Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие звуковысотного диапазона






 

 

Еще одним из аспектов развития голоса является работа над расширением и развитием звуковысотного диапазона.

Лучше эти занятия проводить с педагогом по речи, т. к. при неподготовленности речевого аппарата к подобному тренингу существует риск сорвать голос, то есть нанести механические травмы голосовым связкам.

Развитие голосового Диапазона происходит последовательно, неторопливо, из урока в урок осуществляется постепенный «подъем» и «спуск» голоса по «восходящей» и «нисходящей» гаммам.

На первых этапах этого тренинга чаще всего используются скороговорки, изобилующие сонорными согласными в сочетании с гласными А, О и Э как наиболее легкими и удобными для голосоведения. Именно на соединении сонорных согласных и открытых, свободно льющихся гласных возможен полноценный контроль и выработка навыка устойчивого звучания на всем протяжении звукового «подъема и спуска»:

Мяланья-болтунья молоко болталя выбалтывала, да не выболтала.

Марину и Милу малина манила, Марине и Миле малина мила.

Хвала халве, халва вкусна/Вкусна халва, халве хвала/

ЗАДАНИЕ: Попробуйте аккуратно произнести предложенные выше скороговорки, каждый раз поднимаясь, как по лесенке, на одну «ступеньку» вверх на полтона. Затем попробуйте неторопливо «спуститься с лесенки». Еще раз хочется напомнить, что нельзя форсировать события и сразу стремиться на самую вершину своих возможностей.

Для данного вида упражнений также возможен подбор отрывков из литературных произведений, соответствующих своим звуковым составом задаче развития звуковысотного диапазона. Например, в произведении Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» мы находим такое предложение:

Колокол колокольный, на колокольне колокольствующий колокола колоколительно, колоколение вызывает у колокольствующих колокольственное.

 

Или в стихотворении Л. Мартынова «Намедни»:

А что

Так медово

Плывет –

Не звезда ль?

Нет!

Медное слово

Звенит, как медаль.

 

Думается, что, кроме «удобного» звукового состава в подбираемых текстах, говорящему должно «захотеться пробежать» голосом вверх или вниз по диапазону, чтобы точнее передать смысл сказанного. Образы «колокола, ветра, моря, водопада, фонтана, неба, полета или падения», встречающиеся в подбираемых и используемых для тренинга отрывках, как нельзя лучше помогают неформально соединить звуковой посыл со смысловым развитием фразы.

ЗАДАНИЕ: Найдите в литературных произведениях подходящие тексты для тренинга.

 

На последующих этапах в работе могут быть использованы скороговорки, содержащие не только «удобные» гласные и сонорные звуки, но и все остальные, что, конечно, переведет работу над развитием звуко-высотного диапазона на новый уровень сложности, чтобы в дальнейшем произнесение любых звуков на заданной высоте и громкости не вызывало затруднений:

Колокололитейщики переколотили выкарабкавшихся выхухолей.

Мокрая-премокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась.

Порослями заросли поросли, зарослями поросли заросли.

 

Вариативные изменения скорости и ритма в тренинге позволят продолжить работу над расширением ваших дыхательных, дикционных, голосовых и других речевых возможностей.

Скороговорки могут стать подспорьем при изучении основ стихосложения как элементарные примеры стихотворных метров и размеров, но это тема уже другого пособия.

Кроме того, скороговорки могут служить отличным тренировочным материалом на параллельных дисциплинах, таких, как «Ансамбль» и «Сольное пение», - для распевок; на предмете «Основы сценического движения» - в качестве текстов для упражнений на координацию и ритм.

Итак, технологические возможности использования скороговорки многогранны и ограничиваются лишь вашей фантазией.

В приложении к пособию вы найдете обширную подборку звукосочетаний и скороговорок, предназначенную для самостоятельного тренинга.

Надеемся, что полученные в пособии знания помогут вам в улучшении вашей речи!

 

ТАБЛИЦА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ

 

 

Подобранные ниже звукосочетания, содержащие в своем составе достаточное количество гласных звуков, в большей мере предназначены для упражнений на освобождение нижней челюсти, проверку качества дыхания и звукооформления.

Звукосочетания, состоящие почти полностью из согласных звуков, направлены на отработку чистоты и четкости их произнесения, выработку артикуляционной выносливости, подвижности речевого аппарата.

Предложенные звукосочетания рекомендуется отрабатывать по ранее оговоренной линейке У-О-А-Э -И-Ы, изменяя все гласные звуки, входящие в их состав. В двухсложных, трехсложных и др. звукосочетаниях предлагается ставить ударение на первый слог (в дальнейшем это правило может быть изменено).

 

БРЛУМ-ДУРУМ-ДУРУМ - БРЛОМ-ДОРОМ-ДОРОМ и т.д.

БРУТТУ-БРУТУБРУ

БУБУБУБУБУБУЛУЛ

БУБУБУП-ВУВУВУФ

БУДУБУДУ

БУКУККУЛУ-ВУКУККУЛУ

БУППУП-ДУТТУТ

ГРТУТУТУ-ГРДУДУДУ

ДУГУРУГУЛУТУТУТУ

ЗДРУТУМУТ

ЗУЗУЗУЗУ-ЖУЖУЖУЖУ

КРУГРУКЛУГЛУ

КУГУГУККУ

ЛГУГУГЛУЛГУ-ГУГЛУЛУЛГУ

ЛОЛОЛОЛОЛОБОЛОЛ

ЛУМПСУ-ПРУМПСУ

МУМУМУМ-ЛУЛУЛУЛ-НУНУНУН

МУМУПТУ-ПУПУМТУ

МХПЛУТУТУТУТУЦУМ

ПЛУМПСУ-ПРУМСУПРУ

ПЛУХТ-УХТПЛУ

ПУБУВУФУМУ-ПУБУВУФУЛУ

ПУПУБУБУ-ФУФУВУВУ

ПУПУПУПУПУПУЛУП

ПХТМУКС-ХУХУКС

ПХТМУМУМУКС-ХУХУХУКС

РСУРСУНУРС

РУГУДУГУЛУТУТУТУ

РУКУТУТУ-РУГУДУДУ

РУМПРУМ-РУМПРУРУРУМ

РУРУТРУРУРУРУРУ

РУСЧУСШУ

СГРУТУТУТУ-ЗГРУДУДУДУ

СТРУКТУРУРУР-ЧУРУЧУЧ

СТУКУТУСУС-ЗДУГУДУСУС

СУСУ-УСУ-УЗУЦУ

ТРУДРУКУККУ

ТУКТУКМУМ

ТУКУРУРУ-ДУГУРУРУ

ТУТУТУТ-ТУТУКУК-ТУТУПУП

УКСУПСТУКСУС

УМБУМБУ

УМСУ-УПСУ-УМСУ-УПС

УМЦУЦУЦУ-УНЦУЦУЦУ

УПБУП

УСКЛУЗУ

УСТУСТУ-УСТУСРУТ

УСУСУСУ

УС-УТ-УФ-УХ

УФ-УТ-УТ-УП

УФУУТТУ

УХУХЛУ

УХ-УШ-УШ-УС

ФТКУКУКУ-ВДГУГУГУГУ

ФУГУТУФУ-ФУХУТУХУ

ФУУФХУП

ХУХУХЛУ

ЦМУРУЦУЦУ

ЦМУЦ-РУРУРУ

ЦУКМУМУ-СЦУКМУМУ

ЧКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ

ЧРУЧЛУ

ШУЖУЧУ

 

В следующих звукосочетаниях изменяются согласные по алфавиту:

 

БА (8 раз)-БА (в два раза быстрее-16 раз) - В А (8) - В А (16)

БДУ-БДО-БДА-БДЭ - ВДУ-ВДО-ВДА-ВДЭ

БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ - БУБОБАБЭБИБЫ (слитно)

БРУТУТУТУ-ВРУТУТУТУ

БУБУБУБУ-ВУВУВУВУ

БУБУЗУЗУ-ВУВУЗУЗУ

УББУ-УВВУ.

 

Кроме того, звукосочетания могут изменяться и по цепочке гласных.

Далее звукосочетания изменяются по приведенной аналогии:

 

ВЗРУВРУВРУК — ВЗРОВРОВРОК

ВЗРУКРУКРУК — ВЗРОКРОКРОК

ЗДРУГУРУГУРОГОТОКО – ЗДРОГОРОГОРОКОТОКО

КУНАДЕПЕПЕДЕКУ – КУНАДЕПЕПЕДЕКО

СТРУБУЦПУПУМ – СТРОБОЦПОПОМ

СТРУКТУТ-ЗДРУКТУТ - СТРОКТОТ-ЗДРОКТОТ

СТРУКУРУКУРОКОТОКО - СТРОКОРОКОРОКОТОКО

 

Напомним, что вы можете вычленять из более сложных звукосочетаний сначала менее сложные, затем объединять их попарно, в различные придуманные вами комплексы, «поворачивать колечко гласных», увеличивать количество произносимых звукосочетаний, таким образом бесконечно модифицируя задания для дикционного тренинга.

Последующее разделение звукосочетаний на группы является относительно условным, т.к. вариативность и разнообразность их довольно велика.

Предложенные в данной группе звукосочетания служат для проработки губных согласных Б-П и язычных Д-Т, Г-К-Х. Звукосочетания изменяются по линейке гласных:

 

ПТКУ (и его варианты КПТУ, ТПКУ, КТПУ, ПКТУ, ТКПУ)

БДГУ (и его варианты ГБДУ, ДБГУ, ГДБУ, БГДУ, ДГБУ)

ПТКУПТ

БДГУПТ

ПТКУПУТУПТ

БДГУБУДУПТ

БДВУ-ПТВУ - ПТВУ-БДВУ

БДУКИ-ПТУКИ

КВУСТУ-ГВУЗДУ-ХВУСТУ

КПТУКПТ-ХПТУХПТ

ПТМУБДГУПТКУ

ПУББУ-БУППУ

ТКМУКТУ-ДМУКТУ

ТМУРКУПСТУ-ДМУРКУПСТУ

ТПКЛУ-ТПТКЛУ

ТПРТКУ-ДБРДГУ

УКХТПУП-УТХКПУП

УКХТУ-УХКТУ

УПТ-УТП

УПТПЛ-УБДБЛ

ХФПУС-ПФХУС

 

Тренировка губных звуков П-Б и губно-зубных В-Ф:

 

БВМУ-ПФМУ

БВУМ - ПФУМ - БВУМРУ - ПФУМРУ

БВУ-ПФУ

БДВУ-ПТВУ

БЖМУ-ПШМУ

ВЗВЗВУ-ВЗВЗВУК

ВЗВЗВУ-ВЗВЗДВУНЬ

ВУФФУ-ФЛУЧ

ПЛУФ-ФЛУП

ПФМУ-ФПУСХ

ПФУМ-БВУМ - БВУМ-ПФУМ

УТФ-УФТ

ФСПРУСТУТУ

ФСПУСТ- ВЗБУСТ

ФСУФСУ-ВЗУВЗУ

ФТКУСШУ

ФТПЛУЦ - ВДБЛУЦ

 

Данные звукосочетания позволяют отрабатывать звук Р в различных комбинациях:

 

БРВУСТ-ПРФУСТ - ПРУСТ-ФРУСТ

РМУТ-ПРМУТ-ВРМУТ-ФРМУТ

БРНУТ-ПРНУТ-ВРНУТ-ФРНУТ ВЗЛУВРЛ

ВРЗДРУВРЛУВРЛ-ФРСТРУВРЛУФРЛ

ВРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ВРЛУВРЛ

ВРЛУПТКУПТ-ФРЛУБДГУПТ

ВРЛУ-ФРЛУ-ФРЛУ-ВРЛУ

ВРУ-ФРУ-ФРУ-ВРУ

ГРСТУТЬ-ГРСТОТЬ

ЗБРУСТ-ФСПРУСТ

ЗДРУП-СТРУП - СТРУП-ЗДРУП

КРМТКУК-КРМТКОК

КРМТКУК-ЧКРМУ

МРЛНУ-НЛМРУ

НРНУМРН-МРНУМРН

ПРВРЛУ-ПРВРДУ

ПРЛУВРЛУ-ВРЛУПРЛУ

РКУМЦМУ-РГУМЦМУ

СКВУРЦ-ЗГВУРЦ

СКРУМЗГЛ-ЗГРУМЗГЛ

СЛУМРУР-ВЗЛУМРУР

СПРУЗБРУ-ЗБРУСПРУ

СПТРУС-ТРУСТР

СТРУВЛ-ЗДРУВЛ

СТРУПТУПТУТ-ЗДРУБДУПТУТ

СТРУТУМУТ-СУСУСТРУ

ТРУФ-ДРУФ-ПКРУ-ГРУ

УФПРСНУ-УФПРСТУ

УФРЛУ-УВРЛУ

УЦУБРНУ-НУБРНУ

 

Звукосочетания, содержащие звуки С-3, Ж -Ш:

 

ВЖУР-ФШУР - ФШУР-ВЖУР

ВРУСМУСУ-ФРУСМУСУ

ЖУТЬ-ШУТЬ - ШУТЬ-ЖУТЬ

ЗЖВУ-ЗЖВУ-ДЛУДЛ - ЖЗВУ-ЖЗВУ-ДЛУДЛ

ЗЖДРУ-ЖЗДРУ - ЖЗДРУ-ЗЖДРУ

ПШУФТ-БЖУФТ

СКУЗГУ-ЗГУСКУ

СТУКУМП-ЗДУГУМП

СТУКШТУ-КШТУСТУ

СТУСТ-ЗДУСТ - СТУСМ-ЗДУСМ

СУШУСУ-ЗУЖУЗУ - ШУСУШУ-ЖУЗУЖУ

СШТРУС-ЗЖДРУС

УШТВУ-СТРУШУ-СТРУШУЦУ

ШКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ

ШКУТК-ШПУРФ

ШМУТРУ-ЖМУТРУ

ШСВУ-ЖЗВУ

ШТЛУМ-ЖДЛУМ-ШТРУМ-ЖДРУМ-ШТЛУТМ-ЖДРУТМ

ШТПУ-ШПУРФ

ШТПУ-ШТПУПТ-ШТПУПТК

ШТРУМКТ

ШТРУСМ-ЖДРУСМ

ШТРУСТРУ-СШТРУШСТРУ

ШТУПТК-ПТКУШТ

ШТУФРТ-ШТОФРТ

ШУЖУЖУШУШ-СУЗУЗУСУС

ШУФУРШ-РШРУ-ПШУШТРУ

ШУШТИ-ЖУШТИ-КРУШТИ-ФРУШТ

 

Звукосочетания со звуками Ч-Щ, Ц:

 

КШТУ-КШЧТУ

МБУЧНУ-ЧНУМБУ

ПШУФТ-ШТПРЦУ

СКЧРТУ-ЧКРСТУ

СТУПЧТ-ЗДУПЧТ

ТЧКЛУСТ – ЧМУКСТУТУТ

УЧУ-УЩУ - УЦУ-УСУ

УЧ-ЧМУЧ - ЧУЧ-ЩУЧ

ФТПЛУЦ – ВДБЛУЦ

ЦКЛУНЬ-ЧКЛУНЬ

ЦКЛУ-ЧКЛУ - ШКЛУ-ЩКЛУ

ЦКМУ-ЧКМУ - ШКМУ-ЩКМУ

ЦКРМУ-ЧКРМУ - ШКРМУ-ЩКРМУ

ЦЛТУСТ - ЧЛТУСТ – ЩЛТУСТ

ЦУОЦ-ЧУОЧ ЧВУСТ - ЦВУСТ

ЧКЛУЧ-ШКЛУЧ - ЦКЛУЧ-ЩКЛУЧ

ЧКЛУ-ШКЛУ - ЦКЛУ-ЩКЛУ

ЧКМУТУТУМ-ЦКМУТУТУМ

ЧМУКСТУТУ - ПХТМУКСТУТУ

ЧПТКУ-ЧТРСТУМ

ЧПТУЧПТ - ЦПТУЦПТ - ЩПТУЩПТ

ЧТПТКУ - ТЧПТКУ

ЧТУ-ТЧУ

ЧУМУЧТУ - ЧУШУЧТУ - ШУМУШТУ - ШУМУЧТУ

ЧУФСТРУЧ - ЧОФСТРОЧ

ЧУШУ - ШУЧУ

ШТУ-ЧТУ - ЧТУ-ШТУ

ЩУМПЧ - ЧУМПЩ

ЩУЧУЩУ

 

Звукосочетания с сонорными звуками М, Н, Л:

 

ВЛГУ-ВЛГУТМУК

ЛГУГУГЛУ-ГУГЛУЛУЛГУ

МНГНМУМ-НННМУМ

МНГНМУМЦУРУЦУЦ-МНГНМУМЧУРУЧУЧ

МНЛУ-МНЛРУ

МНМУ-НМУ - МНМУ-НННМУ

МНУМУРЦУ МЦПНУМ-НПЦПНУМ НМУМНУ

УНТВЕРПЛУ-ПЛУЛУЛУРУ

ХЛУМ-ХМУЛ - КЛУМ-КМУЛ

ЦНТКНМУМЧУЧ-УШХСЧУЧ

 

Звукосочетания с использованием линейки йотированных линейки гласных Ю-Ё-Я-Е-И, дающие возможность работать над мягкими вариантами согласных:

 

АТЮТЮТЬ-АДЮДЮТЬ

БДЮБДЮ-ПТЮПТЮ

ВЗЮ-ВЗЮ

ДРЮТЮТЮТЮ

КЛУМУНЦУЦУ-ВРЮРЬ

КРЮЧМЮЧЧУЧ

ЛЮЛЮЛЮЛЮ-ТЮТЮТЮТЮ-ДЮДЮДЮДЮ

МЛЮЛЬ-КЛТМЛЮЛЬ

МЛЮЛЮЛЮЛЮЛЬ

мнюмню

ПЛЮ

ПЛЮМПУПУПУ-БЛЮМБУБУБУ

РЛЮНЬ

РРЮРЬ

РУРУТРЮРЮРЮРЮ

РЮНЬЛЮНЬ

СМУЛЬ-СМЮЛЬ

стюч-здюч

СУСУТЮТЮТЬ-ЦУЦУТЮТЮТЬ

СУСУТЮТЮТЬ-ЩУЩУТЮТЮТЬ

съюююю-смъюююю - зъюююю-змъюююю

тюдютюдю

тютитити-птютитити

ТЮТЮТЮРЮПЛЮЛЮЛЮ

ФКРТЮТЬ

ФЛЮП

ФРТЮЧ-ВРТЮЧ

чью

чючютютють-щющютютють

 

Соединение твердых и мягких согласных в параллельных цепочках:

 

ВЗДРУБУДРУ-ВЗДРЮБЮДРЮ

ВРЛУВРЛ-РЛЮНЬ

ГРУНГРИ-ГРЮНГРИ

МНМЛУМ-МНМЛЮМ

ПЛУ-ПЛЮ

ПТКУЛУ-ПТКЮЛЮ

ПУБУВУФУМУ-ПЮБЮВЮФЮМЮ

УЧУ-УТЮ

 

ЗВУКОВЫЕ «языколомки»

 

 

Б, БВ, БВГ, и т.д. до БВГДЖЗКЛМНПРСТФХЦЧШЩ

БВГДЖЗУ - КЛМНПРСТУ – ФХЦЧШЩУ

БДРСТВУ - ПТРСТФУ БДУМБДРВУ

БЛДРУСТУ - ШТРУСТУ - ПРУСТУ

ВДМУУ - ПТМУУ

ВЖУР - ФШУР - ХЛУМ - ХМУЛ

ВЗБЗГУ - ФРЗУ

ВЗГДРУС - ФСКТРУС

ВЗГУТК - СКРПЛТЧКУ

ВЗЛУМ - ВЗДРУМ

ВЗЛУМУРТУТ - ЧУМУЧТУ - ЧКМУТУТУМ

ВРУЧ-ФРУЧ-ТРУЧ-ДРУЧ

ВУФФУ - ФЛУЧ

ЗЖДРУВЛ - ВЛУЗЖДРУ

ЗУВГРУСТУ - СТУРДЗУ

КВРЛЧУ - КВРЛЧО

КЛМУЧ - МЛКУЧ - ЛКМУЧ

КНУКТ - ДЛУДЛ

КТПУТСКУМ - ГДБУДСКУМ

МЛДРНУ - ПФТЛУЧ

МУТУВУСТУПЛУМПЦ

ПРЛГУ - ДРБУК

ПРУТКЛУМПТ

ПТКУРШРУ - ВЗВУХВУ

ПФПТПЛУЧ - ПФПТПЛУЦ

СКРЖУМПЛ - ЗГРЖУМПЛ

СКРЛУ - СКРПЛТЧКУ

СТРУВЛ - ЗДРУВЛ - ЧПТУЧПТ - ПТКУПТ

СТРУКТРУМЖДУЧ

СТРУМПЦУМ-ДРЮРЮРЮРЬ - СТРОМПЦОМ-ДРЁРЁРЁРЬ

СТУПЗДУП - БРУТПРУТ ТПРТКУ - БДРСТВУ – ПФТЛУЧ

УЗВРЖВРЛУК

УНГНМНТЛУ – УНГНЦМНТУ

ФРМУПЛСТ – СВУФТКНУ

ФТКУСШУ - ФСТУМП – СХУМПТ

ЧПРСТУТ – ЧУШУЧТУ

ЧТКЛУСТ - ВЗВЗВУК – ЧПТУЧПТ

ЧТРСТРУМ - ЗЖДРУВЛ – ВРЛУЗЖДРУ

ШТПРЦУ - УФХСЧУЧ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.