Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация на внутреннем рынке






Российский стальной импорт в 2006 г. составил 5, 233 млн т, что на 19, 8% больше, чем в 2005 г, и что однако составляет лишь приблизительно 10% российского рынка. Получается, что зарубежные поставщики лучше воспользовались хорошей конъюнктурой российского рынка, нежели отечественная металлургия.

Большую часть импорта составляют поставки стран СНГ, хотя обозначим и бурно растущую китайскую составляющую российского импорта стальной продукции. Китайский фактор становится реальной угрозой российскому внутреннему стальному рынку.

Рядовой прокат. Р оссийские металлургические предприятия способны полностью закрыть потребность внутреннего рынка в рядовом прокате. Производство превышает объем внутреннего потребление примерно в 2 раза и на протяжении последних лет доля на отечественном рынке импортного проката остается незначительной.

Специальные стали. Однако, отмеченная положительная тенденция концентрируется в сфере производства рядовых сталей общего назначения. Потребление специальных сталей и сплавов в России растет медленными темпами, особенно это касается нержавеющих сталей — самого массового вида металлопродукции специального назначения.

Стоимость основных легирующих элементов (никеля, хрома марганца) росла достаточно быстрыми темпами. Это привело к постепенному снижению рентабельности производства нержавеющих и других высоколегированных сталей. Кроме того, предприятия, которые могли выпускать одновременно высокорентабельные рядовые стали и низкорентабельные специальные стали, постепенно наращивали выпуск первых и снижали производство вторых

На рынке постепенно расширялась ниша, занимаемая импортными сталями, производители которых, прежде всего в силу значительно больших объемов производства, имели возможность поставлять их по более конкурентным ценам.

Этот сегмент рынка все больше оказывается под контролем внешних производителей. Отсутствие заинтересованности российских предприятий в работе в этом сегменте рынка, более высокое качество продукции, поставляемой по импорту, привлекательные цены — все это приводит к тому, что российские потребители все чаще переходят на импортные нержавеющие стали. В силу гораздо более низкой рентабельности спецметаллургического производства по сравнению с производством рядового проката (рис. 6) российские предприятия спецметаллургии осваивают производство рядовых сталей, чаще всего низкой степени переработки.

Антидемпинговое расследование инициировано ОАО «ЧМК.

Объективные показатели свидетельствуют о том, что привлекательность российского рынка стального проката растет. Причем — как для внутренних производителей, о чем свидетельствует достаточно явная тенденция снижения доли экспорта в производстве стального проката, так и для внешних производителей — рост доли импорта в потреблении (рис. 7). Этот эффект тем значимее, что достигнут на фоне ощутимого роста цен на внешних рынках (особенно в 2004 году).

Таким образом:

· в сегменте рядового проката российские металлурги продолжат доминировать на внутреннем рынке;

· в сегменте специальных сталей, российские металлургия продолжат терять позиции

Характеристика рынков сбыта. Мировые тенденции определяют проблемы отечественной металлургии на внешних рынках. Российские предприятия вытесняются с рынков металлопродукции с высокой добавленной стоимостью с использованием различных тарифных и нетарифных ограничений. В экспорте черной металлургии сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы) составляют более 60%. В результате действия этого фактора уровень загрузки мощностей по производству конечной металлопродукции (труб, проката) существенно ниже по сравнению с уровнем для металлопродукции более низких переделов (руда, чугун, заготовка и первичные металлы).

Конкуренция на внешних рынках усилится, обострятся проблемы российских металлургических компаний. Российская металлургия производит стали в два раза больше, чем требует внутренний рынок. Это обусловливает необходимость активных действий по освоению новых и удержанию существующих внешних рынков. Российская сталь конкурентоспособна на мировых рынках, особенно на таких привлекательных с точки зрения цены, как рынки Европы и США. Поэтому первым следствием наращивания российского присутствия на этих рынках станет усиление нерыночного противодействия российской стали со стороны правительств этих стран.

Второй процесс, обусловливающий осложнение наращивания поставок на внешние рынки, это развитие металлургии в традиционных регионах импорта российской стали. Речь идет о странах Азии, Ближнем Востоке, Латинской Америке, Турции и, в перспективе, Африке. Оказавшись под давлением высоких мировых цен на сталь, правительства этих стран в последние годы резко активизировали поддержку собственных металлургических проектов. Особенно бурно процесс развивается в странах, обеспеченных собственным сырьем, — в первую очередь в Индии, Бразилии. Постепенное наращивание собственного производства стали в этих странах будут приводить к закрытию внутренних потребностей, сокращению импорта, а в перспективе ряд стран могут стать крупными экспортерами. Перемещение центра выплавки стали в развивающиеся страны приведет к резкому обострению конкуренции, в первую очередь на рынке продуктов низкой степени переработки, а также на рынках унифицированной продукции.

Вместе с тем, на рынках металлопродукции низких переделов российские предприятия испытывают усиливающиеся давление со стороны третьих стран (в первую очередь Китая, Индии, Бразилии, Украины и др.). Это вызвано тем, что обладая низкими затратами производства и высококачественной рудной базой, эти страны сумели привлечь значительные иностранные инвестиции для создания современной металлургической промышленности

 

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно выделить основные характерные черты российской металлургии, формирующие предпосылки ее дальнейшего развития и характеризующие конкурентные позиции продукции российской черной металлургии на внутреннем и внешнем рынках:

 

1) Металлургия является приоритетной стратегической отраслью экономики современной России, обеспечивающей сырьем ключевые отрасли обрабатывающей промышленностью и обеспечивающей значительную долю поступлений в бюджет и уровень занятости населения;

2) Традиционно российская металлургия является экспорториентированной отраслью и указанная специфика сохранится и в ближайшей перспективе, обращает на себя внимание факт преобладания в экспорте полуфабрикатов

3) Российская металлургия обладает запасом конкурентоспособности на мировом рынке, что однако в первую очередь относится к продукции низких переделов.

4) В целом наблюдается положительная динамика российского экспорта, обусловленная возможностью российских производителей поддерживать достаточно низкие цены на фоне общего роста мирового рынка черных металлов,

5) Российские предприятия вытесняются с рынков металлопродукции с высокой добавленной стоимостью с использованием различных тарифных и нетарифных ограничений.

6) обострение конкуренции, в первую очередь на рынке продуктов низкой степени переработки, на ранках стран Азии и прежде всего со стороны Китая.

7) На внутреннем рынке стали в целом сохраняется невысокая доля импортной продукции (10%), однако наблюдается ситуация доминирования российских производителей на рынке рядовых сталей и их вытеснение с рынка продукции высокого передела (специальных сталей).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.