Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных терминов. 1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств)






1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств), творчества, вопросов художественного восприятия

2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства

3. Ренессанс — эпоха в истории культуры и искусства, у некоторых авторов определяемая как позднее средневековье. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на периоды и датируют второй половиной XIII – XVI вв.

4. Трактат — традиционное, восходящее к римской античности название для научных сочинений, ставящих перед собой цель детального и всестороннего анализа отдельного предмета (например, «трактат о живописи»).

5. Манера — в современном искусствоведении и художественной критике — индивидуальные стилистические особенности работы того или иного мастера. В эпоху итальянского Ренессанса — также стиль больших исторических периодов или поколений художников (например, «манера древних»)

6. Учение о перспективе — один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, предлагающий разные варианты изображения пространства на плоскости и особенно ценимый в эпоху Ренессанса

7. Учение о пропорциях - один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, соприкасающийся с математикой и концепцией гармонии. В случае мастера изобразительного искусства — также с реальным натурным изучением человеческого тела.

8. Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.

9. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем.

10. Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (см. Академия изящных искусств (художеств).

11. Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса

12. Академия изящных искусств (художеств) — важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства, а также учреждение, осуществляющее практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Образцовое учреждение — Королевская Академия изящных искусств в Париже (была основана в 1648 г.)

13. Теория выражения/экспрессии — одна из сфер наблюдения и изучения человеческого тела в области изобразительного искусства и художественной педагогики, исследующая преимущественно связь между эмоционально-физиологическими состояниями и мимикой. Вопросы теории выражения были в целом разрешены в XVI — XVII вв.

14. Идеализм — философские направления разных эпох, отталкивающиеся от рассуждений Платона о мире идей - пробразов объектов и ситуаций реального физического мира.

15. Рококо — стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры.

16. Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на социальные, моральные и иные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии

17. Живописцы эпохи Просвещения — ряд французских художников, в творчестве которых воплотились идеи французских и европейских просветителей — с точки зрения выбора сюжета, интереса к определенным жанрам или их трактовкам, формальной ориентации на искусство Голландии XVII в. и тому подобное. Основные представители: Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз.

18. Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Характерные представители: А. Р. Менгс, Ж. М. Вьен, А. Кауфман, А. Канова.

19. Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.

20. Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).

21. Философия искусства — термин, обычно обозначающий рассуждение о вопросах искусства и творчества, предпринятое с философских позиций. Например, «Философия искусства» Шеллинга — случай идеалистической интерпретации целей и задач художника. Наоборот, у И. Тэна «философия искусства» - условный термин, появление которого связано с неустойчивой научной терминологией, и концепция этого автора не имеет отношения к каким-либо философским учениям.

22. Искусствоведческий очерк — форма искусствоведческого текста, нацеленная на задачу популяризации каких-либо художественных явлений или доступного изложения научной проблемы, профессиональной дискуссии. Аналитические аспекты при этом могут присутствовать в изложении, однако автор очерка опускает строгую аргументацию своей позиции, позволяет себе субъективные и эмоциональные высказывания и др. Становление этой формы связано с деятельностью Дж. Рёскина (например, «Прогулки по Флоренции»). Одно из важнейших требований к очерку — литературные достоинства изложения

23. Проблема формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»).

24. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин.

25. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника.

26. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ.

Список рекомендуемой литературы.

 

1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Том 1, 1935. - 392 с. Том 2, 1937. - 800 с.

2. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с.

3. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Gaudeamus, 2003. - 768 с.

4. Беллори Дж.П. Идея живописца, скульптора и архитектора… // Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - С. 209 - 222

5. Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 256 с.

6. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.

7. Буркхардт Я. Рубенс. - СПб.: Академический проект, 2000. - 240 с.

8. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил.

9. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.

10. Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

11. Ван Мандер К. Книга о художниках. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 608 с.

12. Варбург А. Великое переселение образов. - СПб.: Азбука-Классика, 2008.- 416 с.

13. Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.

14. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Издательство В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.

15. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.

16. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.

17. Виньола Дж. да. Правило пяти ордеров архитектуры. - М.: Архитектура-С, 2005. - 168 с.

18. Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. - М.: КомКнига, 2011. - 320 с.

19. Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. - С. 459 – 475

20. Гейнзе В. Ардингелло и блаженные острова. М. - Л.: Academia, 1935. - 596 с.

21. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М. - Л.: Гослитиздат, 1959. - 392 с.

22. Гёте И. В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975. - 624 с.

23. Гёте И. В. Собрание сочинений. Том десятый: Об искусстве и литературе. М: Художественная литература, 1980. - 511 с.

24. Гиберти Л. Commentarii (Комментарии). - М.: Изогиз, 1938. - 104 с.

25. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.

26. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.,: Логос, 2011. - 144 с.

27. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.: ил.

28. Даниэль С. М. Европейский классицизм. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. - 304 с.

29. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. - М.: Искусство, 1986. - 200 с.

30. Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.

31. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В двух томах. Том 2. XVI век. - М.: Искусство, 1978. - 394 с.: ил.

32. Дидро Д. Салоны: в 2 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 1. - 267 с.: ил. - Т. 2. - 398 с.: ил.

33. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 6: Искусство. - М., 1946. - 640 с.: ил.

34. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль. 1991. - 608 с.

35. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.

36. Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 704 с.: ил.

37. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.

38. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

39. Золотов Ю. Пуссен. - М.: Искусство, 1988. - 376 с.: ил.

40. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. - СПб.: Алетейя, 2001. - 454 с.

41. Зубов В.П. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921 — 1963. - СПб.: Алетейя, 2006. - 632 с.

42. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - М.: Наука, 2008. - 350 с.

43. История искусства зарубежных стран 17 — 18 веков / ред. В. И. Раздольская. - СПб.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 536 с.: ил.

44. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2 томах. Том 1. 1901-1914. - М.: Гилея, 2008. - 432 с.: ил.

45. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - 240 с.

46. Кантор А. М., Кожина Е. Ф., Лившиц Н. А.и др. Малая история искусств. Искусство XVIII века. - М.: Искусство, 1977. - 376 с.: ил.

47. Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. - М.: Искусство, 1964. - 703 с.: ил.

48. Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия " Десять книг об архитектуре". - М.: КомКнига, 2010. - 160 с.

49. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 224 с.

50. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957. - 519 с.

51. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. - М.: Искусство, 1965 – 1970

52. Мириманов В. Б. Императив стиля. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 200 с.

53. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. - М.: Искусство 1956. - 519 с.

54. Моррис У. Искусство и жизнь. - М.: Искусство, 1973. - 512 с.

55. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.

56. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2007. - 352 с.

57. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 240 с.

58. Панофски Э. Перспектива как «символическая форма». - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 336 с.

59. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. - СПб.: Азбука- Классика, 2006. - 640 с.

60. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.

61. Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.

62. Петракова А. Е. История изобразительного искусства Древней Греции и Рима в отечественных трактатах второй половины XVIII — начала XIX вв. // Из истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. ст.: СПбГУКИ. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 6 - 30

63. Пруст М. Памяти убитых церквей. - М.: Согласие, 1999. - 164 с.

64. [Пуссен Н.]. Письма Пуссена. М. – Л.: Искусство, 1939. - 208 с.

65. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.

66. Раппапорт А. 99 писем о живописи. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.

67. Рёскин Дж. Законы Фиезоло. Истинные законы красоты. - Либроком, 2011. - 152 с.

68. Рёскин Дж. Искусство и действительность. - М.: Типография тов-ва И. Кушнарев и К, 1900. - 319 с.

69. Рёскин Дж. Камни Венеции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 368 с.

70. Рёскин Дж. Лекции об искусстве. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2008.- 320 с.

71. Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 248 с.

72. Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 384 с.

73. Рёскин Дж. Современные художники: Общие принципы и правда в искусстве. - М.: Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1901. - 476 с.

74. Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. - М. - Л.: Искусство, 1977. - 480 с.: ил.

75. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х томах. - М.: Искусство, 1985. - 1056 с.

76. Спор о древних и новых. - М.: Искусство, 1985. - 472 с.

77. Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 6: История живописи в Италии. - М.: Правда, 1959. - 560 с.

78. Таруашвили Л.И. К вопросу о теории стиля: заметки нетеоретика. // Эпохи. Стили. Направления. Сб. ст.: РАХ. - М.: Памятники исторической мысли, 2007. - С. 25 – 51

79. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. - М.: Наука, 1987. - 360 с.

80. Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избранные статьи и очерки. - М.: Советский художник, 1987. - 320 с.

81. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.

82. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

83. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.

84. Форстер Г. Избранные произведения. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. - 632 с.

85. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.

86. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.

87. Фюзели Г. Афоризмы, относящиеся главным образом к изящным искусствам // Шестаков В. Генри Фюзели: Дневные мечты и ночные кошмары. - М., 2002. - С. 199 – 271

88. Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.

89. Херберт З. Натюрморт с удилами: Очерки. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. - 304 с.

90. Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987. - 256 с.: ил.

91. [Челлини Б.].Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. - М.: Зарубежная классика, 2002. - 544 с.

92. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. - М.: БиблиоПолис, 2008. - 304 с.

93. Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. 1988. - С. 385 – 429

94. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

95. Шестаков В. П. Эстетика Морриса и современность. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 256 с.

96. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. - 926 с.

97. Эстетика Винкельмана и современность. Сб. ст.: РАХ. - М., НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1994. - 244 с.

98. Эстетика немецких романтиков. Антология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 576 с.

Обзорные публикации:

99. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.

100. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969

101. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.

Задание к зачету

 

На зачете потребуется ответ на специальный вопрос по выбору + собеседование по курсу.

 

 

Специальное задание – найти, прочесть и проанализировать тексты из списка ниже.

У некоторых публикаций есть альтернативные издания (Вазари, Пэйтер, Леонардо и др.)

Готовьте разные вопросы!

 

 

1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Том 2, 1937. - 800 с. («Три книги о живописи» и «О скульптуре»)

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил. (вводная общая часть о видах искусства + Джотто + биография Донателло или Мазаччо + Микеланджело)

3. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. - 264 с. («Сердечные излияния…»)

4. Ван Мандер К. Книга о художниках. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 608 с.

5. Вёльфлин Г. Искусство Италии и Гер­мании эпохи Ренессанса. - Л.: ОГИЗ, 1934

6. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. («История искусства древности»)

7. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. (статьи: теория классицизма; «О Бельведерском торсе»)

8. Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. - М.: КомКнига, 2011. - 320 с. (о профессии архитектора; о живописи)

9. Гёте И. В. Собрание сочинений. Том десятый: Об искусстве и литературе. М: Художественная литература, 1980. - 511 с. (архитектурные стили; живопись Ренессанса)

10. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.

11. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

12. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - 240 с.

13. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 224 с.

14. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2007. - 352 с.

15. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 240 с.

16. Пуссен Н.]. Письма Пуссена. М. – Л.: Искусство, 1939. - 208 с.

17. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с. (Части о художниках Возрождения и Винкельмане)

18. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с. (вводная общая лекция и любые из разборов исторических периодов)

19. Фюзели Г. Афоризмы, относящиеся главным образом к изящным искусствам // Шестаков В. Генри Фюзели: Дневные мечты и ночные кошмары. - М., 2002. - С. 199 – 271

20. Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987. - 256 с.: ил.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.