Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни диагностики 3 страница






Коммуникативный уровень бытия игры реализуется через специфические формы общения. Одной из таких форм являются отношения партнерства, качественно отличные от иных видов социальных связей (господства и подчинения, например).

Осуществление игры на коммуникативном уровне предполагает, что в игре встречаются два или более субъекта, каждый из которых:

– Наделен определенными игровыми функциями;

– Принял на себя добровольное обязательство подчиняться правилам;

– Имеет интерес к предложенной игре;

– Испытывает желание принять в ней участие;

– Осознает ее ограниченность и условностью.

Л. Т. Ретюнских вводит в научный оборот понятие «игроизация». Его введение, по мысли Л. Т. Ретюнских, обусловлено необходимостью различать игру, как онтологическую целостность, и игру в контексте иных феноменов бытия. Под игроизацией она понимает процесс проникновения игровых элементов в иные феномены бытия.

К основным функциям игры Т.А. Кривко-Апинян относит социализирующую, педагогическую, коммуникативную, гедонистическую, компенсаторную, репрезентативную, символическую.

Глубокое осмысление феномена игры с новыми методологическими подходами к его исследованию мы видим в интересных работах Н.Т. Казаковой и Л.Т.Ретюнских.

Н.Т. Казакова подчеркивает сложность формализации феномена игры не только в связи с многозначностью его содержания, но и с тем, что этот феномен уже по своей природе сопротивляется рационализации. Несмотря на изменчивость и подвижность игрового процесса, Н.Т. Казакова выделяет в нем несколько статичных топосов: игровая ситуация, игровое действие, игровой акт. На основе обобщения конкретных игровых структур и выделения их существенных характеристик она формулирует общее определение понятия «игра». «Игра есть целостная динамическая система (процесс, деятельность), характеризующаяся свободной, спонтанной активностью, имеющей цель в самой себе и отображающей специфически виртуальную определенность природного, социального и человеческого бытия».

Игра-путешествие по станциям. Разрабатываются станции, маршрутные листы. По станциям могут путешествовать как команды, так и по одному воспитаннику. Коллектив воспитанников делится на команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает себе название и получает маршрутный лист с указанием всех станций и маршрута движения. Команда строго следует по этому маршруту, выполняя задания на станциях, затем приходит к финишу, где подводятся итоги игры, награждаются победители. Станции могут быть посвящены теоретическим знаниям, практическим навыкам, выставка, мини-концерт и т. д. Руководить станциями могут не только педагоги, но и сами дети. Тогда игра будет проходить как самоконтроль ЗУН. За выполненные задания на станциях может ставиться оценка, даваться жетоны. Маршрутный лист может быть выполнен в виде таблицы, карты, схемы.

Игровое моделирование – метод познания интересующих нас качеств объекта через модели, т. е. через изображение, описание, схему, чертежи, графики, планы, карты и т. п. или прообраз (образец} какого-либо объекта или системы объектов (" оригинала" данной модели), используемой при определенных условиях в качестве их заменителя или " представителя". Процесс моделирования в играх может быть имитационным, где в воображаемых условиях реализуется определенная деятельность, создаются представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию. В каждой имитационной игре создается объект игрового моделирования. Процесс моделирования в играх может быть предметным. Такие имитационные игры называются ручными или знаковыми и открывают огромный класс машинных имитационных игр.

В течение последних 10 лет дидактические игры приобрели славу первостепенного нововведения, их рассматривают как одно из эффективных средств преодоления недостатков традиционного обучения. Например, игра " Демократия", разработанная известным американским социологом и педагогом Дж. Коулменом, готовит школьников к пониманию и участию в государственных институтах страны, игра " Гуманус" ставит старшеклассников в " реально переживаемые" условия возможной " будущей Вселенской катастрофы", а игра " У озера" отражает проблемы экологии.

Какова же основная характерная черта дидактической игры? Она кроется в ее специфике, сочетании особенностей игры (правила, соревнования, игроки, эмоции) с чертами имитационной модели, необходимой для решения познавательных задач, для обучения конкретным умениям и навыкам.

Бурное развитие игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появляется описание педагогических игр, игр-упражнений, ролевых, дидактических и т.д. Согласно определению Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, «педагогическая игра – это имитация реальной деятельности учителя в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях". Педагогическая игра характеризуется следующими признаками:

- имитация реального процесса взаимодействия педагога, воспитателя, воспитанников;

- распределение ролей между участниками игры;

- различие интересов у участников игры;

- наличие конфликтной ситуации в игре;

- привязка моделируемых в игре событий к определённым моментам времени;

- наличие разветвлений системы оценок индивидуальной и групповой деятельности участников игры.

В педагогических играх используется индивидуальное и групповое исполнение ролей. В игру включают викторины, лотереи, розыгрыши, романтическое начало. Используются различные игровые приёмы: конкурс-молния, блиц-интервью, контр-дебаты, игровой монолог, игровые атрибуты (эмблемы, флажки, цветные жетоны, головные уборы-символы, шевроны, призовые майки и т.д.) для того, чтобы создать эмоциональную занимательность и стимулировать активность ребят, увлечь их необычной игровой деятельностью.

Различие интересов в игре достигается за счёт полярных позиций, заложенных, запрограммированных в многоролевой игровой системе. Кроме этого, каждый школьник, принимающий на себя ту или иную роль, окрашивает её в зависимости от своих личных качеств. Конфликтная ситуация, запланированная в игре, также принимает личную окраску, т.е. школьник, увлекаясь игрой, искренне проявляет свои взгляды, убеждения, темперамент. Отнесение имитируемых событий в игре к конкретным моментам времени позволяет учитывать реальные условия деятельности людей, облегчает школьникам проникновение в игровую ситуацию, исполнение ролей.

Игра – это соревнование, его дух в педагогических играх достигается за счёт разветвленной системы оценки деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности школьников. Необходимо поощрять игровые подгруппы, раньше всех справившиеся с заданием, принявшие верное коллективное решение. Необходимо учитывать индивидуальное мнение школьников, однако следует подчёркивать, что при подведении итогов будет учитываться коллективное решение, т.к. школьник должен не только знать, но и уметь убедить своих сверстников, уметь отстаивать свои взгляды и позиции. Преимущество предлагаемых игр в том, что для участия в них не требуется никаких репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является несомненным источником постоянного интереса школьников к событиям в игре.

Виды игровой деятельности

1. Спортивная, способствующая развитию физических, интеллектуальных сил человека,

2. Ролевая, воспроизводящая действия других людей, животных, машин и т. п.

3. Художественная, передающая образ„явление природы, настроение и пр.

4. Дидактическая, формирующая заданные умения и навыки, углубляющие знания.

5. Деловая, воссоздающая предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующая систему отношений, характерных для определенного вида деятельности.

6. Военная, прогнозирующая ход сражения.

Игротехник это специалист (преподаватель), разрабатываю­щий игровые сценарии или блок-структуры игр, инструкции для I их подготовки, проведения и анализа; собственно организатор игрового процесса и интерактивного взаимодействия участников игрового процесса, а также специалист по экспертной оценке и организации обратной связи – рефлексии и дебрифингу.

Игры деловые – метод активного обучения, используемый для усвоения знаний, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, активизирования и обострения восприятия учебного материала.

В системе активного обучения используется пятьмодификаций деловой игры.

1. Имитационные игры. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых объектов, положения, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие.

2. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методику организации информационной деятельности в сфере досуга. В операционных играх моделируется соответствующий технологический процесс. Игры этого типа проводятся в условиях имитирующих реальные, как и в предыдущем случае.

3. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с " обязательным содержанием действий".

4. Метод инсценировки. Это своеобразный " деловой театр", когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить участников ориентироваться в различных обстоятельствах, дать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к атрибутам жесткой авторитарности, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

5. Психодрама и социодрама. Это так называемые психотехнические игры и социально-психологический ролевой тренинг. Они весьма близки к " исполнению ролей" и " методу инсценировки". Это тоже " театр", но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Психотехнические игры, представляющие собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций – внимания, памяти, воображения, эмпатии, – достаточно хорошо сформулированы для разработки па их основе сценариев аудиовизуальных программ.

Социально-психологический тренинг ведет свою историю от техники психограммы Дж. Морено и представляет собой развитие сюжетной детской игры; он направлен на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций. При этом игры становятся, по мнению Сазонтьевой Н.Б., "...средством формирования культуры выходов из кризисов с помощью рефлексии. Пребывание в роли " заинтересованного", " равнодушного", " лидера", " звезды'" заставляет участников прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов, получить опыт " тренинга сензитивности", используемого в практике профессиональной подготовки умелых организаторов, деловых партнеров.

Подготовка игры деловой начинается с разработки сценария – " зеркального" отражения ситуации и объекта, в содержание которого входят учебная цель, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Процедура деловой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов.

2. Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники обращаются к консультантам и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

3. Этап проведения – процесс игры, С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только педагог, ведущий игру, может корректировать вместе с игротехниками действия участников, если они уходят от главной цели.

4, Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры, выступления экспертов, обмен мнениями, защита участниками своих решений и выводов, формулирование окончательного итога игры ведущим.

Импровизация педагогическая – деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И.П. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И.П. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Обучение И.П. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И.П. в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приёмам И.П.; второй путь – специальный тренинг, который включает изучение структуры процесса И.П., групповое составление педагогических задач и их импровизированный показ и т.д.; специальные упражнения для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.

И.П. – нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практические мгновенное его воплощение. Процесс И.П. состоит из четырёх этапов, которые представляют собой, по сути, в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап – пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап – мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути её реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь её воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап – публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.П. Четвёртый этап – осмысление, т.е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идей и решение о продолжении И.П. или переходе к запланированным ранее действиям. И.П. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.

Индивидуальность – совокупность и целостность неповторимых черт отдельного человека, его уникальность, своеобразие, отличие от других людей.

Самость – ядро и внутренняя основа индивидуальности, сфера Я, тех элементов сознания и подсознания, которые помогают его самоидентификации. Индивидуализм можно определить как принцип поведения, ориентированный на защиту индивидуальности и самости (Я), соединяющий общечеловеческие моральные нормы и индивидуальное стремление к самореализации.

Следует различать понятия индивидуальность, личности и индивида.

Личность – совокупность черт, сформированных в процессе социализации (приобретения и построения собственного социального опыта, освоения социальных ролей, нахождения собственного социального места в обществе и т.д.). Индивид – отдельная особь, представитель человеческого рода в целом.

Инициатива (лат. initiare – начинать) – проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к её новым формам. Синоним – предприимчивость.

И. – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-нибудь действии. И. Представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. И. выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям) (А.Н. Корабельников).

И. – способность человека к самостоятельному поиску задач, проблем, новых способов действий (рождается внутри самого инициатора и зависит целиком от его способностей). Одно из проявлений предвидения. Это свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания. Одновременно И. репрезентирует личность в социально-психологическом, межличностном пространстве.

Творческая инициатива – самостоятельный выход за пределы заданной ситуации, способ самоутверждения, самовыражения, самореализации в свободной, отвечающей потребностям субъекта форме, желание выразить и заявить о себе в деятельности, общении и познании.

Инновационное поведение – инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением соц. субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных к активным типам поведения, И. п. выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. В условиях полноценного функционирования социально-экономического закона разделения труда и закона перемены труда, а также их «катализатора» – закона конкуренции. И. п. становится естественным, массово востребованным, стратегическим типом поведения и обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно возложенным усилиям. Когда же действие объективных социально-экономических механизмов подвергается жестокому искусственному ограничению со стороны управляющих надсистем (например, государства), то в этой ситуации существует опасность трансформации И. п. в псевдоинновационное. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в т. ч. Полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем. Профилактика «угасания» либо «перерождения» И. п. в обществах с авторитарными системами управления возможна при: целенаправленном изменении вектора государственной политики в социальной, экономической, культурной и др. областях жизни общества с «управляющего» на «направляющий», стимулирующий развитие социальных субъектов в заданных управленческой системой направлениях; обязательной стабилизации правого поля, необходимой для адаптации социальных субъектов к предлагаемым моделям легального взаимодействия в различных сферах их жизнедеятельности; полной предсказуемости действия управленческих структур, основанной на предварительной локальной апробации вновь вводимых нормативных документов с непременной разработкой совершенных механизмов их реализации.

Инновация (от лат. Innovation нововведение), в узком смысле – внедрение вновь созданных элементов или моделей в определенную сферу деятельности; в широком – явление общественной жизни, возникшее в результате инициативных действий индивидов или социальных групп и получившее признание в данном обществе. Понятие «И.» не тождественно понятиям «новинка» или «новшество». В развитой социальной структуре новинки разного рода проявляются постоянно, однако далеко не все они проходят через общественный «фильтр» отбора. Те, что получают «социальное одобрение», интегрируются в общий массив культуры и с течением времени становятся его органичными компонентами. Т. о, И. эволюционирует, постепенно трансформируясь в традиции. Возникнув в определенной сфере жизнедеятельности, И. в той или иной мере затрагивает и другие общественные сферы, поэтому при специальном выделении социальных, культурных, политических, экономических, производственных и др. И нужно четко представлять сферу инициирования конкретного нововведения и непосредственную область его реализации. Причинно-следственный подход к анализу инновационных процессов позволяет поэтапно отслеживать «волновой эффект» от внедрения тех или иных И. в различных сферах общества. Напр., постоянные производственные И., осуществляемые в индустриально-развитых странах, приводят к качественным изменениям в структуре рабочей силы. Что в свою очередь, меняет социально-экономическую стратификацию общества и привносит новые элементы в его культуру. Цели и задачи конкретного социологического исследования обуславливают применяемые основания классификации изучаемых И. Каждый критерий задает соответствующую шкалу вариации признака. В зависимости от интенсивности реализации И. ее характеристика может колебаться в диапазоне «эволюционная – революционная». По критерию широты внедрения характеристика И. варьирует в границах «локальная – глобальная». В зависимости от конечной цели выделяют И., направленные на обновление принципа осуществления деятельности в той или иной сфере либо на создание нового продукта деятельности. Первые – «процесс-инновации» – видоизменяют способ создания различных благ. Речь идет о преобразовании методов организации и инструментального обеспечения производственных процессов. Вторые – «продукт-инновации» – порождают новые объекты материальной и духовной культур. Как первые, так и вторые, будучи закономерным следствием глубинного социального противоречия, составляющего основу закона конкуренции, выступают неотъемлемыми феноменами современного общества.

Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И.п. классифицируются по видам деятельностипедагогические, обеспечивающие пед. процесс; управленческие; по характеру вносимыхизмененийрадикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующиеся и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых измененийлокальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И.п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабуиспользованияединичные и диффузные; по источнику возникновени я – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением введение в управленческий цикл таких изменений, которые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и её радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, её адаптация и тиражирование результатов.

Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшества.

Интерес – (лат. – имеет значение) 1) форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение И. не ведёт к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

2) опредмеченная, конкретизированная потребность; реальные причины действий, свершений, формирующиеся у человека или социальной группы в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни.

Интериоризация (от лат. interioris – внутренний) – пе­реход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализа­цией. И. – одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первона­чально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного ин­дивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жане, Ж. Пиаже.

Интуитивное решение – эвристический процесс, характеризуется быстротой формулирования гипотез и принятия решений. Это происходит в условиях субъективно или объективно неполной информации о сущности творческого потенциала, взаимодействия процессов, его развития и органически входя в присущую мышления учителя способность к экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения ещё неизвестной информации). Поэтому так велика роль данной фазы в исследуемом процессе. Качество интуитивного решения связано не только с приобретением конкретного опыта, но и общим уровнем развития личности учителя, осознанием целесообразности связь процесса.

Интуиция (от позднелат. Intuitio – пристально смотреть) – способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения, минуя рефлексию. Близка таким состоянием, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психике человека.

И. – способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. В психологии И. рассматривается с точки зрения механизма ее возникновения в процессе решения творческой задачи. Решения по И. внешне выглядят как неожиданные, предшествующие логическим. Данные экспериментальных психологических исследований говорят о том, что интуитивное решение в виде внезапной догадки («Эврика!») приходит к тому, кто достаточно долго «бился» над логическим решением задачи, но «вдруг» какой-то побочный продукт его действия подсказал верный ответ. Факты говорят о том, что в недумающую голову И. не приходит. Именно об этом свидетельствуют легенды о яблоке, «подсказавшем» Ньютону закон всемирного тяготения, о ванне, позволившей Архимеду найти опосредованное решение мучившей его задачи, и др.

Таким образом, И. может быть результатом ранее приобретенного опыта и предшествующей мыслительной работы. Связь этого опыта с решаемой задачей до поры до времени не осознаётся индивидом. Только в тот момент, когда у него накопленный опыт связывается с его актуальной поисковой деятельностью, И. возникает.

Интуиция педагогическая – быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.

Инфантилизм – отставание в развитии, сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту. Выделяют физический, психический, социальный И., болезненный и неболезненный, гармонический и дисгармонический. Границы между ними прозрачны, нередко одно переходит в другое. Наиболее часто встречается гармонический И., при котором человек ведёт себя соответственно более младшему возрасту. Г.Е. Сухарева описала И. Дисгармонический, когда вместе с эмоционально-волевой незрелостью, отставанием в созревании эмоций имеет место выпячивание, преувеличение, односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера (вспыльчивость, слабоволие, склонность к фантазиям, вранью, выдумкам), резко нарушая социальную адаптацию.

Искусство – особая форма освоения мира человеком, в которой опыт жизни людей закрепляется, транслируется, обновляется в образах самой этой жизни, в образах человеческих помыслов, стремлений, переживаний.

Кадры работников культуры (фр. – личный состав) – основной (штатный) состав работников учреждений культуры; все постоянные работники.

Кампания (фр. campagne) – форма работы культурно-досуговых центров, проводимая в определенный период для осуществления какой-либо просветительной, общественно-политической или производственной задачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.