Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русофобия






(от «русский» и греч. «φ ό β ο ς» – страх, боязнь)

в общем смысле – неприязнь к России как к суверенному государственному образованию, её народу, культуре, языку, практикуемой внешней и внутренней политике, провоцируемая при­зна­нием за рус­ски­ми не­кой он­то­ло­ги­че­с­кой и/или ге­не­ти­че­с­кой ущерб­но­с­ти, обусловливающая систематическое, сознательное, латентное или демонстративное игнорирование базовых интересов и проблем, затрагивающих подавляющее большинство русского народа [30].

См.: Антисемитизм; Ксенофобия; Национализм.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИЙ

право каждой национальности на свободное, без административного и иного принуждения избрание государственно-правовой формы собственного существования, социального строя.

С. н. реализуется волеизъявлением населения, предполагает право на самостоятельное решение вопросов организации общественной жизни, присутствия в составе унитарного, федеративного, конфедеративного или обособленного государства.

Примером мирной, цивилизованной формы осуществления права на С. н. может служить принятое народным голосованием решение об отделении Норвегии от Швеции в 1905 г. [8, с. 229].

См.: Национально-культурная политика; Национальность.

СИОНИЗМ

(от ивр. «צ ִ י ּ ו ֹ נ ו ּ ת ‎»(цийонут) – название г. Сион (вар. «Зион») в Иерусалиме)

политико-культурное движение, целью которого является объединение и ренессанс еврейского народа на его исторической родине – в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция (гибрид национальной идеи, национальной идеологии и еврейско-иудейского национализма), составляющая основу этого движения [8, с. 236-237]. Идеология С. объединяет различные по своей ориентации движения – от лево-социалистических (учреждение кибуцев, например) до ортодоксально-религиозных (иудейский хилиазм).

См.: Антисемитизм; Национализм; «Национальный вопрос».

СЛАВЯНОФИЛЫ

(от «славяне» и греч. «φ ι λ ί α» – дружественность, расположение, притяжение)

представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 1840-1850-х гг., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Самобытность Отечества, по мнению С. – в православии как истинном христианстве, предопределяющем гармонию власти и народа, жизнеосуществление на началах любви, добра, братства, общинности. Ту же особенность С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин наименования самого направления (С., т. е., «славянолюбы»), предложенного им «западниками».

Взгляды С. сложились в идейно-философских спорах, обострившихся после выхода в печать «Философических писем» П. Я. Чаадаева. Ведущие роли в разработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Близкими к С. по общественно-идейным позициям были языковеды, писатели В. И. Даль, с. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др.

Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника – Восточной Церкви (А. С. Хомяков), обусловливает особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» определённо усматривалось С. в русской общине – так, что православие и традиция общинного уклада формировали глубинные основы русской души.

Некоторые консервативные черты славянофильства развивались в 1970-1980-х гг. в духе национализм а и панславизма т. н. поздними С. – Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым. Идеи С. получили специфическое развитие в ряде религиозно-философских концепций конца XIX – начала XX вв. (Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Н. А. Булгаков, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский, евразийцы и др.) [41, с. 589-590].

См.: «Западники».

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ

формирующееся научное направление и разновидность социальной и культурной работы с особым контингентом дезадаптированного «элемента», находящегося в состоянии «транзита» социальной и этнокультурной идентичности. Такое состояние актуализируется, как правило, стандартным рядом факторов (например, переменой места жительства – переселение в иноэтничную среду, сменой условий социально-культурной коммуникации и т. д.).

Различают ряд социально-миграционных стратегий, а в их рамках – модели С. и к. р. м. Так, выделяют стратегии мультикультурализма, изоляции, интеграции, ассимиляции, смешанные.

Специалисты отмечают высокую продуктивность методологического подхода, заключающегося в осознании интеграции не только как эпизодичной поведенческой практики, но и метода, сочетающего наряду с территориальной реабилитацией и профессиональной адаптацией и духовную аккультурацию [32, с. 292-293].

См.: Ассимиляция; Идентичность; Межэтнические (межнациональные) отношения; Мультикультурализм.

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА

сфера бытования «специфических элементов материальной и духовной культуры народов, выполняющих функции объединения или разграничения этносов» [36, с. 604].

См.: Этническая идентичность; Этнос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.