности организационной основы изучаемого страхования должно предшествовать изучение его функционирующей организационно-управленческой системы. В структурном составе такой системы важная роль отводится специально для этого образованных внебюджетных фондов социального страхования. Это позволит учащимся четко представлять существующие связи таких фондов не только с другими субъектами социального страхования, но и иными участвующими в страховании сторонами.

Знание указанных выше основ обязательного социального страхования облегчит понимание четвёртой темы изучаемой учебной дисциплины – «Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Изучению данной темы должно предшествовать определение социальных страховых рисков и случаев, уяснение круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Необходимость их выявления диктуется спецификой данного вида социального страхования.

Особое внимание должно быть уделено существующему социально-страховому обеспечению, так как имеются различные его виды, правила определения размеров и сумм, основания и условия предоставления.

Полное представление о данном страховании студент может иметь, если ознакомится с действующими правовыми нормами, которые представлены в нормативных правовых актах разной юридической силы – федеральных законах и подзаконных актах.

При этом следует иметь в виду, что к кругу застрахованных лиц по данному страхованию относятся не только трудозанятые слои населения, но и другие категории граждан. К таковым относится самозанятое население – индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной юридической практикой (адвокаты и нотариусы, частные детективы и охранники) и др.

Знание существующей системы обязательного социального страхования в стране и ее классификационных признаков позволит учащимся чётко выделить относительную самостоятельность социального страхования в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством как часть общей социально-страховой системы.

Социальные страховые риски, которым подвергаются работники и другие категории трудозанятого населения, а также возникающие социальные страховые случаи вызывают необходимость их материального обеспечения. Поэтому учащиеся должны знать не только имеющееся социально-страховое обеспечение, например, в виде соответствующих пособий, а также правильно применять к ним установленные законом основания и условия их предоставления.

При изучении темы «Обязательное пенсионное страховании» учащиеся должны четко различать круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и лиц, которым предоставлено право добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию. Существование таких лиц главным образом обусловлено разными условиями обеспечения граждан работой или занятостью – в порядке трудовых отношений или самостоятельной занятостью. Понимание этих особенностей позволит учащимся видеть различия в условиях предоставления трудовых пенсий, их структуру, правила исчисления размеров пенсий.

Учащиеся должны иметь представление о цели индивидуального (персонифицированного) учета в сфере обязательного пенсионного страхования. Именно с помощью такого учета застрахованные граждане могут знать объём своих пенсионных прав и защищать их при нарушении.

Учащимся необходимо знать, что до настоящего времени отсутствует единый законодательный акт, который бы регулировал весь спектр обязательных пенсионных страховых отношений. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании», хоть он так называется, но по своему содержанию таковым в полной мере признать нельзя, так как вопросы пенсионного обеспечения регулируются нормами другого Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Поэтому студенты должны проводить разбор многих правовых норм, регулирующих виды трудовых пенсий, основания и условия предоставления, их размеры.

Отдельному рассмотрению и анализу должны подвергнуться пенсионные нормы о досрочных пенсиях, об оценке пенсионных прав граждан, о способах повышения размера пенсий и валоризации (как метода увеличения сумм пенсий).

Обязательное медицинское страхование (тема 6) традиционно рассматривается как страховая форма охраны здоровья граждан. Сложный субъектный состав правоотношений по обязательному медицинскому страхованию предполагает рассмотрение каждого из них. При этом надо четко различать целевое назначение Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Студенты должны также видеть отличие данного вида страхования, от выше рассмотренных видов. Оно заключается в натуральном предоставлении застрахованным гражданам медицинской помощи и лечения (в не денежной форме), в безусловности прав граждан на такую помощь в объёмах, устанавливаемых базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованных граждан. Так как такое право подтверждает страховой медицинский полис, то студентам необходимо знать порядок обращения за ним и выдачи гражданам, его значение.

В теме 7 студенты должны освоить обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как особенной системы социального страхования. Для этого необходимо обратиться к норам одноименного федерального закона 1998 г.

Специфика данного вида обязательного социального страхования предопределяет не только знание круга лиц, подлежащих данному страхованию, но существующие классы профессионального риска. Это связано с наличием производств в организациях, имеющих разные условия труда, в которых существуют или сочетаются опасность, вредность, тяжесть, напряженность и интенсивность выполняемых работ.

Порядок учета и расследования несчастных случаев; документальное оформление несчастных случаев на производстве.

Виды обязательного социально-страхового обеспечения, предоставляемого гражданам в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

Проведение мероприятий по предупреждению и сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Установление скидок и надбавок страхователям.


Планы семинарских занятий учебной дисциплины

«Основы социального страхования»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.