Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховой деятельности






8.1. Государственный надзор за страховой деятельностью

8.2. Лицензирование страховой деятельности

8.3. Санкции при нарушении страховой деятельности

 

8.1. Государственный надзор за страховой деятельностью

 

Страховая деятельность всегда находилась под надзором государства.

С 1992г. он осуществлялся Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором), а с 1996г. его функции передали Департаменту страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации.

Необходимость госнадзора обусловлена:

- необходимостью защиты страхователей;

- заинтересованностью в развитии страхования как источнике инвестиционных ресурсов.

Цели госнадзора:

- соблюдение законодательства Российской Федерации о страховании;

- эффективное развитие страхового рынка;

- защита прав и интересов страхователей;

- защита прав и интересов страховщиков.

Элементами системы страхового надзора являются:

- обязательная публикация данных страховых компаний;

- нормативные предписания;

- лицензирование;

- текущий надзор

Основные функции органов страхового надзора (федеральный уровень):

- выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

- аттестация и лицензирование страховых аудиторов;

- ведение единого Государственного регистра страховщиков, их объединений и брокеров;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета и отчетности;

- установление нормативных размеров соотношений между активами и обязательствами страховщика;

- разработка нормативных и методических документов по страхованию.

Надзорные органы наделены правами:

- запрашивать от страховщиков отчетность о страховой деятельности и информацию о финансовом положении;

- запрашивать информацию от предприятий, учреждений и организаций (в том числе от банков) и от граждан;

- проводить проверки страховщиков по соблюдению законодательства и достоверности отчетностей;

- давать предписания, приостанавливать или ограничивать действия лицензий, вплоть до их отзыва;

- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.

 

8.2 Лицензирование страховой деятельности

 

Лицензирование страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора.

Лицензия – это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных в лицензии.

Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994г. № 02-02108.

Страховщики должны иметь лицензию на каждый вид страховой деятельности. Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для страховых выплат. А такие виды, как оценка рисков, определение резервов ущерба, посредническая деятельность, консультирование – в лицензии не нуждаются.

Лицензии, как правило, по срокам действия ограничений не имеют, за исключением временных на срок 1 год.

Лицензия действует на определенной территории.

Для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие условия:

- должна быть зарегистрирована на территории РФ;

- должна иметь в денежной форме необходимый размер уставного капитала:

-на страхование жизни – 35 тыс. МРОТ

- при страховании других видов – 25 тыс. МРОТ

-при перестраховании – 50 тыс. МРОТ

- максимальная ответственность по отдельному риску не должна превышать 10% от собственных средств страховщика.

Для получения лицензии страховщик должен подать в надзорные органы следующие документы:

- заявление по установленной форме;

- учредительные документы;

- копию свидетельства о регистрации;

- справки о размере оплаченного уставного капитала;

- сведения о руководителе и заместителях;

- экономические обоснования страховой деятельности:

Ø бизнес-план;

Ø расчет активов и обязательств;

Ø порядок создания, использования и план размещения страховых резервов;

Ø план по перестрахованию;

Ø правила страхования;

Ø баланс с отчетом о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

Ø определение объектов страхования, перечня страховых случаев, сроков страхования и т.д.

Для лицензии по перестрахованию не требуется предоставлять бизнес-план и другие документы по экономическому обоснованию.

Срок рассмотрения документов на получение лицензии не более 60 дней.

 

8.3 Санкции при нарушении страховой деятельности

 

При выявлении нарушений со стороны страховщиков и в соответствии с Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (приказ Росстрахнадзора от 19.06.95г. № 02.02 (17) органы надзора могут предъявить следующие санкции:

- давать им предписания по устранению недостатков;

- приостанавливать или ограничивать действие лицензии;

- принимать решение об отзыве лицензии;

- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика.

Предписание – это письменное распоряжение федерального органа по надзору, обязывающее страховщика устранить выявленные нарушения. Основания для выдачи предписания:

- осуществление страховой деятельности, не предусмотренной лицензией (как по видам, так и по территории);

- осуществление видов деятельности, запрещенных законом (производственная, торгово-посредническая, банковская);

- финансовые нарушения: по формированию и размещению резервов, несоблюдение нормативного соотношения между активами и обязательствами;

- ценовые нарушения: занижение и изменение структуры тарифов;

- информационные нарушения: нарушение сроков и недостоверность бухгалтерской и статистической отчетности;

- нарушения в работе со страхователями (нарушения правил страхования).

В случае невыполнения предписания в срок применяется ограничение или приостановление действия лицензии.

Ограничение действия лицензии – это запрет заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страхования или на определенной территории до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика.

Приостановление действия лицензии – это запрет на заключение новых и продление действующих договоров страхования по всем видам страховой деятельности, предусмотренным в лицензии.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств по действующим договорам страхования.

Основанием для отзыва лицензии является:

- решение об ограничении или приостановлении действия лицензии;

- не устранение в срок или не предоставление отчета об устранении нарушений;

- решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;

- представление Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике об установлении фактов нарушения страховщиком требований о рекламной деятельности.

Решения об ограничении, приостановлении и отзыве лицензии сообщается страховщику, территориальным инспекциям и публикуется в печати.

Отозванную лицензию страховщик обязан возвратить в федеральный орган по надзору в 10-дневный срок со дня публикации решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.