Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексивные отчеты о коучинг занятие № 1

 

Темакоучинг-сессии: «Как использовать приемы критического мышления в практике преподавания?»

 

Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску информации. Дети часто испытывают затруднения в восприятии школьного материала. Причина этого недостаточное мышление и особенно критическое. Мыслить критически – это умение оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление помогает ученику формировать собственное мышление, умение анализировать, позволяет развивать культуру диалога. Модуль «Критическое мышление», равно как и другие модули, важен в программе любого учебного заведения. Современные реалии требуют от человека быть более мобилизованным, коммуникативными. Я как руководитель метод объединения и просто учитель, не редко бываю на уроках своих коллег. Многие из них, используют приемы критического мышления, кто-то постоянно, кто-то время от времени, и обычно это несколько излюбленных приемов. Лицей физико-математический, технические дисциплины преподаются углубленно. Коллектив состоит из учителей, 80% которых имеют высшую категорию. Поток информации большой. Но не все учителя могут донести ее до учащихся, добиться запоминания, понимания, и как следствие применения. Иногда чем больше информации, тем меньше интерес. И для того, чтобы ученик смог освоить какие-то знания и применить их на практике, необходимо развивать навыки критического мышления. Одной из задач коучинг занятия было расширить кругозор коллег, чтобы в их арсенале были разнообразные приемы и стратегии критического мышления, применение которых на уроках в наше время является актуальной необходимостью. А второй – заинтересовать их данной темой, чтобы им хотелось продолжить самообразование. Всё, это обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью проведенного коучинга было оказание содействия участникам в понимании критического мышления и применения данного модуля в учебном процессе.

Для проведения данного занятия мною был подготовлен ряд заданий, иллюстрирующих приемы критического мышления. Я решила применить такие стратегии, как «Пазл», «Мозговой штурм», «Сортировка», «Классификация», «Пирамида приоритетов», «Фишбоун», т.е те стратегии, которые мои коллеги использовали реже или же вовсе не применяли в своей работе.

На занятие пришло 14 педагогов различной специализации, хотя первоначально собиралось человек 8-9.

На стадии вызова был использованы два приема: «Пазл» и «Мозговой штурм». Сначала разделились на группы, для этого каждый, взял одну из частей от 3-х фотографий, затем группы собрали пазлы, у каждой было свое изображение (фото из школьной жизни). Было предложенопридумать названия к каждой из фотографий, с различных точек зрения: учитель, ученик, родитель. Затем группы озвучивали названия, другие предлагали альтернативу. Пришли к мнению, что приемы будет хорошо использовать на стадии вызова или в середине урока, когда внимание детей начинает рассеиваться, и что они понравятся ученикам. После была озвучена тема коучинга.

Следующее задание: у каждой группы список, вычеркивая лишнее, нужно оставить свойства критического мыслителя. Все группы справились с заданием и смогли это обосновать. Так же после просмотра презентации обсудили соответствие свойств критического мыслителя уровням учебных целей (Таксономия Блума).

Затем я провела разминку, чтобы улучшить настроение и дать заряд бодрости.

После разминки я предложила учителям задание на построение «Пирамида приоритетов». Участники получали наборы важных вещей или событий в жизни ученика, их нужно было ранжировать с трех позиций от имени ученика, учителя и родителя.Работа вызвала бурные дебаты среди коллег, как в группах, так и между группами при защите, т.к. мнение двух групп почти совпало, а в третьей очень отличалось. При рефлексии к данной работе пришли к мнению, что не всегда взрослый прав, и хоть иногда при составлении заданий на них нужно посмотреть глазами учащихся.

Следующим этапом была презентация «Коучинг» и краткий рассказ, что это такое. Это было необходимо, чтобы показать основные идеи данного процесса, его ценность и применение. Для многих в лицее понятие «Коучинг», ассоциировалось просто с тренировкой или еще одним семинаром.

Завершающим было задание по составлению схемы «Фишбоун» - «Отличается ли коучинг от семинара?». Оказалось, что почти никто не знаком с этим приемом, но тем не менее, все увлеченно выполняли это задание. Обсудили положительные стороны коучинга и семинара. После чего были сделаны выводы: «коучинг более эффективный при процессе обучения»; «коучинг имеет больше позитивных сторон для результативного процесса обучения»; «коучинг и семинар по-разному решают проблемы получения информации».

В конце занятия мы провели рефлексию. Приём «Телеграмма». Каждый кратко написалсамое важное, что уяснил с пожеланиями соседу по группе и отправил (обменялся).

Мне очень пригодилисьнавыки общения. Активное слушание и диалог помогли взаимопониманию и уточнению. Открытые вопросы, например «Необходимо ли учитывать мнения учителей, родителей, детей при компоновке домашнего задания?», привели к пониманию применения и эффективности задаваемых вопросов. Пояснительные вопросы, например, «Как вы думаете, для чего была выполнена данная работа?», вызвали бурное обсуждение и лучшее понимание метода. Краткое обобщение использовалось мной для формулирования общей мысли и обратной связи. Внесение предложения, в ситуациях, когда какая-то группа испытывала сложность с составлением пирамиды приоритетов или в сортировке.

При проведении коучинга, я постаралась учесть интересы учителей, рассматривая актуальные для них проблемы.Коллеги попробовали совместно найти ответы. Надеюсь, что от этого приведет к тому, что мы будем больше общаться и интересоваться мнением друг друга.

Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные цели были достигнуты. Многие учителя выразили свою благодарность и сказали о пользе посещенного занятия. После такогозадания становиться понятней, каким образом проходит работа, сколько времени требует, какие усилия прилагает учащийся, какие мыслительные процессы осуществляет. Коучинг взрослых увлек, учителя вошли в роль, обучающихся, с интересом и со всей серьезностью выполняли задание. Если такие приемы на критическое мышление интересны им, то они будут скорей всего интересны и учащимся.После коучинга ко мне подходили учителя и интересовались, какие можно применить еще приемы при проведении занятий, а при посещении уроков я увидела плоды нашей работы. Например, на уроке алгебры у Ирины Витальевны: цепочки, лови ошибку и др., на биологии у Инессы Викторовны постановка проблемных вопросов, создание кластеров по новой теме.

В роли коуча выступать тоже не совсем просто, испытываешь определенную ответственность за представленную информацию. Нельзя торопиться, но и затягивать тоже нельзя. По ходу коучинга я старалась направлять коллег, задавать вопросы, подводить к принятию решений. В этом и есть отличие процесса коучинга от учительства. Недостаток в том, что открытых вопросов должно быть больше, закрытых меньше. Не надо торопиться отвечать, дать возможность высказаться всем, но при этом не выходить за временные рамки.

Я буду при проведении следующих коучингов обращать больше внимание на качество задаваемых вопросов, буду учиться меньше говорить, а больше слушать, дам организовать диалог. Попрошу коллег оценить мои качества как коуча. Так же я думаю нужно расширить список рассматриваемых проблем и провести сессии, на которых рассмотреть другие приемы развития критического мышления.

Таким образом, анализируя данное занятие, прихожу к выводу, что смогла расширить знания коллег о стратегиях критического мышления, подвести их к необходимости применения на уроках, тем самым достигнув поставленной перед собой цели.

 

 

Используемая литература

Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье (2014)

Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Корнилова Т.Б., Оракова А.Ш. (2014) Настольная книга учителя-коуча.

Раздаточные материалы: третья неделя, издание третье (2014)


 

Коучинг 1 Дата: 26.03.2014
Тема коучинг-сессии: «Как использовать приемы критического мышления в практике преподавания?»
Модуль: Критическое мышление, новые подходы
Ссылки:  
Общиецели: Оказание содействия участникам в понимании критического мышления и применения данного модуля в учебном процессе.
Результаты обучения: Участники заинтересуются и поймут актуальность применения приемов критического мышления для улучшения качества преподавания. Участники осознают что, для того, чтобы принимать взвешенные решения нужен анализ ситуации с различных точек зрения.
Ключевые идеи: Применение приемов критического мышления на уроках в наше время является актуальной необходимостью. В помощь учителям, производится демонстрация некоторых из них.
Вводнаячасть 15 мин. 1. Деление на группы.Каждый участник берет одну из частей от 3-х фотографий. Собираются группы, у каждой свое изображение. 2. Задание 1. Придумать названия к каждой из фотографий, с различных точек зрения: учитель, ученик, родитель. Каждая точка зрения - не менее одного названия. Каждая группа озвучивает названия. 3. Тема. 4. Видеоролик. На стадии вызова был использованы приемы «Пазл» и «Мозговой штурм». Участники сначала практическим путём собираютфото, с которым будут работать, а затем пытаются сформулировать названия, с различных точек зрения. Рефлексия. 1.На каких этапах урока можно использовать данные приемы КМ? 2.Какую реакцию можно ожидать от учеников на данный прием?
Основнаячасть Этап 1 25 мин. Задание 2. У вас есть список с названиями. Выберите, с вашей точки зрения свойства критического мыслителя, лишнее вычеркните. 1. Активно делиться новыми знаниями 2. Видит критическое мышление как пожизненный процесс самооценки 3. Все принимает на веру 4. Всегда принимает чью-либо точку зрения 5. Готов менять мнение 6. Ждет выявления всех фактов, прежде чем делать оценку 7. Задает вопросы 8. Избегает проблем 9. Индивидуалист, не любит делиться знаниями 10. Ищет доказательства 11. Ищет новые решения 12. Ищет ясности и точности 13. Любопытство 14. Не любит задавать вопросы 15. Не признает нового 16. Необщительный 17. Необязательный 18. Осторожный и активный наблюдатель 19. Оценивает утверждения и аргументы 20. Получает удовольствие от процесса обучения 21. Принимает недостаток знаний и понимания 22. Принимает убеждения и мнения других 23. Различает факты и мнения 24. Рефлексивность 25. Решает проблемы 26. Считает, что знает все 27. Трусливый 28. Хочет проверять убеждения, предположения и мнения Задание 3. Обсуждение. Соответствие свойств критического мыслителяуровням учебных целей (Таксономия Блума). Рефлексия к заданию 2. Какие свойства вы оставили, а какие убрали? Обоснуйте выбор. Выступления спикеров групп.   На данной стадии применили приемы «Сортировка» и «Классификация».Данные приёмы способствует развитию аналитического мышления и внимания участников, применению знаний.    
5 мин Разминка.Шумдождя.  
Основнаячасть Этап 2 20 мин. Задание 4. Пирамида приоритетов. Участники получают набор важных вещей или событий в жизни ученика, среди которых они должны выбрать наиболее важные, затем менее важные и так до самых незначительных. Группа должна быть готова объяснить свои приоритеты и защищать их. Они должны понимать, как приоритеты влияют на принятие решений. Группа выполняют работу от имени ученика, учителя и родителя. 1. Сон 2. Еда 3. Компьютерные игры, интернет 4. Общение с друзьями 5. Учеба 6. Спорт 7. Музыка 8. Дисциплина 9. Здоровье 10. Помощь родителям 11. Книги 12. Культурный досуг 13. Одежда, мода 14. Общественные обязанности Рефлексия. ü Трудно ли было строить пирамиду? ü Существует ли единственно верный способ расстановки? ü Как можно учитывать интересы детей, родителей при подготовке к уроку? ü Необходимо ли учитывать мнения учителей, родителей, детей при компоновке домашнего задания? ü Всегда ли взрослый прав? ü Как вы думаете, для чего была выполнена данная работа? ü На какие мысли она вас наводит?    
Основнаячасть Этап 2 20 мин. 1. Презентация «Коучинг», краткий рассказ.   2. Задание 5. Составить схему «Фишбоун» - отличие коучинга от семинара. Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или опыту). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Рефлексия. Мы сегодня собрались на коучинг. Что такое коучинг? Чем отличается коучинг от семинара? Фишбоун. Защитаработы.
Рефлексия 5 мин. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по группе и отправить (обменяться). Анкетирование. Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Оченькраткаязапись.
Источники: 1. 6_L2W1D3_Коучинг учителей 2. 1_L2W1D3_Презентация_Что такое коучинг.ppt 3. Видеоролик «Очень позитивный мультик.mp4».
Рекомендуемаялитература:
  1. Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье (2014)
  2. Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Корнилова Т.Б., Оракова А.Ш. (2014) Настольная книга учителя-коуча.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Увеличиваем число постоянных гостей | Задачи для самостоятельного решения_1




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.