Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Особенности работы коллектива детского сада с семьями детей, имеющими речевые нарушения.






(2 часа)

Последовательное знакомство со спецификой деятельности му­зыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Посещение музыкально-ритмических и физкультурных занятий, установление коррекционной направленности данных занятий.

 

Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия). Поэтому помимо работы, выполняемой в массовом детском са­ду, — консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала; оформления информационного стенда для родителей — воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), названия некоторых звуков (ЛЬ, И, НЬ, СЬ), принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необхо­димость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того мате­риала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями — собрания и от­крытые занятия (воспитателям массовых детских садов названия этих мероприятий знакомы, однако содержание их несколько изменено).

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Виды занятий, которые в течение двух лет обучения показывают роди­телям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.

В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальные темы для консультаций, проводимых воспитате­лем: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказа­ние — основные методы воспитания», «Чего нельзя допускать в семье», «О воспитании у детей самостоятельности» и т. п.

Желательно, чтобы такие консультации были предельно четкими, со­держали только необходимый родителям конкретный материал и проводи­лись не для «галочки», а для пользы дела. Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель дол­жен помочь родителям правильно организовать работу в семье. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подгото­вить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произне­сению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить особое внимание. При этом надо учитывать те же требования, которые предъявляются к проведению артикуля­ционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений и т. д.

Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обра­титься к логопеду.

Руководя работой родителей, вос­питатель должен довести до их сведения следующее:

надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом перехо­дить к другим комплексам; принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наи­лучший результат, если они проводятся в форме игры и интерес­ны для ребенка; на одном занятии не следует давать больше двух-трех упраж­нений; к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие; все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются); некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработа­лась устойчивость наиболее важных положений губ, языка; у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, по­рой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последова­тельности, в какой они даны в книге. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движений органов артикуляцион­ного аппарата — дети не могут их запомнить и правильно вы­полнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бу­горкам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное дви­жение; если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно с помощью воспитателя вводить в его речь, т. е. учить правильно употреб­лять звук в словах, а затем во фразовой речи; всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращают­ся к ним при всех возникающих затруднениях; начинать работу по дифференциации звуков с ребенком пяти-шести лет можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки ш, зж, бп, лр и др.), но в речи их еще смешивает, т. е. вместо одного звука употребляет другой.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со сле­дующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в даль­нейшем выполнять любое упражнение для языка без одновре­менных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

1. Построить забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

2. Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперёд.

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Какое значение имеет работа коллектива детского сада с родителями детей, имеющими речевые нарушения?

2. Раскройте основное содержание и специфические особенности работы коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения.

 

Рекомендуемая литература.

КрыловаМ.Л.Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи де­тей // Дефектология. 1985. № 2.

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2005.

Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.

Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. - М., 2003.

 

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года. Цель взаимодействия — объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждогр ребёнка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь


 

правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

Индивидуальные встречи с родителями, систематически проводящиеся в течении года.

Первая встреча планируется в начале учебного года. Цель: донести до родителей результаты обследования речевого развития ребёнка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьёй отдельно (индивидуально). В процессе беседы с родителями логопед тактично рассказывает о сильных и слабых сторонах речевого развития ребёнка, просит близких поделиться" своими наблюдениями за речью малыша), что радует, что огорчает), а также разрабатывается план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются конкретные рекомендации и задания родителям для их ребёнка.

В последующем встречи проводятся в установленном порядке. Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребёнка, от его последующих успехов или проблем. Как показал опыт этой работы, встречи — беседы с родителями планируются в среднем дин раз в два месяца. В случае необходимости (по желанию родителей или педагогов) проводятся промежуточные встречи- консультации.

Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребёнка (с чем он справился, что ещё вызывает трудности); обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка; корректировку плана совместной деятельности по развитию речи ребёнка (если есть необходимость); рекомендации и задания родителям ребёнка; назначение примерной даты следующей встречи.

Участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов». Традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинаем привлекать родителей, например, подбираем вместе с ребёнком красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т.д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, тяжелым и т.д.) предметом.

По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки, рисунки детей и родителей, соответствующие данному определению. Например, «мягкие слова»- на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательными: мягкий (-оеу - ая, - ие) мягкий диван, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов, составлять названия предметов из букв разрезной азбуки и прочее.

«День рождения звука». Известно, что у всех детей, посещающих логопедическую группу имеются нарушения звукопроизношения. При


соответствующей работе то у одного, то у другого ребёнка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Это большое и радостное событие для ребёнка его семьи и педагогов, которые работали над исправлением речевого дефекта. Оно не может быть не замеченным окружающими. Этому событию мы обязательно посвящаем групповой праздник «День рождения звука». Ребёнок или несколько человек, виновников торжества, готовят дома концертные номера. Это могут быть стихотворения, в которых часто встречаются определённые звуки, песни и даже небольшие инсценировки (с участием родителей). Дети группы и педагоги тоже готовят свои «речевые» подарки и сюрпризы: читают стихи, загадки, дарят картинки, в названиях, которых встречается нужный звук. Различные конкурсы, пляски, песни- всё это включает в себя «День рождения звука», (приложение — 5)

Работа логопеда и воспитателей с подгруппами родителей. Такая работа проводится с родителями тех детей, у которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. На таких встречах родители получали более подробную консультацию; наблюдают, как педагог работает над разрешением выделенных речевых проблем; знакомятся с необходимыми дидактическими играми, осваивали приёмы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребёнком под ненавязчивым контролем и руководством педагога»; делились друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей, (приложение6)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.