Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования и их обсуждение. Т.к. степень идентификации с тем или иным поколением зависит от возраста и культурно-исторических условий воспитания

Т.к. степень идентификации с тем или иным поколением зависит от возраста и культурно-исторических условий воспитания, в ходе исследования вся выборка в зависимости от года рождения была поделена на три группы: представители постсоветского поколения 1990—1995 гг. рождения (178 человека); представители переходного поколения 1980—1985 гг. рождения (142 человека) и представители советского поколения 1970-1975 гг. рождения (81 человек).

В таблице 1 представлены средние тенденции, отражающие особенности идентификации с тем или иным поколением в исследуемых группах.

Таблица 1 Особенности социальной идентификации
Исследуемые показатели Степень идентификации с поколением
Советское поколение Переходное поколение Постсоветское поколение
90-е года Среднее 5, 16 3, 64 5, 41
Объем выборки      
Стд.Отклонение 2, 17 1, 96 2, 97
80-е года Среднее 5, 28 6, 76 2, 84
Объем выборки      
Стд.Отклонение 1, 95 1, 99 1, 41
70-е годы Среднее 5, 86 4, 71 4, 41
Объем выборки      
Стд.Отклонение 2, 29 2, 33 2, 72

 

Оказалось, что участники исследования склонны отождествлять себя с представителями советского поколения (рожденные в 70-е годы); или советского и постсоветского поколения (рожденные в 90-е годы); или с представителями советского и переходного поколения (рожденные в 80-е годы). При этом корреляционный анализ данных, показал, что год рождения взаимосвязан с уровнем идентификации человека с определенным поколением. Прямая взаимосвязь была обнаружена между годом рождения и степенью идентификации с постсоветским поколением (rs=0, 4; р≤ 0, 001). Обратные взаимосвязи были обнаружены между годом рождения и идентификацией себя с советским (rs=-0, 127; р≤ 0, 05) или переходным поколением (rs=0, 603; р≤ 0, 001).

Поскольку средние тенденции не позволяют оценить особенности распределения людей с разным типом социальной идентификации нами был проведен иерархический кластерный анализ данных методом Варда. В качестве показателя, характеризующего степень схожести участников исследования, выступал квадрат евклидова расстояния. Кластерный анализ проводился отдельно для разных исследуемых групп.

В таблице 2 представлены данные, отражающие особенности распределения участников исследования с разным типом идентификации с поколением. На наш взгляд участников исследования можно разделить на три разные группы: 1) те, кто идентифицирует себя со своим поколением; 2) те, кто идентифицирует себя с другим поколением и 3) те, кто в одинаковой степени отождествляет себя со всеми тремя исследуемыми поколениями. Подобные особенности позволяют говорить о разных статусах социальной идентификации: первый случай был назван нами «адекватная социальная идентификация», второй тип – «неадекватная социальная идентификация», а третий – «диффузная социальная идентификация».

Таблица 2 Особенности социальной идентификации
Поколение, с которым идентифицируют себя участники исследования исследуемые группы
1970-1975 советское поколение 1980—1985 переходное поколение 1990—1995 постсоветское поколение
Советское 67% 37% 20%
Переходное 33% 45%  
Постсоветское     51%
Одинаково со всеми исследуемыми поколениями   18% 29%

 

Согласно результатам исследования, в каждой возрастной группе есть люди, которые отождествляют себя с советским поколением и считают, что их ценности формировались в советскую эпоху. Однако, чем младше группа, тем меньше в ней доля таких людей. В целом обнаруживается тенденция к адекватной социальной идентификации: около половины респондентов, рожденных в 90-е годы, считают себя представителями постсоветского поколения; среди респондентов, рожденных в 80-е годы, 45% идентифицируют себя с переходным поколением; в группе людей, родившихся в 70-е годы, 67% идентифицируют себя с представителями советского поколения. А вот неадекватная социальная идентификация чаще наблюдаются у людей, рожденных в 80-е годы (37%), что подтверждает идею В.И. Пищик о сложности и неоднозначности процессов самоидентификации у людей, рожденных в эпоху перемен [6].

Заслуживает внимания и тот факт, что среди рожденных в 90-е годы не обнаружилось группы, идентифицирующей себя с представителями переходного поколения. Это может говорить о том, что новое поколение стремится дистанцироваться от предшествующего ему поколения. В результате у них появляется склонность игнорировать ту роль, которую сыграли в их жизни события, связанные с распадом СССР. Интересно, что тенденция к десантированию от предшествующего поколения не обнаруживается у людей, рожденных в 80-е годы. На наш взгляд обнаруженные тенденции можно объяснить эффектом снижения возраста поколений, отмеченного М.И. Постниковой [3], а также негативной оценкой периода перестройки и распада СССР, наблюдаемой в настоящее время.

При анализе данных о типах ментальности участников исследования для удобства их интерпретации, результаты диагностики были переведены в нормализованный балл. На рисунке 3 представлены средние тенденции, отражающие выраженность отдельных типов ментальности у представителей резных поколений.

Согласно полученным данным, у представителей советского поколения доминирует традиционный тип ментальности, в основе которого лежат ценности горизонтального коллективизма и который предполагает следование традициям, ориентацию на построение честных и дружественных отношений между людьми.

У представителей переходного поколения отмечена тенденция к преобладанию переходного типа ментальности, для которого характерны ценности вертикального коллективизма.

Для представителей постсоветского поколения характерны тенденции к доминированию инновационного и преобладанию постинновационного типов ментальности. Это указывает на то, что их ментальность сочетает в себе ценности вертикального индивидуализма и ценности стабильности и горизонтального индивидуализма. Для них характерны: открытость в отношениях, активная позиция в жизни, рациональность, ориентация на личные достижения.

Рис.1. Типы ментальности у представителей разных поколений

 

В данном случае можно отметить, что распределение доминирующих типов ментальности в исследуемых группах оказалось предсказуемым и соответствует результатам исследований, представленным В.И. Пищик [6]. На наш взгляд особое внимание важно уделить взаимосвязи между социальной идентификацией и особенностями ментальности поколений (таблица 3).

Таблица 3 Взаимосвязи между типом ментальности и социальной идентификацией
исследуемые параметры (при n=254) поколением с которым себя отождествляет человек
Советское поколение Переходное поколение Постсоветское поколение
тип ментальности Традиционная rs -0, 017 0, 387 -0, 330
p 0, 793 0, 000001*** 0, 000001***
Инновационная rs -0, 036 -0, 535 0, 366
p 0, 565 0, 0001 0, 0001
Переходная rs 0, 084 0, 451 -0, 232
p 0, 185 0, 000001*** 0, 00001***
Постинновационная rs -0, 009 -0, 087 -0, 098
p 0, 885 0, 165 0, 121
Условные обозначения: n – объем выборки rs – коэффициент корреляции Спирмена р – уровень значимости *** - уровень значимости взаимосвязи р≤ 0, 001

 

Полученные результаты указывают, что традиционный, инновационный и переходный типы ментальности связаны с идентификацией личности с переходным и постсоветским поколением. При этом отмечаются следующие закономерности: у людей, отождествляющих себя с переходным поколением, доминируют черты традиционной (rs=0, 387; р≤ 0, 001) и переходной (rs=0, 451; р≤ 0, 001) ментальности, и минимально представлены черты инновационной ментальности (rs=-0, 535; р≤ 0, 001); у людей, которые отождествляют себя с постсоветским поколением доминируют черты инновационной ментальности (rs=0, 366; р≤ 0, 001) и минимально представлены черты традиционной (rs=-0, 33; р≤ 0, 001) и переходной (rs=-0, 232; р≤ 0, 001) ментальности.

Обнаруженные закономерности позволяют заключить, что в рамках эмпирических исследований поколений выделение эмпирических групп необходимо проводить с учетом особенностей типа социальной идентификации, а именно, того с каким поколением человек себя отождествляет.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что только у 45-67% участников исследования совпадает значения объективного (дата рождения) и субъективного (идентификация с поколением) критериев принадлежности к поколению. Тип социальной идентификации совпадает с типом ментальности поколения. Следовательно, при организации исследований социально-психологических особенностей поколений необходимо учитывать данный факт. В частности при формировании экспериментальных групп важно учитывать не только год рождения участников исследования, но также тип и статус их социальной идентификации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | И её основные законы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.