Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для уроков русского языка и литературы






Урок на основе интенсивных технологий ориентируется на достижение как предметных, так и надпредметных результатов школьников: «встраивание» новых знаний в систему старых; опора на знания из области русского языка, литературы, истории, биологии, географии, иностранного языка; отбор необходимых знаний из большого объёма информации. Особенностями современного урока русского языка является изменение соотношения устной и письменной речи в сторону увеличения устной речи (говорения). Устная речь может быть представлена в разнообразных формах: чтение научного текста, пересказ по плану, обсуждение языковой/литературной проблемы, устный ответ на вопрос, устное сочинение, устный доклад, мини-реферат научно-популярного текста. Деятельностный характер обучения обеспечивается и за счёт введения в урок практической работы, в основе которой лежит учебный эксперимент, решение филологических задач обращение к парадоксам, наблюдение за стилем литературного произведения.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации учебного процесса. Условие достижения положительных результатов – широкое использование учителем различных средств и методов активизации. Активное обучение на уроке противопоставлено пассивному:

Пассивное обучение Активное обучение
Обучение в условиях класса Обучение в малых группах (учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3–4 человека)
Сообщение знаний и их запоминание Самостоятельный поиск и кооперирование усилий (учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, выходящими за рамки школьной программы и требований учителя)
Работа с более успевающими учениками Работа со всеми учащимися (группа учеников выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами)
Активность относительно высокая Значительное увеличение активности учащихся
Соревновательный подход Кооперирование, сотрудничество
Вербальное мышление Интеграция визуального и вербального мышления
Традиционная форма урока Нетрадиционные формы урока: аукцион, лингвистическое сочинение, деловая игра («Редакция», «Учёный совет», «Информационный поиск»), пресс-конференция, общественный смотр знаний, лингвистический турнир, лингвистическая/литературная эстафета, семинар, путешествие, зачёт, игра.
Репродуктивная форма работы с учебником Частично поисковая форма работы с учебником (составление плана, схемы, конспекты, формулировка вопросов); сравнительно-аналитическая форма работы с учебником (таблиц, схем, рисунков); творческая форма работы с учебником (тексты с ошибками, тесты, кроссворды)

Выделяются специфические новые тенденции урока с применением интенсивных технологий:

– активизация познавательной деятельности учащихся за счёт активного включения обучающегося в процесс обучения;

– сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности;

– организация различных видов самостоятельной работы учащихся, в том числе с поисковыми системами в сети, с гипертекстовыми, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами. Особенно эффективна такая работа на интегрированных уроках, построенных на пересечении или совмещении различных предметных областей.

Инструментальная игра «Информационный поиск»

«Информационный поиск» можно проводить по различным проблемам в рамках любого предмета. Выбирается определённый круг проблем, связанный с темой любой из предлагаемых деловых игр или заданий. В этом случае данный прием поможет школьникам научиться работать с информационными источниками и определить виды этих источников, что повысит эффективность выполнения заданий.

Цель игры – ознакомление школьников с различными источниками информации по проблемам соблюдения речевых норм в СМИ; формирование умений работы с информационными источниками.

Рекомендации ведущему.

Класс разбивается на 2–4 группы, которым предлагается задание: для обеспечения исследований по проблемам соблюдения речевых норм организовать информационный поиск. Каждая группа поиска готовит список наиболее достоверных источников информации по предложенной теме, обосновывает выбор каждого источника, приводит примеры его эффективного использования при анализе и разрешении проблемы, знакомит участников с источником. Если игра проводиться с целью наиболее полного ознакомления с проблемой, задание дается как самостоятельно организуемое во внеучебное время. В том случае, когда цель – ознакомить с приёмами подбора информации и возможными её источниками, этап подготовки проводиться на уроке. Группам раздаются брошюры, журналы и газеты, научные и методические статьи по данной проблеме, записи тематических радио- и телепрограмм, информационные бюллетени, библиографические справочники, сборники методических рекомендаций и научных трудов. Затем группы структурируют полученную информацию и её источники относительно различных аспектов изучаемой проблемы, готовят их обоснование. На заключительном этапе группы представляют подготовленные материалы. После их обсуждения и корректировки заполняются таблицы информационных источников, которые могут выглядеть следующим образом:

 

Современные проблемы соблюдения речевых норм в СМИ Источники информации   Обоснование выбора источника  
     

 

В завершение учителем, руководителем игры, производится самооценка обучающимися и оценка деятельности групп информационного поиска.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.