Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернационализм






(от лат. «inter» – между и «natio» – народ)

в марксистской идеологии – «пролетарский И.», подчеркнуто противопоставляемый национализму. Термин «И.» впервые выдвинут и обстоятельно в теоретическом отношении обоснован в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, предлагавших в «Манифесте Коммунистической партии» формулу тотальной консолидации «угнетаемых буржуазией классов»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Авторы словаря «научного коммунизма» определяют «общность, единство коренных интересов рабочего класса всех стран и наций» в качестве объективной почвы для возникновения И. и толкуют последний как:

1) сознание общности, единства интересов пролетариев всех стран; чувство ответственности каждого национального отряда международного коммунистического движения за свою деятельность перед всемирным освободительным движением;

2) важнейший принцип взаимоотношений национальных отрядов рабочего класса, их коммунистических партий, требующий солидарности и единства их действий;

3) теоретическоеобобщение освободительной борьбы пролетариата и опыта международного коммунистического движения [25].

В современном значении И. научной и околонаучной общественностью осмысливается в качестве полного или частичного синонима понятия «глобализм» (например, О. Н. Четверикова).

См.: Мультикультурализм; Национализм; Патриотизм.

«КОРЕНИЗАЦИЯ»

кадровая политика, проводившаяся в СССР в 1920-1930-е гг., ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров из числа представителей титульных национальностей для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры 15; 16, с. 76]. Во второй половине 1920-х гг. началось «свёртывание» политики «К.» под лозунгом борьбы с национал- шовинизмом, сопровождавшееся эпизодичным купированием инициативы в области национально-языкового строительства 15].

См.: «Рекоренизация».

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

этнические общности, формирование которых происходило исторически на данной территории. В соответствии со ст. 1 Конвенции Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989 г.), к К. н. относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область в период её завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты [14, с. 325; 36, с. 169].

К. н. имеют право на выбор собственных приоритетов развития. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям. Кустарные промыслы, сельские или общинные производства, а также традиционные виды деятельности этих народов (охота, рыболовство, звероводство и собирательство) признаются важными факторами сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития.

Современные исследователи отмечают трудность в разрешении вопроса: какой этнос объективно является коренным для конкретной территории, а какой – некоренным? Что касается субъективного фактора, то согласно ст. 1 упомянутой Конвенции указания самих народов на их принадлежность к числу коренных достаточно для отнесения их к группе К. н.

К числу К. н. Российской Федерации относятся: алеуты, бесермяне, долганы, коряки, манси, нанайцы, нивхи, саамы, тазы, шорцы, эвенки, юкагиры и др. (см. Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255)) [36, с. 169-172, 689].

См.: Автохтоны; Межэтнические (межнациональные) отношения; Национальность государствообразующая; Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов; Этнос.

КСЕНОФОБИЯ (в этносоциологии)

(от греч. «xenos» – чужой и «phobos» – страх)

психология, идеология и социальная практика, связанная с признанием исключительности собственной этнической общности, сопровождающимся враждебностью к иным национальным группам. Социальная основа К. – конкуренция, необеспеченность, ненадежность существования, порождающая эгоистический страх за собственную безопасность. В отличие от, например, шовинизма, К. может возникнуть как естественная реакция, стремление рода, племени, народов, нации к сохранению своих обычаев, обрядов, традиций, языка, культуры от чужеземцев [36, с. 176]. К. – одна из крайних форм проявления национализма [31, с. 152-153].

См.: Межнациональных конфликты; Межэтнические (межнациональные) отношения; Расизм; Русофобия; Национализм, Шовинизм.

КУЛЬТУРА

(от лат. «cultura» – возделывание; « colo », «colere» – воспитание, почитание)

чрезвычайно многозначное понятие, трактуемое, в частности, авторами «Философского словаря» (М., 1987) как «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека» [17, с. 225].

Феномен К. осмысливается и как «реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному» [20].

См.: Культурная деятельность; Культурная политика (государственная); Культурное достояние народов Российской Федерации; Культурное наследие народов Российской Федерации; Национально-культурная политика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.