Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление результатов СПЭ






 

Результаты экспертного судебно-психологического исследования должны быть изложены в письменном заключении (или акте) экспертизы. По установившемуся в экспертной практике правилу заключение любой экспертизы включает в себя три основные части: вводную, исследовательскую и выводы.

В вводной части указывается, когда, кем и на основании чего (определения суда или постановления следователя) произведена экспертиза, фамилия, имя, отчество, год рождения подэкспертного, его отношение к уголовному делу (обвиняемый, потерпевший или свидетель). Здесь же приводятся вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.[М.М.Коченов]

В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно должно указываться обоснование для ее назначения. Особенно аргументированными должны быть доводы лица (органа), назначившего экспертизу, при назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, поскольку из обоснования должно быть ясно, почему в данном конкретном случае возникает необходимость в использовании как психиатрических, так и психологических специальных познаний. Кроме того, в постановлении (определении) должны содержаться и другие сведения: кто и когда вынес постановление (определение); фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертами; материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его профессиональной компетенции. В качестве источников информации, предоставляемых в распоряжение эксперта, обычно указывают подэкспертное лицо, уголовное дело и приобщенную к нему медицинскую документацию. Это не исключает того, что в необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу - продукты творчества (рисунки, литературные произведения) подэкспертного, письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.

Назначение судебно-психологической экспертизы предъявляет особые требования к органу, ведущему производство по делу, при сборе необходимых для экспертизы материалов. В частности, данные о личности подэкспертного лица не должны ограничиваться характеристиками с места работы и жительства, которые часто являются довольно формальными по содержанию. Желательно собрать полные биографические данные (наследственность, особенности воспитания в семье, успеваемость и взаимоотношения в учебных заведениях), сведения об отношении к семье, работе, сослуживцам, друзьям, к самому себе, о поведении, об особенностях реагирования в экстремальных ситуациях. [Ф.С.Сафуанов]

 

Специфика СПЭ вызывает необходимость выделения в исследовательской части нескольких разделов. В этой наиболее обширной части заключения излагаются:

  • фабула дела;
  • данные о динамике психического развития подэкспертного с указанием на условия воспитания и обучения, индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни;
  • ход и результаты экспериментально-психологического обследования подэкспертного;
  • данные беседы с подэкспертным;
  • ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение экспертизы вопросов.

 

Данные об условиях и ходе психического развития подэкспертного должны учитываться во всех случаях проведения СПЭ, но особенно большое значение они имеют при исследовании детей и подростков. Эта часть заключения отражает результаты анализа и обобщения показаний родителей, воспитателей, родственников, товарищей подэкспертного, изучения педагогической и медицинской документации. Эксперт должен изложить основные сведения о раннем детстве подэкспертного, начале школьного обучения, подростковом возрасте, ранней юности. При описании различных периодов жизни человека следует выделить факты, рисующие своеобразие условий, содержания и темпа психического развития. О дошкольном периоде, например, должно быть известно, когда ребенок начал ходить и говорить, какие он перенес заболевания, посещал детские учреждения или воспитывался дома, уделялось ли ему достаточное внимание родителями, как складывались отношения с другими детьми и пр. Описывая ход психического развития подэкспертного, важно передать динамику этого процесса; поэтому повышенного внимания заслуживают «переломные» моменты в биографии подэкспертного, пережитые им возрастные кризисы, смены различных видов деятельности. Говоря, например, о начальном этапе школьного обучения, полезно отметить, каков был уровень готовности ребенка к обучению, легко ли он привыкал к новым для него требованиям школьной жизни, были ли трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, успевал ли подэкспертный усваивать учебную программу. Анализ психического развития подэкспертного помогает эксперту прийти к пониманию наиболее устойчивых мотивов поведения исследуемого лица, его склонностей, интересов, индивидуально-психологических свойств. Желательно, чтобы эксперт в конце этого раздела заключения сделал некоторые обобщающие выводы о психическом облике подэкспертного.

Излагая ход и результаты экспериментально-психологического обследования, эксперту прежде всего следует указать, какими методами он пользовался, каковы их возможности, в чем состояла основная цель этой части экспертизы. Далее необходимо сообщить основные результаты экспериментов со ссылками в необходимых случаях на примеры и сделать выводы о том, какие особенности психической деятельности подэкспертного были выявлены.

Результаты беседы могут передаваться не дословно, но в некоторых случаях полезно воспроизвести точные выдержки, передающие индивидуальные особенности речи подэкспертного. В заключении следует указать на основное содержание беседы, ее продолжительность, отношение подэкспертного к беседе, его реакцию на различные вопросы. Если подэкспертный во время беседы дал принципиально новое толкование важных для дела обстоятельств или сообщил офактах, не известных следствию или суду, — все это должно быть отражено в тексте заключения.

Ретроспективный психологический анализ по существу является переходом от исследовательской части к выводам. В этом разделе заключения эксперт, используя полученные им в процессе экспертного исследования данные и свои специальные познания о закономерностях психической деятельности человека, должен определить свою позицию, дать психологически обоснованную оценку обстоятельств, для исследования которых была назначена экспертиза. Чтобы сделать понятной свою позицию, эксперту рекомендуется мотивировать, чем он руководствуется в оценке особенностей психической деятельности подэкспертного, почему приводимое положение может служить объяснением интересующих следственные и судебные органы фактов. Композиционно ретроспективный психологический анализ в большинстве случаев удобно строить соответственно поставленным на разрешение экспертизы вопросам.

Выводы экспертизы следует формулировать кратко, четко, в плане поставленных вопросов, не отвлекаясь от их содержания. Всегда, когда это возможно, выводы должны иметь категорический характер — утвердительный или отрицательный. Недопустимо делать двусмысленные или неопределенные выводы. Даже в тех случаях, когда вопрос ставится о возможности или вероятности какого-либо события, эксперт должен в категорической форме указать на его принципиальную возможность или невозможность. Если проведенное экспертом исследование не позволяет ему сделать категорических выводов, эксперту следует специально оговорить это обстоятельство в заключении.

Вполне понятно, что рекомендованная форма СПЭ в отдельных случаях не может быть выдержана. В заключении посмертной экспертизы, разумеется, будут отсутствовать разделы, посвященные экспериментально-психологическому обследованию и беседе с подэкспертным. Вынужденное исключение некоторых разделов не меняет принципиально структуры заключения, повышает значение других разделов.

При составлении заключения эксперт может излагать ход и результаты исследования, выделяя его части и разделы или не делая этого, вынося в особую часть только выводы. [М.М.Коченов]

Заключение дается только в письменном виде и подписывается экспертом-психологом, а при проведении экспертизы комиссией экспертов - всеми членами комиссии.

Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы имеет некоторые особенности по сравнению с заключениями однородных судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз. Структура заключения (акта) судебно-психиатрической эспертизы обычно включает введение (формальная часть акта); сведения о прошлой жизни подэкспертного (анамнез); описание психического, неврологического и физического состояния испытуемого (статус); мотивировочную часть (клинический анализ анамнеза и статуса); выводы (ответы на вопросы органа, назначившего экспертизу). При комплексной психолого-психиатрической экспертизе обычно в заключении приводится уже не только психиатрический, или психологический, но и комплексный клинико-психологический анализ предоставленных материалов. Патопсихологическое заключение по данным экспериментально-психологического исследования включается, как правило, в раздел, описывающий психический статус подэкспертного лица. Ответы на вопросы психологу-эксперту даются после ответов на вопросы, адресованные психиатру-эксперту. При комплексной экспертизе обвиняемого, при решении о его неспособности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения инкриминируемых ему деяний (т.е. рекомендации считать его невменяемым), эксперт-психолог не отвечает на вопросы, входящие в его компетенцию, поскольку вопросы эксперту-психологу обычно имеют значение только в отношении вменяемых лиц.

Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (часто называемое также актом) подписывается всеми экспертами - и психиатрами, и психологами. Недопустимо при вынесении постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы давать два отдельных заключения - судебно-психиатрическое и судебно-психологическое.

Орган, назначивший экспертизу, производит оценку заключения эксперта (комиссии экспертов), сопоставляя его с другими материалами дела, проводя комплексный анализ всех собранных по делу доказательств. Если заключение признано полным и обоснованным, оно будет являться доказательством по делу.[Ф.С.Сафуанов]

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.