Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Чернеева Екатерина 2 курс 3 группа

«Санкт-Петербург, 2012»

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Объектом этого вида экспертиз могут быть обвиняемые и подсудимые. Чаще всего судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей производится по ходу судебного разбирательства, в отличии от других видов СПЭ, которые проводятся в основном в период предварительного расследования.

Суду очень важно получить квалифицированный«психологический портрет» подсудимого, так как он помогает глубже понять психологический механизм совершения преступления и, соответственно, помогает правильно принять решение по делу.(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

Основанием для назначения этого вида экспертизы служат:

1).сомнения в данных о личности обвиняемого и подсудимого

2).когда имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей

3). когда требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность

4). необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), которые способны существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление

5). необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Психологические особенности личности могут играть разную роль при совершении преступления.

Одни из них могут выступать в главной роли при выборе незаконного способа удовлетворения по­требностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, неуважение к человеческому достоинству, сексуальная распущенность, агрессивность и пр.).

Другие же особенности чаще только содействуют со­вершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуа­ции (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, низкий уровень интел­лектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбу­димость, трусость и пр.).

Есть нейтральные психологические особенности обвиняемого, которые оста­ются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы лица, совершившего преступление в состоянии аффекта или неосторожное преступление и пр.).

В рамках уголовного процесса должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, а только те, которые имеют непосредственное отношение к уголовному делу.

Достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:

1).указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;

2).влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;

3).значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.

Также исследование психологической характеристики преступника или даже в некоторых случаях потерпевшего необходимо для установления наличие отягощающих или смягчающих обстоятельств в уголовном деле.

Ни одно из этих обстоятельств не может быть установлено по объективным признакам без учета личных особенностей обвиняемого.

Например, для констатации отягощающего обстоятельства жестокости и особой жестокости главным субъективным признаком является – понимание обвиняемого в момент совершения преступления, что его действия причиняют потерпевшему особые моральные или физические мучения. Примене­ние специальных психологических знаний в форме экспертизы может помочь при оценке того, как индивидуальные особенности личности повлияли на осознание определенных обстоятельств, не имело ли место неадекватное восприятие определенных фактов..(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

Среди отягчающих ответственность обстоятельств закон также на­зывает ряд обстоятельств, установление которых в ряде случаев требует проведения судебно-психологической экспертизы - совершение престу­пления организованной группой; по мотиву национальной, расовой, ре­лигиозной ненависти или вражды; совершение преступления в отноше­нии беззащитного или беспомощного лица; садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего.[1; 32]

Но в законе имеется указание на заведомость в статье 63 (п. «з»), которое касается только беременной женщины. Между тем, во избежание объективного вменения необходимо, чтобы и другие отягчающие обстоятельства (в том числе, например, беспомощность, беззащитность жертвы) осознавались виновным. Восприятие и оценка тех или иных факторов определяется возрастными, профессиональными, этническими и инди­видуальными особенностями личности, включая жизненный опыт. Различ­ными людьми (подростками, взрослыми, мужчинами, женщинами) по раз­ному может восприниматься возраст другого лица, да и само понятие «ма­лолетний» или «преклонный» возраст.[1; 33]

В п. «е» ч.1 статьи 63 в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, законодатель специально выделяет особые мотивы и цели деяния.[1; 34] Выделены мотивы: национальной, расовой, религиозной нена­висти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц..(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

 

Возникновение мотива мести и побуждения к ней может быть связаны с различными обстоятельствами, знание которых необ­ходимо для индивидуализации наказания. Мотивы мес­ти за причиненные страдания, кровной мести, мести за обиду не совпа­дают по психологическому механизму. Поэтому, не исследуя «генезиса» соответствующего мотива нельзя правильно определить его «вес» среди других отягчающих ответственность обстоятельств.[1; 34]

Что касается смягчающего обстоятельства сформулированного в ст.61 о случайном стечении обстоятельств, психолог в рамках судебно-психологической эксперти­зы может выявить базовые особенности личности, ценностные ориентации виновного и констатировать, является ли содеянное закономерным для данной личности или же здесь значимыми оказались случайные спонтанно возникшие обстоятельства. Необходимо выяснить механизм возникновения ситуации преступления - действительно ли субъект реагировал способом, запрещенным законом, на спонтанно и независимо от него возникшее стечение обстоятельств.(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

Также к числу смягчающих обстоятельств ст.61 относит совершение преступления в результате принуждения либо зависимости. И здесь эксперт-психолог может оценить степень принуждения (в том числе в форме угрозы), как существенно ограничивающего избиратель­ность поведения или не имевшего такого значения..(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

Необходимо отграничить «принуждение» от случаев, предусмотрен­ных ч.1 ст.40. Это те случаи, когда ситуация безвыход­на, поведение не имеет альтернативы (пистолет у виска и пр.). В силу очевидности оценки таких ситуаций, участие психолога здесь не требу­ется.

Достаточно сложно разграничить область применения ч.2 ст.40, которая включает психические принуждения, такие как угрозы, демон­страция страданий близких, а также физическое принуждение в случа­ях, когда не исключено, что оно не полностью лишает человека избира­тельности поведения (побои, издевательства с целью сломить волю и пр.).Психолог может оценить субъективное восприятие реальности угрозы и ее возможных последствий. [1; 31]

В перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств описанию мотивов уделяется большое внимание..(О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов) Мотив - признак субъективной стороны преступления.[1; 40] К сожалению, представления о мотиве поведения в праве и психологии совпадают не полностью. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов) В психологии под мотивом понимается побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет, ради которого деятельность осуществляет­ся..[1; 40] Уголовное право для обозначения мотивов поведения пользуется такими обобщенными понятиями как месть, корысть, ревность, хулиган­ские побуждения, неприязненные отношения и др.. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов) Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные психологические мо­тивы. Например, корыстные действия с психологической точки зрения мо­гут быть мотивированы стремлением к обогащению, завистью, потребно­стью в самоутверждении, стремлением вести праздный образ жизни, стра­стью к развлечениям, азартным играм, потребностью в удовлетворении труднопреодолимых влечений (например, к алкоголю или наркотикам).[1; 40]

Психологические мотивы можно разделить на устойчивые, пре­вратившиеся в свойства характера, и ситуативно возни­кающие. Для установления мотивов, относящихся к первой категории требуется детальное изучение условий жизни обвиняемого, его образа жизни, направленности его личности, свойств и черт характера. Ситуа­тивно возникающие мотивы чаще всего связаны с устойчивыми, явля­ются как бы производными от них. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов) На возникновение подобных мотивов в сильной степени влия­ет, эмоциональное состояние человека. Поэтому для уста­новления ситуативно возникающих мотивов следует располагать дан­ными о некоторых особенностях эмоциональной сферы обвиняемого.[1; 40]

Содержание мотива (побуждения) это то, ради чего достига­ется цель. Чаще всего мотив преступления нужно искать не только в ситуации совершения преступления, но и за пределами криминальной ситуации. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов) Иными словами, после того как выявлена цель преступления, мож­но установить ради чего обвиняемый стремился к достижению этой цели. Ответить на вопрос об истинных мотивах преступления психологу помогает изучение круга интересов, увлечений обвиняемого, его жизненных планов и других особенностей направленности личности и характера.[1; 41]

В тех случаях, когда мотив не очевиден, надо исхо­дить из того, что он существует и может быть обнаружен при психо­логическом исследовании. Если речь идет о преступлении, то оно всегда имеет мотив, независимо от того, какие обстоятельства предшествовали началу преступных действий - значимые или незначимые в глазах сле­дователя или суда. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

Можно выделить три группы случаев, когда использование этих знаний необходимо для установления мотива деяния:

Во-первых, когда деяние (чаще всего насильственное или нарушаю­щее общественный порядок) связано с мотивом самореализации при ослаблении самоконтроля. Такому лицу не нужен повод, оно действует по внутреннему сценарию и как бы себя ни вела намеченная жертва, характер действий субъекта от этого не изменится.

Во-вторых, возможно сочетание потребности в самореализации с имеющимся уже опытом аналогичного безнаказанного поведения; сло­жившийся стереотип способствует снятию самоконтроля и стимулирует преступные действия даже в неблагоприятной для них ситуации.

В-третьих, иллюзия «безмотивное» может возникнуть и в случаях тщательно спланированных преступлений, т.к. реализация преступного намерения и здесь может быть не связана с поведением потерпевшего, которое непосредственно предшествовало преступлению.[1; 42]

В компетенцию СПЭ входит установка мотивов, содержательная оценка потребности. (О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов)

 

Основной вопрос, решаемый этим видом экспертизы: с учетом индиви­дуально-психологических особенностей личности и ситуации, каковы глав­ные психологические мотивы деяния, инкриминируемого обвиняемому? [1; 42]

Список Литературы:

1.Новые направления судебно-психологической экспертизы/ под ред. О.Д. Ситковская, П.П. Конышева, М.М. Коченов. Москва. 2000

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерная тематика рефератов | Судебно-психологическая экспертиза




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.