Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка радиопередачи






При работе в студии за технические требования к качеству продукции отвечают специальные сотрудники, тогда как при внестудийной записи практически все приходится делать самому журналисту. Именно он обязан выбрать тип и количество микрофонов, оптимизировать их расстановку для сведения к минимуму искажений в процессе записи.

Сбор материала

Технология сбора информации зависит от назначения и целей. Без предварительной проработки материалов невозможно рассчитывать на то, что на этапе записи передачи журналисту хватит одной эрудиции. Необходимо просмотреть архивные текстовые материалы по проблематике будущей передачи, прослушать фонограммы («консервы» – профессиональный жаргон), провести переговорные процессы.

Запись

Надо заметить, что сегодня распространена аналого-цифровая технология формирования передачи. Это объясняется тем, что частично традиционная аппаратура, например аналоговые микшерные пульты, до сих пор имеет технические преимущества перед цифровыми устройствами этого типа, а запись-воспроизведение и монтаж выполняются на «цифре». Необходимо помнить, что при аналоговой магнитной записи возникает основная доля искажений и шумов. Архивные записи, представляющие огромные массивы информации, хранятся пока в основном в аналоговом виде.

Перед основной записью, в зависимости от степени оперативности передачи, желательно провести предварительную запись. Расставить микрофоны, установить уровень сигналов и сделать пробную запись с контрольным прослушиванием.

Наибольшую сложность с технической точки зрения представляет внестудийная запись, когда репортер может оказаться либо на открытом пространстве, либо в неприспособленном для записи помещении, В том и другом случае для качественной записи надо правильно выбрать тип микрофона.

При возможности выбора надо постараться найти помещение с допустимыми акустическими характеристиками: желательно, чтобы комната по соотношению сторон приближалась к золотому сечению и в ней присутствовали звукопоглощающие предметы (шторы, мягкая мебель, ковры), то есть чтобы она не «гудела» от отражающихся звуков. Далее необходимо подобрать угол направленности микрофонов: чем уже будет диаграмма направленности, тем большие проблемы в работе будет испытывать звукорежиссер: малейшее отклонение от оси направленности говорящего – и в эфире может появиться «каша».

Особые сложности расстановки микрофонов встают перед журналистом и звукорежиссером при внестудийной записи музыкальных фрагментов. Теоретически в помещении можно найти геометрическую точку, обеспечивающую оптимальные параметры звучания, и в таком случае достаточно использования одного микрофона. Однако на практике это выполнимо далеко не всегда. В этом случае ищут зону с преобладанием прямых сигналов для расположения ближнего микрофона и зону «радиуса гулкости», где отношение уровня отраженного сигнала к уровню прямого равно единице (для общего микрофона). Нередко для оптимизации звучания используют «микрофон воздуха», который располагают за зоной радиуса гулкости.

Запись передачи на улицах, в аэропортах, вокзалах, во дворах всегда осложнена присутствием сильных посторонних шумов, поэтому журналист должен позаботиться о ветрозащите микрофона и уметь работать с суперкардиоидным микрофоном-пушкой. Выбор правильного поворота к источникам паразитических шумов (они не должны попадать на диафрагму микрофона) обеспечит наилучший уровень звучания. Чем меньше звуковых помех, тем шире диаграмма направленности должна быть у микрофона, иногда желательно, чтобы микрофон улавливал «эффект зала».

В случае проведения внестудийного прямого эфира наибольшую сложность представляет выбор канала связи со студией. По возможности надо избегать использования обычного телефона, так как частотных характеристик микрофонов недостаточно для вещания даже «разговорной» станции. При отсутствии возможности установить кабельный канал связи рекомендуется использовать репортофон – гибрид телефона и микшерного пульта, позволяющий подключать телефонную линию к эфирной аппаратной.

Если есть возможность, можно работать по «воздушке» – специальному временному проводу, натянутому по телеграфным линиям или между домами от места репортажа до радиостанции, правда, в этом случае длина провода не должна превышать 1 км. Как известно, телефонные линии иногда бывают сильно «зашумлены», но нередко бывает возможность договориться с местными телефонными узлами о кроссировке линии, то есть выделении «прямых проводов».

Монтаж

После того как журналист произвел аудиозапись, необходимо произвести монтаж. Монтаж – это и творческий, и технический процесс объединения материала путем отбора, изменения очередности звучания отдельных фрагментов фонограмм для формирования единого звукоряда. Монтаж связан с общей структурой передачи, из монтажных фраз и эпизодов строится композиция журналистского материала. Редактор определяет ориентировочную длительность передачи, планирует время выхода в эфир, поэтому фонограмму необходимо подогнать на заданный хронометраж, но в первую очередь нужно избавиться от лишних шумов, придыханий, слишком длинных пауз, слов-паразитов и т.д. Если позволяет время, фонограмма набирается в текстовом процессоре и редактируется.

В зависимости от аппаратуры может применяться линейный или нелинейный монтаж. Линейный монтаж производится путем перезаписи сигнала с одного аналогового магнитофона на другой. Вначале расставляются монтажные метки для определения точек монтажа, вырезаются ненужные места, далее фрагменты фонограммы записываются в определенном порядке, при этом технические пара метры «мастера» – конечной записи – всегда ниже исходного материала. Выполнить линейный аналоговый монтаж под силу далеко не каждому журналисту. Как правило, это производится в монтажной аппаратной, где монтажник и репортер работают вместе.

Нелинейный монтаж осуществляется на компьютере (звуковой станции) при этом физической перезаписи фрагментов фонограммы не происходит – изменяется только последовательность адресов. Освоить технику нелинейного (цифрового) монтажа проще, так как фонограмма наглядно отображается на мониторе компьютера. Журналист не тратит время на объяснение задуманного монтажнику, готовя материал к эфиру. Редактирование звукоряда происходит без боязни неправильно «порезать» ленту и безвозвратно испортить исходные материалы.

При аналоговой записи фонограммы использование нелинейного монтажа возможно, но требует большего времени. Перевод аналоговой записи в цифровой вид требует реального времени (ровно столько, сколько шла запись фонограммы). Как правило, одновременно производится компрессия сигнала. К сожалению, техническая простота нелинейного монтажа в настоящее время снизила качество радиоматериалов. Узкий круг специалистов-монтажеров, режиссеров, прекрасно знающих помимо технических вопросов теорию монтажа, передает свои обязанности непрофессионалам (подобно тому как в периодической печати работу профессиональных наборщиков стали выполнять журналисты), но это процесс неизбежный, и, следовательно, за профессиональный монтаж (как и за правильность наборных процессов) должны отвечать сотрудники редакций.

Для нелинейного монтажа не требуется отдельная аппаратная, достаточно иметь наушники и компьютер со звуковым редактором (типа Sound Forge).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.