Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами....:)

 

Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации " Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

 

АКАДЕМИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра практической психологии

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ

АССОЦИАЦИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И МЕДИЦИНЫ РОССИИ

При поддержке Комитета по здравоохранению

мэрии Санкт-Петербурга

СБОРНИК

МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

" ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В РОДОВСПОМОЖЕНИИ"

Санкт-Петербург,

20-22 марта 1997 года

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ " ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОДОВСПОМОЖЕНИИ"

А.С.Симаходский, Л.В.Эрман, А.И.Панченко (Санкт-Петербург). ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Г.И. Брехман (г.Иваново). ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ

В.П.Петленко (Санкт-Петербург). ЗИГОТА " ВЗРЫВАЕТ" ДОГМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ТРАДИЦИОННОГО ЭМБРИОГЕНЕЗА И ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

П.Г.Зорин (Санкт-Петербург). НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Ю.Шмурак (Москва). КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ПОСТРОЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТА ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

A.И. Федорова (Санкт-Петербург). СЕКСУАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР РОЖДЕНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Г.Х.Лявшина (Санкт-Петербург). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С.К.Клюева (Санкт-Петербург). ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ

В.Г.Вахарловский (Санкт-Петербург). ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

А.С.Батуев, Л.Н.Станкевич, Н.М.Сафронова, В.А.Самойлова, О.Н.Безрукова, О.Ф.Солдатова (Санкт-Петербург). ОБНАРУЖЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА БЕРЕМЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

А.И.Захаров (Санкт-Петербург). ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА МАТЕРИ НА ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

И.В.Добряков (Санкт-Петербург). ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Н.П.Коваленко (Санкт-Петербург). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РОДИЛЬНОМ ДОМЕ

Н.П.Коваленко (Санкт-Петербург). КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН К РОДАМ " ГЛОРИЯ"

М.Е.Комова (Санкт-Петербург). СИСТЕМА ВНУТРИУТРОБНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИКЛЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ

О.Л.Трянина (Москва). ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ДОРОДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

А.Г.Юсфин (Санкт-Петербург). МУЗЫКА И РОДЫ

Н.П.Шабалов (Санкт-Петербург). СИНДРОМ " ТОЛЬКО ЧТО РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА"

Е.Л.Лукина, Н.Л.Долженкова (Санкт-Петербург). О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РОДОРАЗРЕШЕНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ ЗА 1995-96 ГОДЫ)

А.В.Наумов (Москва). ВЛИЯНИЕ ИЗБЫТОЧНОГО КАЛЬЦИЯ НА РОДОВОЙ ТРАВМАТИЗМ ПЛОДА. МЕТОДЫ КОМПЕНСАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ТРАВМАТИЗМА. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТНАТАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Cа В ОРГАНИЗМЕ НОВОРОЖДЕННОГО

К.С.Быстрова, А.-М.Widstro m, W.Lundh, И.М.Воронцов, Р.Д.Мухамедрахимов (Санкт-Петербург, Стокгольм). К ОБОСНОВАНИЮ ЗНАЧЕНИЯ РЕЖИМОВ ОБЩЕНИЯ МАТЕРИ И НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Н.Н.Суханова, Л.А.Истомина, И.А.Кузнецова, И.О.Пальмов, Р.Д. Мухамедрахимов (Санкт-Петербург). ОПЫТ РАБОТЫ НЕОНАТОЛОГА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЕ РУССКО-ШВЕДСКОЙ ЛЕКОТЕКИ

Л.В.Курганова (Санкт-Петербург). ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У РУССКИХ КРЕСТЬЯН КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

АВТОРЫ МАТЕРИАЛОВ

Батуев А.С. - доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, зав. кафедрой высшей нервной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург);

Безрукова О.Н. - научный сотрудник физиологического института им. А.А.Ухтомского (Санкт-Петербург);

Брехман Г.И. - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии Ивановской государственной медицинской академии (г.Иваново);

Быстрова К.С. - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии ° 3 Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (Санкт-Петербург);

Вахарловский В.Г. - кандидат медицинских наук, медицинский генетик лаборатории пренатальной диагностики наследственных болезней Института акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта РАМН (Санкт-Петербург);

Воронцов И.М. - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, зав. кафедрой педиатрии ° 3 Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, президент Союза врачей-педиатров Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург);

 

Добряков И.В. - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психотерапии Медицинской академии последипломного образования (Санкт-Петербург);

Долженкова Н.Л. - зам. главного врача по лечебной работе родильного дома ° 12 (Санкт-Петербург);

Захаров А.И. - доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, научный координатор авторских программ " Рождение и развитие здорового ребенка" ° (Санкт-Петербург);

Зорин П.Г. - врач-психотерапевт, руководитель группы психического здоровья (Санкт-Петербург);

Истомина Л.А. - биолог; физиолог движения русско-шведской лекотеки (Санкт-Петербург);

Коваленко Н.П. - зав. кафедрой практической психологии Академии медико-социального управления, директор АДЕМ (Санкт-Петербург);

Комова М.Е. - зав. гинекологическим кабинетом поликлиники ° 70 (Санкт-Петербург);

Клюева С.К. - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой медицинской генетики Медицинской академии последипломного образования (Санкт-Петербург);

Кузнецова И.А. - дефектолог русско-шведской лекотеки (Санкт-Петербург);

Курганова Л.В. - этнограф-филолог (Санкт-Петербург);

Лукина Е.Л. - кандидат медицинских наук, главный врач родильного дома ° 12 (Санкт-Петербург);

Лявшина Г.Х. - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сексологии Медицинской академии последипломного образования (Санкт-Петербург);

Мухамедрахимов Р.Д. - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель русско-шведской лекотеки (Санкт-Петербург);

Наумов А.В. - врач-педиатр. Центр сознательного родительства и аквакультуры " Рождество" (Москва);

Пальмов И.О. - педагог-дефектолог русско-шведской лекотеки (Санкт-Петербург);

Панченко А.И. - кандидат медицинских наук, доцент. Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург);

Петленко В.П. - доктор медицинских наук, доктор философских наук, главный ученый секретарь Петровской академии наук и искусств, профессор, зав. кафедрой валеологии Медицинской академии последипломного образования, академик Духовной академии наук, председатель ученого совета Международного института резервных возможностей человека (Санкт-Петербург);

Самойлова В.А. - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург);

Сафронова Н.М. - научный сотрудник физиологического института им. А.А.Ухтомского (Санкт-Петербург);

Симаходский А.С. - кандидат медицинских наук, доцент. Начальник Отдела лечебно-профилактической помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург);

Солдатова О.Ф. - научный сотрудник физиологического института им. А.А.Ухтомского (Санкт-Петербург);

Станкевич Л.Н.- кандидат биологических наук, старший научный сотрудник физиологического института им. А.А.Ухтомского (Санкт-Петербург);

Суханова Н.Н. - врач-неонатолог русско-шведской лекотеки (Санкт-Петербург);

Трянина О.Л. - врач-неонатолог Спасо-Перовского госпиталя, преподаватель гимназии 1508 (Москва);

Федорова A.И. - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сексологии Медицинской академии последипломного образования (Санкт-Петербург);

Шабалов Н.П. - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии, зав. кафедрой педиатрии с курсами перинатологии и эндокринологии факультета усовершенствования врачей Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (Санкт-Петербург);

Шмурак Ю. - Институт педагогических инноваций РАО (Москва);

Эрман Л.В. - доктор медицинских наук, профессор. Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург);

Юсфин А.Г. - профессор, сопрезидент гуманитарно-творческой ассоциации " Живая культура", член Союза композиторов России (Санкт-Петербург);

Lundh W. - психолог факультета психологии Стокгольмского университета (Стокгольм, Швеция);

Widstro m А.-М. - доктор медицины, научный сотрудник Каролинского института (Стокгольм, Швеция).

Решения

РОССИЙСКОЙ Межрегиональной конференции

" Перинатальная психология в родовспоможении"

В Санкт-Петербурге 20-22 марта состоялась конференция " Перинатальная психология в родовспоможении", которая была организована Академией медико-социального управления и Ассоциацией перинатальной психологии Санкт-Петербурга.

Данная конференция, посвященная вопросам перинатальной психологии, явилась беспрецедентным событием в России. Она собрала вместе психологов, медиков различных специальностей: акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, нейрофизиологов, психотерапевтов, экономистов, музыкантов, валеологов, философов, генетиков, педагогов, акушерок, преподавателей и студентов, представителей общественности. Конференция объединила российских ученых и практиков, их интеллектуальный потенциал в единое информационное поле для достижения целей, стоящих перед перинатальной психологией и разработки программы дальнейших исследований в этой области.

Благодаря высокому научно-практическому уровню представленных докладов, конференция, безусловно, займет почетное место как первый в России шаг по пути развития науки, призванной улучшить качество рождающегося поколения россиян.

Эти устремления соответствуют решениям Всемирного форума по проблемам окружающей среды и развития, проведенного под эгидой ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) и собравшего глав и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств, где записано, что устойчивое развитие стран потребует программ по защите воспроизводства населения, чтобы уменьшить материнскую и детскую смертность и предоставить мужчинам и женщинам информацию и средства для планирования размеров семьи. Женщины должны иметь доступ к предродовому и послеродовому медицинскому обслуживанию.

Эти первые шаги по развитию науки и практики перинатальной психологии и медицины в России должны быть продолжены и усилены.

Конференция присоединяется к принципам, провозглашенным Всемирной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины:

- конференция исходит из того, что невозможно провести грань между так называемым " соматическим" и " психическим" феноменом, сома и психика представляют собой единую энергоинформационную систему с обоюдным влиянием и взаимозависимостью в особом социокультурном окружении;

- конференция принимает положение о непрерывности человеческой жизни, где каждая стадия развития является очень важной, где все стадии взаимозависимы и неотделимы от целого, представленного неразделимым организмом со всеми функциями и уровнями: биологическим, психологическим и социальным, где физиологические, биохимические, эндокринные, психологические процессы составляют единое целое, которое не может быть разделено;

- конференция признает, что человеческое развитие начинается с принятия решения сделать рождение началом новой жизни;

- конференция констатирует, что улучшение качества новой жизни зависит от качества проявляемой заботы и внимания до, во время и после рождения ребенка как со стороны матери, так и отца, семьи, окружающей социальной среды, общественных организаций;

- конференция отмечает, что пренатальная стадия жизни является первой экологической позицией человеческого существования, где мы находимся в плодотворном диалоге с нашими матерями и их биологическим и психологическим окружением;

- конференция утверждает, что она будет уважать материнские обстоятельства и убеждения, так как качество и ценность ее жизни также важны, поскольку отражаются на ребенке;

- конференция доказывает, что состояние хронического психоэмоционального стресса воздействует на состояние здоровья матери и отца, негативным образом отражается на репродуктивной функции и развитии следующего поколения людей;

- конференция выражает свое пожелание создать Российскую Ассоциацию Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ РФ) и как этап к этому принимает решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Конференция избирает президиум Ассоциации:

профессор Г.И. Брехман, г. Иваново - президент;

Н.П. Коваленко, Санкт-Петербург - вице-президент;

О.Л.Трянина, Москва - генеральный секретарь;

академик Ю.М.Ипатов, Санкт-Петербург;

академик В.П.Петленко, Санкт-Петербург;

профессор Н.А.Жаркин, г.Волгоград;

профессор А.И.Захаров, Санкт-Петербург;

профессор Е.И. Исенина, г.Иваново;

профессор М.А.Репина, Санкт-Петербург;

профессор В.М.Сидельникова, Москва;

профессор А.Г. Юсфин, Санкт-Петербург;

М.Е.Комова, Санкт-Петербург.

М.Е.Ланцбург, Москва;

В.К.Монгуш, г.Тыва;

Н.А.Сенченко, г.Братск;

Конференция избирает исполнительный комитет по подготовке учредительной конференции АППМ России:

Н.П.Коваленко - председатель.

Секретариат:

В.А.Герасимова, Москва;

И.В.Добряков, Санкт-Петербург;

В.П.Евтюшкин, Санкт-Петербург;

С.И.Исакова, Санкт-Петербург;

Н.П.Лапочкина, г.Иваново;

Е.Л.Лукина, Санкт-Петербург;

И.В.Панина, Санкт-Петербург.

Конференция поручает президиуму АППМ РФ и исполнительному комитету принять активное участие в организации учредительной конференции АППМ России в Санкт-Петербурге, ориентировочно 11-14 июня 1998 года.

А.С.Симаходский, Л.В.Эрман, А.И.Панченко

(Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В 1996 году в Санкт-Петербурге показатель младенческой смертности составил 11 на 1000 родившихся против 14, 1 в 1995 году. Этот достаточно низкий показатель, его положительная динамика за последние годы, не должны нас вводить в состояние особой эйфории, так как он весьма зависим от привходящих факторов парамедицинского характера.

Следует обратить внимание, что снижение показателя младенческой смертности не имеет параллелизма с динамикой возрастных континентов, продолжает оставаться тревожно низким коэффициент рождаемости, в 1996 году произошло уменьшение числа родившихся на 2342.

Снижение показателя младенческой смертности в 1996 году свидетельствует о достаточно эффективной работе отделений неонатальной реанимации по респираторной патологии, другие причинные факторы (перинатальные инфекции, внутрижелудочковые кровоизлияния) входят в группу неуправляемых.

Мы, очевидно, должны говорить о том, что в городе имеет место возрастание числа перинатальных инфекций. Так в 1996 году в структуре младенческой смертности удельный вес внутриутробных инфекций составил 14, 6%.

Специального анализа совместно с патологоанатомами требует вопрос об увеличении частоты случаев синдрома внезапной смерти детей грудного возраста (7, 1% в 1996 году против 6, 2% в 1995 году).

Нельзя пройти мимо факта нарастающего показателя детей с задержкой внутриутробного развития, который в 1996 году составил 58, 6 на 1000 родившихся (55, 4/1000 в 1995 году). Причем следует отметить, что этот диагноз чаще всего выставляют врачи детских поликлиник. Дети с ЗУВР - пациенты из группы высокого риска как по неонатальной заболеваемости и смертности, так и по нарушениям в последующем развитии. Унификация оценки физического развития новорожденного ребенка будет предпринята в ближайшее время.

Таковы некоторые проблемы детского здравоохранения, которые требуют к себе самого пристального внимания.

Г.И. Брехман (г.Иваново)

Перинатальная психология:

открывающиеся возможности

Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: в пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Она находится на стыке различных областей науки, прежде всего, психологии и медицины. Перинатальная психология фактически формирует одну из первых глав общей психологии, посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека. Она призвана выявить и научно объяснить тонкие механизмы психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка. Это открывает возможности обнаружения, а при необходимости - устранения психосоциобиологических помех, нарушающих этот процесс, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности. Можно предположить, что перинатальная психология будет способствовать развитию таких областей психологии, как возрастная, социальная, медицинская и др.

Перинатальная психология соприкасается с такими медицинскими и биологическими дисциплинами, как генетика, эмбриология, перинатология, акушерство, подготовка к родам, нейроэндокринология, неврология, сексология и сексопатология, психиатрия, психоанализ, психотерапия, а также дородовая педагогика, философия, религия, этика и др. Началось взаимопроникновение идей, методов исследования, плодотворное сотрудничество.

Уже сегодня очевидно, что развивающаяся перинатальная психология приведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, на беременность и родовой процесс, окажет существенное воздействие на всю технологию родовспоможения: подготовка к зачатию, ведение беременности, формирование новых принципов взаимоотношений с беременной женщиной, роженицей, родильницей, новорожденным, отношение к возникающим отклонениям во время беременности, психопрофилактическая подготовка беременных и их партнеров к родам, проведение родов как естественного процесса без применения медикаментозного и хирургического вмешательства, отношение к грудному вскармливанию, взаимодействие с неродившимся ребенком и новорожденным матери, отца, ближайших родственников, медицинского персонала.

Перинатальная психология призвана дать научное обоснование и разработать технологию по дородовой охране матери и ребенка с точки зрения биологической, психологической и социальной для первичной профилактики психических и/или психосоматических расстройств и заболеваний.

Перинатальной психологии принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во время беременности и родов с целью практического применения этих знаний для получения поколения людей с лучшими качествами: здорового психически и физически, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к природе.

Перинатальная психология прошла длинный путь накопления необычных и удивительных наблюдений, этап обобщения и осмысления разрозненных фактов. Начался этап ее научного становления. Присоединение ученых России к развитию этой науки позволит преодолеть возникшее отставание, имеющиеся предубеждения, позволит внести свой вклад в понимание сложной многоструктурной человеческой сущности с учетом национальных, этнокультурных, социально-экономических особенностей.

В.П.Петленко (Санкт-Петербург)

Зигота " взрывает" догматические установки

традиционного эмбриогенеза и перинатальной медицины

Почти два тысячелетия назад апостол Павел пророчески сказал, что " Мы - нищи, но сможем стать богатыми и обогатить других, если обновимся умом своим". Такова природа педагогического труда: постоянно обновляться умом - обновляться самому педагогу и обновлять умы своих учеников. Догмы, стереотипы устоявшегося мышления тянут нас к старому, дню вчерашнему, а может быть - и к позавчерашнему. В современной медицине, педагогике, психологии слишком много догм и " железобетонных конструкций" - ржавых и готовых рухнуть, но пока твердо стоят, составляя мрачный пейзаж современной медицинской педагогики, педиатрии, психосоматики. И касается это коренных проблем биологии и медицины (сущности жизни, теории происхождения жизни, теории эволюции, которую один мудрый биолог назвал " сказками дедушки Дарвина", роли мутаций в эволюции, вопросы нормы, болезни, теории иммунитета, теории конституции и здоровья). Мы пока в медицине патоцентричны, нозологичны, мы не преодолели взгляд, что медицина есть " медицина болезней", забыв, что не менее важной является и " медицина здоровья" - медицина валеологична, " здоровьецентрична". Мы слишком примитивно трактуем объект медицины - как науку об этиологии, патогенезе, клинике и профилактике болезней человека. А ведь медицина - наука альтернативных состояний: жизнь - смерть; здоровье - болезнь; организм - личность; сома - психика; потенции - импотенции; труд - отдых; бодрствование - сон; юность - зрелость; молодость - старость; радость - горе; смех - слезы; норма - патология; ритм - аритмия; питание - голодание; потребность - насыщение; могу - хочу - должен. Этот список альтернатив можно продолжать и дальше. Но не буду " умножать сложности" и перейду к проблемам объявленной темы.

И хочу все же начать с того, что напомню замечательную мысль Ганса Селье: " Трагедией современной медицины является узкая сверхспециализация. Нам надо научить врача смотреть на проблемы своей науки сквозь широкоугольные линзы обширной теоретической концепции. И тогда проблемы частные, специальные станут нам понятнее, а лечение - более эффективным".

Пять лет назад в статье " Психология плода" я говорил о догмах, которые надо разрушать:

а) взгляд, что пренатальность - это физиология, а не психология;

б) плод в утробе матери - это только объект и никогда не был субъектом целенаправленного воспитания;

в) у нас нет (речь идет о 1992 г.) психологии беременности и психологии плода, у нас пока есть только физиологическое акушерство.

Вспомните роддомы 10-15 лет назад - это ад для входящих в этот дом: страх, опасности встреч с инфекцией и реальные крики рожениц, детей, шум и лязг инструментов; эта встреча с испугами матерей и детей - на всю жизнь.

Рождение ребенка - это разрыв с прошлым, смена биологически уютной " квартиры" на резкий свет ламп, шум, где первый вздох обжигает легочную ткань, вызывая боль... Его схватили за ножки, встряхнули, разогнули, шлепнули под зад, повесили вниз головой - О Боже! За что? О ужас! Нет, нет! Я хочу слышать маму, а ее нет! Оборвали связь с мамой и унесли от нее. Мамочка, где ты? Так мы встречали всех, входящих в наш мир, в нашу жизнь.

Многое ли изменилось сегодня? Меньше стало рождаться детей. Изменились некоторые установки (не все, и не у всех - догматики неистребимы окончательно). Появились энтузиасты-валеологи перинатального периода.

Сегодня нам надо сменить теоретические одежды в акушерстве и педиатрии - очеловечить акушерство и психологизировать период беременности, поднять его на уровень того, что есть во многих странах мира. Перинатальная психология сегодня - " дама бальзаковского возраста" - ей 35 лет (начало - 1962 г., Мишель Оден, Франция).

Начну с того, что пропостулирую мысль первую: нам нужно иметь сегодня не просто учение об оплодотворенной зародышевой клетке - зиготе. Нам сегодня нужна зиготология - целостная наука о возникновении и первичных тканевых закладках будущего организма, учение о тканевых и психогенных детерминациях человеческого зародыша. Весьма сложным и небесспорным является временной интервал от зиготы до возникновения плода. Этот период можно связывать с возникновением основных систем жизнеобеспечения (вещественных, энергетических, информационных). Полагаю и выскажу в порядке постановки вопроса, что основным законом зиготологии должен быть " закон достаточного основания жизни": нормальное эмбриональное развитие ребенка требует достаточного и основательного притока вещественных элементов, энергетических потоков и обязательного информационного оформления (солитонная детерминация развития). Закон Достаточного Основания Жизни - основной закон эмбрионогенеза. Он включает в себя механизмы структурного оформления зародыша, законы его функционирования и развития и механизмы сохранения основных атрибутов жизни. Питание зародыша может быть достаточным и основательным, если оно включает в себя три обязательных " потока": вещественный, энергетический и духовный (информационный). Долгие годы мы ограничивались лишь первыми двумя потоками (вещество и энергия), не считая обязательной третью компоненту - информационную. Так велело нам наше грубо-материалистическое мировоззрение и " плоскостное безбожие России" (И.А.Ильин).

Закон Достаточного Основания - это и закон фильтрации вещественно-энергетических и информационных потоков (фильтр плацентарный, фильтр сенсорный, фильтр оптимальный - эмбриональной меры - информационного потока). Отсутствие иммунитета у плода компенсируется системой материнских фильтров и ее иммунными процессами.

На кафедре валеологии СПб МАПО с 1987 года разрабатывались Программы Здоровья. Сегодня мы можем предположить шесть Программ Здоровья: 1) Здоровый Человек; 2) Здоровое Поколение; 3) Здоровая Школа; 4) Здоровая Семья; 5) Здоровый Город; 6) Здоровая Зигота.

 

Исходной должна быть Программа Здоровой Зиготы - с этого начинается здоровье нации, здоровье России. Надо, чтобы все рождающиеся дети прошли " Университет Утробика" (курс перинатальной валеологии, педагогики, психологии). Мы определяем Шкалу Индивидуального Развития ребенка (до 3-х лет) и Эндогенный Год ребенка.

В изданном мною Валеологическом Семинаре: " Валеология Человека: Здоровье - Любовь - Красота" (СПб - Минск, 1996-1997 гг., 5 томов) сформулированы десять принципов перинатальной педагогики и психологии: 1) с появлением зиготы - вы уже мать и отец; 2) не жалейте времени на общение с вашим ребенком; 3) оградите мать и ребенка от излишних тревог; 4) берегите ребенка; 5) никаких вредных привычек; 6) исключите стрессы матери; 7) говорите ребенку о своей любви; 8) радость, любовь, красота, музыка, пение - все ей и ему; 9) находитесь в постоянном информационном общении с ребенком; 10) готовьтесь к встрече с ребенком с радостью и об этом постоянно ему говорите.

И совершится Великое Чудо: ребенок придет в этот мир Желанным, Здоровым, Красивым и вами Любимым. Это уже практически обосновано и проверено, хотя здесь теоретических проблем остается пока немало. Будем над ними думать и их решать - во имя здоровья Детей, во имя будущего России.

П.Г.Зорин (Санкт-Петербург)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРЕНАТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Предлагаемый здесь материал является беглым взглядом, брошенным с позиций психотерапии на некоторые проблемы пограничных психических состояний и особенностей поведения человека в этом мире. Когда мы говорим об эволюции сознания, то предполагаем, что психология человеческих отношений развивается от меньшего совершенства к совершенству большему, предполагаем, что человеческая мораль становится все более чистой и совершенной и считаем, что отношения человека с природой становятся все более гармоничными и честными. Но существующая реальность человеческой жизни показывает, что в межличностных человеческих отношениях и во взаимодействиях человека с природой все обстоит далеко не так удовлетворительно, как это предполагается. Что является причиной инволюционных процессов, протекающих в современном человечестве и " что делать", повторяя вслед за Николаем Гавриловичем Чернышевским, - вот вопросы, на которые требуются незамедлительные ответы, иначе человечество переступит критическую черту дозволенного, черту, за которой начнется вырождение не только духовное, не только моральное, но и физическое.

Проблемы, которые я собираюсь здесь перечислять, еще недостаточно изучены и во многих случаях им не придается достаточно серьезного значения.

Первая проблема связана с телегонией. Этот термин обозначает физиологические изменения в генетическом коде самки при покрытии ее самцом. Известен случай попытки скрещивания чистопородной английской кобылы с самцом зебры, которое не принесло потомства, но зато через два года, после покрытия ее жеребцом ее породы она родила жеребенка с явными признаками полосатости. Влияние телегонии хорошо известно людям, занимающимся чистопородным животноводством и птицеводством. Например, самка голубя, которую потоптал голубь другой породы выбраковывается, потому что у нее теперь всегда будут не чистопородные птенцы. То же самое наблюдается и среди животных. Характерно ли это явление для человека? Многие ученые отвечают на этот вопрос положительно, а некоторые добавляют, что возможно отражение на потомстве не только первого, но и всех предшествующих сексуальных партнеров. Причем некоторые из них даже считают, что наследуются не только внешние признаки первого полового партнера, но даже и его различного рода наследственные отклонения психики и другие генетические заболевания. Таким образом, каждый половой партнер мужского рода вводит в организм самки своеобразную программу, перестраивающую ее генофонд по образу и подобию своему. Известно, что семенная жидкость самцов имеет свою групповую принадлежность (как и кровь). Не возникают ли конкурирующие отношения между различными программами самцов в организме самки, что уже само по себе может привести к различного рода отклонениям от нормы, развивающегося в организме матери плода. И если в животном мире в конкурентной борьбе за самку на первое место выходят более сильные, более приспособленные к выживанию самцы, то среди людей эта проблема выглядит иначе. Здесь на первое место выходят, мягко говоря, не самые интеллектуальные, этим самым замедляя возможный интеллектуальный и духовный прогресс. И не следует ли думать, что ребенок, родившийся от брака с одним человеком, на самом деле является производным многих отцов? Эти вопросы должны особенно остро стоять в наше время сексуальной революции, когда зарождение жизни может происходить в неблагоприятной генетической среде.

Уже зародившаяся жизнь в подавляющем большинстве случаев изначально оказывается в неблагоприятных для своего развития условиях. Будущий человек в течение всего дородового периода находится под постоянным воздействием отрицательных эмоций матери, они пронизывают каждую его клетку, формируя будущего агрессивного, эгоистичного и, нередко со значительными психическими и физическими отклонениями, человека. Страдания и ненависть, ревность и зависть, состояние безысходности, изредка сменяемое надеждой или кратковременной радостью - далеко не самая лучшая среда для развития жизни. Эмоциональный фон, в среде которого развивается будущая жизнь, конструирует будущие эмоциональные реакции человека. Но и это далеко не все. Издавна на Руси интуитивно знали о влиянии внешних условий на развивающийся плод в лоне матери. Беременным не рекомендовалось смотреть на безобразные вещи, чтобы это не отразилось на будущем ребенке. Например, не советовали смотреть на косого зайца, так как ребенок может родиться косым. Чтобы ребенок был крепок телом и чист духом, рекомендовалось окружать будущую мать гармоничными материальными обстоятельствами и создавать атмосферу радости и покоя. Подобного рода рекомендации в настоящее время уже не кажутся наивными. Сейчас мы уже знаем, что с первого дня зачатия развивающаяся жизнь постоянно испытывает на себе влияние внешнего мира. Давящие, а иногда и разрушающие ритмы эстрадной музыки, вполне приемлемые для огрубевших нервных структур матери, совершенно неприемлемы для ее будущего ребенка. Всевозможные токсические вещества, намеренно и ненамеренно вводимые в организм женщины, зачастую легко преодолевают плацентарный барьер, разрушая гармонию развития плода. Тонкие нервные структуры плода - будущие его таланты - не могут формироваться в подобного рода повреждающих условиях. И еще бесчисленные инграммы, бездумно насаждаемые родителями своим наследникам. " Я не хочу с тобой жить! " - в пылу семейной ссоры заявляет мужу беременная женщина, и где-то в памяти еще не родившегося человека откладывается эта фраза до тех времен, когда она получит для него определенный смысл и появится непереносимость общения с близкими этому человеку людьми. " Мне так плохо! " - говорит вслух будущая мать и потом, когда ее ребенок станет понимать значение этой фразы, это может сделать его депрессивным. Возможно, эволюция сознания человека получила бы невиданное ускорение, если бы условия пренатального его существования были бы достаточно благоприятны.

Пройдя жестокий контроль на выживаемость, ребенок, наконец, рождается, и вся его последующая жизнь становится похожей на судьбу куска металла, обрабатываемого в кузнице. Правда, с некоторыми отличиями. Металл обрабатывает мастер своего дела, а структуру будущего гражданина своей страны формируют люди, которые " не ведают, что творят".

Любое влияние на человека обязательно содержит в себе элементы насилия, которое формирует человека таким, какой он есть. С первого дня жизни оно втискивает его в узкое пространство " прокрустовой тропы", по которой он идет, почти никуда не сворачивая, до противоположного ее конца, где она заканчивается у его могилы.

Постоянное " дерганье" ребенка его родителями в лучшем случае происходит с целью научить его правильному поведению, а часто просто потому, что он стесняет их свободу и уже этим виноват перед ними. Потом, когда " задерганный" ребенок начинает что-то понимать, к прямому насилию добавляется косвенное - моральное, чаще всего основанное на эксплуатации чувств ребенка к родителям. " Если ты любишь меня, то сделаешь это" или же "...не будешь делать это". Или того хуже: " ты не должен этого делать, потому что у мамы тогда будет болеть голова" или " тогда мама плакать будет". " Еще ложечку съешь за маму, за папу, за бабушку" и т.д. Но это еще не самое страшное. Насилие физическое, ломающее волю человека и делающее его беспомощным и неуверенным в себе, создающее в нем хронический комплекс виновности по любому поводу, лишающее его творческих способностей и способности быть счастливым - это зло, порожденное невежеством, нередко оказывается непоправимым.

Позже к насилию в семье присоединяется насилие со стороны улицы и школы, насилие более жесткое, иногда беспощадное. Обучение в школе чаще всего проходит на фоне: " ты должен"... " двойка! "... " завтра без родителей в школу не приходи"... Нередко к такого рода насилию добавляются еще и иезуитские способы воздействия на человека, унизительные для его достоинства. И чем старше становится человек, тем больше форм насилия преследуют его на каждом шагу. И самым большим насильником является государство. Своими законами, наказаниями и поощрениями, правами и обязанностями, руководствуясь принципами собственного выживания, обтесывает оно своих граждан, загоняя в тесную клетку допустимой свободы и при этом еще требует от них любви и благодарности в свой адрес.

Жизнь каждого человека уникальна, и никто другой не может перенять его способ восприятия мира и индивидуальность его реакций. Но существуют общечеловеческие шаблоны, которые требуют от каждого из нас определенного типа поведения и даже восприятия. Это целая система приемов, способствующих подчинению одного человека другому. И нет на земле никого, кто бы не испытывал на себе влияние этой системы. Она стала для нас настолько привычной, что мы не замечаем ее как воздух, которым дышим. Она, как обязательное блюдо, входит в наше обычное меню общения и естественна, как передвижение человека на двух ногах, при котором он не задумывается о проблемах поочередного балансирования то на одной, то на другой ноге.

Существование этой системы привело к тому, что все люди разделились на две категории - внушающих и испытывающих на себе внушение или закрепостителей и закрепощенных. Причем члены каждой из групп в зависимости от ситуации могут меняться ролями. Взаимоотношения между людьми похожи на перетягивание каната. Каждый пытается стянуть другого с его позиций, как только этот другой ослабляет свою хватку. Очень редко человеческие отношения основываются на принципах независимости и ненасилия. Каждый раз, как только мы теряем контроль над своим поведением, мы становимся жертвой. Это происходит особенно легко в тех случаях, когда мы склонны действовать под влиянием окружающих нас людей, а не нашей собственной инициативы.

Рассмотрим примеры некоторых внушений, при помощи которых большинство людей совершают психологическое насилие над другими людьми, подчиняя их своему влиянию:

" Другие так не поступают";

" Это и ежу понятно";

" Посмотри на кого ты похож";

" Тебе нужно бы сначала посоветоваться со мной";

" У нас так принято";

" А вот другие так не считают";

" Кто-нибудь кроме тебя еще жалуется? "

" А если все начнут себя вести так, как ты? "

" Ты должен быть доволен тем, что ты имеешь";

" Бог хочет, чтобы ты сделал это" и т.п.

Обычно жертвами движет слабость, и поэтому они, чтобы избежать риска инициативы, могут довериться каждому, кто, по их мнению, сильнее их. Вот некоторые принципы, которыми руководствуются люди, предпочитающие уступать первые места на фронте внешних событий, другим, более сильным и уверенным согражданам:

" Я уверен, что не смогу справиться с этим заданием";

" Я всегда теряюсь, когда требуется настаивать на своем";

" Таким, как я, никогда не везет в жизни";

" А как бы чего не вышло";

" Что обо мне могут подумать люди" и т.п.

Или же пытаются и, нередко небезуспешно, вызвать в другом жалость к себе, этим самым взывая к снисхождению, смягчению своей вины или стремлению получить помощь, оправдать себя.

Насилие - это всегда острые шипы и глухие стены. Это всегда с одной стороны - власть и непонимание, а с другой - подчинение и сопротивление в самых разнообразных формах.

У каждого человека существует от рождения стремление к знанию и, если это стремление подавляется насилием со стороны старших по возрасту, то это говорит лишь о том, что они неспособны думать и понимать. Сюда как нельзя более кстати относится поговорка: " Сила есть - ума не надо". Не обязательно физическая, но и сила власти. На первый взгляд, такого рода насилие должно способствовать эволюции, так как все несовершенное, слабое должно или измениться и стать более совершенным или отмереть. Но целесообразность такого взаимодействия пригодна только до определенного разумного предела, дальше которого следует не усиление, а ослабление всей взаимодействующей системы и даже разрушение ее.

Хорошо известна зависимость людей от авторитетов, при взаимодействии с которыми ослабевают и даже разрушаются человеческие установки. Когда авторитетные лица имеют другое мнение по какому-либо вопросу, то согласиться с мнением авторитета легче, чем отстаивать свое. И это всегда первый шаг к утрате самостоятельности суждения, когда ум становится аморфным и пустым, как сосуд, из которого только что выплеснули воду. И это почти всегда происходит на подсознательном уровне, когда человек " добровольно" принимает условия игры, " добровольно" подчиняется или соглашается с этими условиями и этим самым становится проводником чьей-либо идеи.

Всем известно понятие " единомышленник", но не все знают, что не может быть истинного единомыслия, так как каждый человек - это замкнутая система со своим опытом, своими генетическими особенностями и своим способом отражения внешнего мира. Когда-то в древние времена появилось " единомыслие", которое подразумевает отказ от собственного мнения в угоду другому, авторитетному и, следовательно, имеющему власть. Взаимоотношение " единомышленников" - это взаимоотношение лидера и подчиненного, где лидером может быть и авторитетная идея, и группа лиц, утверждающих какую-либо идею. Авторитет одного человека всегда ниже авторитета группы людей. И как следствие - стремление отдельных лиц для утверждения своих идей и своего авторитета высказывать свое мнение от лица народа или хотя бы от какого-либо коллектива. Нередко, когда собственного авторитета нет, а стремление быть лидером есть, прибегают к помощи других авторитетов, ссылаясь на них или же используют " помои", которыми не стесняясь обливают противостоящий им авторитет. Существует еще множество других приемов, используя которые люди стремятся к власти, чтобы совершать насилие над теми, которые этой власти не имеют. Насилие почти всегда суживает наше сознание, а это лишает нас свободы выбора и делает нас легко внушаемыми рабами.

Вместе с рабством человек лишается способности творить, в нем возрастают такие качества, как злобность, подлость, способность к предательству и унижению до пресмыкания. Такие люди ловят недосказанное слово или незаконченный жест своего господина и спешат выполнять его, благодарят за то, что в действительности не стоит благодарности и преследуют других, которые противостоят их лидеру или его идее. Иначе говоря, человек с рабской психологией становится придатком своего хозяина, как самостоятельная личность он вроде бы и не существует. И это все становится возможным, когда сознание человека сужено на какой-либо одной идее и он находится в хроническом гипнотическом состоянии.

Подчиненность может дойти до такой степени, что сознание человека может быть полностью порабощено. Внешне это может выглядеть как полное доверие лидеру или безусловная вера в идею. Хорошо сказал в свое время о таком доверии пролетарский поэт Демьян Бедный: "...Нам с тобою думать неча, коли думают вожди". Именно такое тотальное подчинение человека постепенно формирует в нем психологию раба со всеми ее отрицательными качествами.

Благодаря тому, что у человека имеются механизмы, делающие его в той или иной степени внушаемым, которые могут подавлять его индивидуальное отношение к каким-либо идеям или событиям, возможно создание круга лиц, действующих под влиянием одной идеи, одного указания, что, в конечном счете, делает реальными их совместные действия. Можно сказать, что без этих механизмов не было бы человеческой цивилизации. Но, к сожалению, эта человеческая черта, как мы видим, в некоторых случаях имеет и свое отрицательное значение.

Индивидуальность народностей и наций проявляется не только в их языке, но и в их культуре и искусстве. И так же, как необходимо лишить отдельно взятого человека его индивидуальности, чтобы повысить его внушаемость и облегчить задачу власти над ним, так же целые народности и нации становятся послушными, бесхребетными, безынициативными, завистливыми и серыми, если лишить их своего национального языка, их обычаев, культуры и искусства. Другими словами, хроническое насилие над человеком в любой форме приводит к тому, что в нем развивается психология раба.

В России за семьдесят с небольшим лет произошло две социальных революции. После первой на огромной территории Евразии была установлена авторитарная форма правления, претендовавшая не только на контроль на все формы социальной жизни общества, но и на свободу мысли каждого отдельного ее гражданина. В атмосфере такого рода правления невозможно было выживание того нового, прогрессивного, что крайне необходимо для духовного прогресса любого государства, любой нации. При такой форме правления способно выжить только то, что имеет более грубую структуру, а все нарождающееся новое должно было принять какие-либо уродливые формы или быть разрушенным.

После второй - криминально-монополистическая олигархия, при которой экономическая власть сохранилась у прежней управленческой элиты, и одним из главных рычагов которой стала коррупция. В настоящее время Россия занимает сорок седьмое место из пятидесяти четырех по уровню коррумпированности. Общество оказалось перед фактом возможного формирования тоталитарной системы типа национал-социализма.

И Великая Октябрьская Революция 1917 года, и Беловежские соглашения 1991 года никакого отношения к " благу народа" не имели. Основной целью была власть, для достижения которой не существовало таких понятий, как честь или бесчестье.

Человек по своей структуре - двойственное существо. В нем содержатся все пороки и все достоинства, с той лишь разницей, что у одних некоторые из этих качеств дали ростки или даже пышно расцвели, а у других они находятся в зачаточном состоянии. Несмотря на то, что в процессе эволюции ум и сознание человека становятся все более совершенными, в то же время в глубинах подсознания сохраняется нечто противоположное: ложь, агрессивность, стремление к власти, насилию. С одной стороны стремление к духовности, а с другой - все большая привязанность к земным проблемам.

Принимая во внимание внутреннюю двойственность человека и зависимость его поведения от эмоциональных состояний, иногда бывает трудно предугадать возможное направление его поступков. Это связано еще с тем, что каждый из людей вынужден жить в своеобразной многослойной клетке мнений и требований окружающего социального мира. И не может человек со дня своего рождения быть естественным, соответствовать своей внутренней природе, потому что искусственный мир, созданный людьми, подобен механическому устройству, в котором каждый человек должен занимать отведенное ему место винтика или шестеренки, а может и еще какой-либо более мелкой детали и выполнять функции, соответствующие этому механизму.

И самое интересное то, что люди, через которых это насилие совершается, сами четко не представляют себе той формы, в которую они пытаются втиснуть друг друга. В конечном счете, все сводится к тому, чтобы одному человеку было удобно пользоваться другим. Дети должны быть удобны для родителей, а сотрудники должны быть удобны для администратора и т.д.

Похоже, что над всем человечеством раскинулась своеобразная коммуникационная сеть, которая опутывает каждое живое существо, принуждая его играть предназначенную для него мелодию в общеземном гигантском оркестре.

Разумеется, втискивание людей в продолжение всей их жизни в рамки этих идеалов, не всегда проходят безболезненно, порождая всевозможные невротические состояния, психозы и приводит к многим соматическим заболеваниям. Внешние рамки, какими бы прекрасными и гармоничными ни казались, всегда были препятствиями для внутреннего роста человека, если не соответствовали его врожденной внутренней структуре.

Можно не сомневаться в том, что многие уродства человеческой психики связаны именно с такими методами внешнего формирования внутренней структуры человека.

Не менее важное значение имеют условия, в которых живет человек. Можно предполагать, что каждая ситуация имеет свое усредненное поле влияния. Часто эти влияния бывают настолько незаметными, что люди начинают их осознавать спустя значительное время. Иногда возможна встреча с чем-то, что на первый взгляд кажется обычным, но через некоторое время пребывания в этой ситуации, постепенно начинает чувствоваться ее тревожность. Это связано с тем, что каждый предмет с которым мы сталкиваемся в нашей жизни, каждый человек и вообще любые условия, в которых мы оказываемся, имеют свое поле вибраций, соответствующее их содержанию. Книги, которые заполняют полки шкафов, вещи, которые мы носим и которые висят в шкафах, мебель и стены комнаты и, наконец, дома и улицы города, в которых живут люди - все излучает свои вибрации. Люди купаются в них, они пропитаны ими, и каждая из вещей, с которой они соприкасаются, в какой-то степени меняет их. Человек не защищен от них, потому что они влияют на него через его подсознание, и проходя сквозь этот океан вибраций, он постепенно уподобляется им.

Однажды А. М. Горький сказал: " скажи, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты". Это означает не только то, что люди читают те книги, которые созвучны им самим, но еще и то, что книги, которые мы читаем, постепенно перестраивают нас по образу и подобию своему. Фильмы, если в них нет насилия и секса, если в них отсутствует погоня за богатством или за теми, кто претендует на чужие богатства, становятся для нас неинтересными. Во всем этом мы подсознательно видим пример для себя и постепенно перестраиваемся в соответствии с тем, что воздействует на нас. Об этом можно сказать, перефразируя А. М. Горького: " скажи, что тебя сейчас окружает и я скажу тебе, кем ты станешь в будущем". Мы должны помнить, что нас интересует то, что созвучно нам самим, нас захватывает то, что есть в нас самих, и мы не замечаем то, что не выражено или не развито в нас.

Сегодняшнее телевидение и западная переводная литература ужасов и секса, наводнившая наши книжные лотки, современная эстрада и различного рода духовные заезжие миссионеры разрывают наше сознание. Растерявшихся от такого рода свободы людей растягивают во все стороны и взамен за их причастность ко всему этому, предлагают свое покровительство и любовь. Из прежнего состояния усредненного быта в советское время мы пришли к крайностям, которые привели к перераспределению средств существования, в результате чего произошло резкое разделение на нищих и богатых, произошла переоценка ценностей для одних и состояние неприемлемости и даже непереносимости для других. И для очень многих это стало своеобразным апокалипсисом. Этого не выдерживает психика огромного числа людей. Не выдерживает и их генетика. Вот одна из главных причин высокого процента психических и физических отклонений от нормы среди рождающихся сегодня детей, а именно они - наше будущее.

И еще, каждый человек имеет свою скорость, с которой он может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам... А если обстоятельства меняются быстрее, чем допускают его возможности? А если напряженность обстоятельств такова, что для него она непереносима? Или же условия обстоятельств не соответствуют внутреннему содержанию человека? Все это ведет к формированию у одних людей самых различных неврозов, у других - к искажению естественных влечений, у третьих - к интеллектуальному оскудению и моральному огрубению, а в некоторых случаях - даже к постепенному оскотиниванию.

Не следует думать, что подобного рода влияния касаются только психологических свойств человека, как бы его наружной оболочки. Внешние условия влияют и на формирование его генетического фонда. Ведь существуют же исследования, которые показывают, что дети, рождающиеся от отцов, находящихся в возрасте мудрости, имеют в среднем более высокий интеллект, чем те, которые рождаются от молодых отцов. Это связано с тем, что усредненный жизненный опыт родителей влияет на генетику их половых клеток. И особенно это влияние интенсивно со стороны отцов. Поэтому проблему условий, в которых живет человек и в которых формируется его сознание, не следует рассматривать с позиций только сегодняшнего дня.

Если посмотреть на историю России со времен татаро-монгольского ига, на смену которому пришло крепостное право, а затем проследить события, разворачивавшиеся на всей ее территории в течение многих десятков лет нашего столетия, то можно понять, какого рода генетика у современного российского человека. Но то, что было, сейчас уже не изменить. В настоящее время для нас важнее не прошлое, а будущее, которое начинается сегодня.

Если очевидно, что средства, предназначенные для поддержания здоровья человека, живущего в нашей стране, далеки от оптимальных, то средств, направленных на сохранение и улучшение генофонда россиян, вообще не существует. Даже те немногочисленные сведения, которые проникают в нашу печать, показывают, что идет вымирание россиян. И не только вымирание, но еще и вырождение. Нарастает процент психической и физической неполноценности родившихся за последние годы в нашей стране, увеличивается количество душевных и нервных расстройств, а также различных соматических заболеваний среди взрослого населения. Похоже, что наше государство - это некий организм, никак не связанный с народом, заселяющим его территорию, организм, который печется только о себе, иногда оставляя крохи тем, которые там, внизу.

Если мы хотим сохранить этнос народов, населяющих Россию, то должны не только говорить о профилактической медицине, но и практически следовать этой идее. И, кроме того, необходимо создать профилактическую социальную психологию. Необходима организация просветительской деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях, женских консультациях и загсах. В печати, по радио и телевидению необходимо говорить о разрушительных последствиях условий, повреждающих генетический фонд человека. И если сейчас государству не до нас, простого народа, то вся надежда на то, что может быть найдутся состоятельные люди, сердце которых болит о народах России, люди, которым не безразлична судьба будущего всех наций, населяющих нашу страну, которые захотят помочь в организации и работе соответствующего учреждения. Это важно начинать сейчас, потому что завтра, может быть, это будет уже поздно.

Ю.Шмурак (Москва)

Категории психологической антропологии

в построении психологической теории

пренатального развития

и предмета пренатальной практики

Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников: из спонтанного мировоззрения (public); из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике; из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук; из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук.

Родители и специалисты по акушерству, превращаясь в сообщество, сталкиваются с недостаточностью декларации принципов духовного акушерства для отношения к внутриутробному ребенку как к человеческому существу, с недостаточностью понимания сущности происходящего в пренатальном периоде, с дефицитом собственных представлений о нормативных условиях и предпосылках человеческих способностей в этот период, а также с рассогласованностью имеющихся представлений со способами и средствами деятельности. (Межрегиональная конференция " Молодая семья и сознательное родительство", 24-26 мая 1996 г.). Сегодня ни психология, ни философия не в состоянии предоставить практике целостной теоретической модели внутриутробного развития.

Пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науке принадлежит признание объективности эмбриональной психики (Verny). Были обнаружены разнообразные способности внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые социальная среда оказывает на тело плода, доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулирована теория первичных адаптивных систем и описаны нейрогормональные механизмы, преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающие, так и травмирующие (Odent). При этом источник развития внутриутробной психики полагается не вне ее самой, а в генетических и социальных факторах, опосредованных материнскими эмоциями, которые могут способствовать разворачиванию программы созревания, либо разрушать ее. Созданные на основе этой модели социальные программы заботы о материнстве опирались на необходимость контролировать субъективные влияния будущей матери на собственную беременность и были направлены на коррекцию и компенсацию негативных социальных и психологических факторов. При этом подходе фактическим гарантом благополучной беременности и здоровья ребенка является принятие практиком (врачом-акушером), а вслед за ним и будущей матерью данной модели внутриутробного развития, которую мы назвали " Модель регулируемой коммуникации". При таком подходе и будущая мать, и внутриутробный младенец должны переживать только позитивные эмоции. Таким образом, врач стремится минимизировать не только негативные переживания с источником вовне, но и те, что имеют внутренний источник (различного рода прихоти, " беспричинные" изменения настроения, воспоминания, фантазии, страхи, ощущения, " автономные" мысли и чувства). Психотерапия встраивает эти данные в существующие психологические теории: различные направления психоанализа (Burger-Piaget, Deutsh, Dolto, Lesis, Фанти), гештальтпсихологии (Dowling), трансперсональной психологии (Grot). Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках является человеческим существом, обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был " услышан" и " понят" матерью. Практика, основанная на этой модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные и визуальные переживания. Эта модель допускает участие будущих матерей в интенсивных формах психотерапии. Эта модель получила название " Неограниченная коммуникация". При этом отрицательные эмоции матери, переживающей и отреагирующей психотравмирующие события своей жизни, начиная с эмбрионального опыта, в определенный период могут нанести травму будущему ребенку.

Анализ существующих моделей заставил предположить неоднородность периода беременности в отношении сензитивности матери и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем интегративную модель пренатального развития, которая опирается на категории нового направления в психологии - психологии человека, или психологической антропологии (Слободчиков, Исаев). Та или иная форма субъективности является результатом развития событийной общности на некотором временном отрезке жизни. Определяя возраст как регулятивную категорию, психологическая антропология предлагает в качестве основания периодизации развития категорию ступени, которая включает в себя этапы становления и развития общности. (Слободчиков, 1991). Внутриутробный период жизни человека рассматривается как особый возраст, особая ступень развития человеческой реальности (внутреннего мира, субъективности), ступень воплощения. Общая " возрастная" задача человека на этой ступени состоит в том, чтобы к моменту родов (рождения) стать со-участником общения в сознании, переживаниях и деятельности матери.

A.И. Федорова (Санкт-Петербург)

СЕКСУАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ

КАК ФАКТОР РОЖДЕНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Проблемы семьи, в частности сексуальные проблемы в нашем обществе играют немаловажную роль. Неблагополучие в сексуальной сфере сказывается на психологическом климате семьи, влияет на соматическое здоровье ее членов. Сексуальная гармония способствует стабильности семейных отношений, помогает легче преодолевать возникающие в процессе совместной жизни конфликты и кризисные ситуации, способствует правильному психосексуальному развитию и половому воспитанию детей.

Различия женской и мужской сексуальности, объединяемые понятием психосексуального диморфизма, с одной стороны, обеспечивают возможность полового взаимодействия, а, с другой стороны, могут обусловливать определенные проблемы. В частности, особенности женской сексуальности таковы, что ее полная реализация требует некоторого периода регулярной половой жизни и адекватного поведения партнера. Недопонимание естественности и необходимости процесса сексуальной адаптации может приводить к целому ряду разочарований, особенно на ранних этапах брака. В то же время адаптационный период зачастую совпадает с периодом беременности и деторождения, что усложняет ситуацию, углубляет конфликты и может задержать пробуждение и развитие женской сексуальности.

Вынашивание беременности и роды нередко обостряют сексуальные несоответствия супругов. Это бывает связано с физиологическим снижением либидо у женщин во время беременности, с последствиями некоторых ее осложнений (тяжелые кровотечения, травмы родовых путей, послеродовые инфекции и т.д.), приводящих к снижению нейрогуморального и генитосегментарного обеспечения сексуальной функции женщины. Необходимость (в ряде случаев надуманная) длительного полового воздержания в проблемных семьях может приводить к снижению сексуальных проявлений у обоих партнеров, либо к поискам мужчиной заместительных интересов, к нарастанию раздражительности и враждебности со стороны супруги. В подобной ситуации женщины нередко дезактуализируют рекреативный аспект половой функции, как нужный только мужчинам, и акцент переносят на репродукцию и, особенно, воспитание детей, поддержание формальных отношений в браке. В дальнейшем это может приводить к развитию в семье атмосферы отчужденности, конфликтности, ее психологическому распаду, сказываться на психосексуальном развитии детей, способствовать формированию аномалий их нервно-психического развития, искажений жизненной позиции и в результате - полной дезадаптации ребенка в семье и коллективе [2].

Забота о рождении здорового поколения, способного чувствовать себя счастливым, адекватно взаимодействовать с противоположным полом, конструктивно решать возникающие проблемы должно начинаться даже не с периода зачатия, а задолго до того, как пара приняла решение стать родителями. В этом аспекте интересен предложенный Erikson [5] термин " генеративность", который включает не только процесс воспроизводства, но и потребность человека в заботе о ребенке и ответственность за его воспитание. Эта заинтересованность в становлении и охране последующего поколения возникает в каждом человеке по мере развития тесных, глубоких, открытых отношений в семье, в том числе сексуальных, и тогда двое людей превращаются в пару, готовую выполнить свои обязательства в отношении воспитания здоровых в психологическом отношении детей.

Однако нередко зачатие и рождение ребенка происходит в семьях либо слишком рано, на фоне романтической влюбленности (" romantic love") и еще до принятия осознанного решения жить с конкретным человеком, либо мотивация к деторождению носит в определенной степени невротический характер: избежать одиночества, завоевать или удержать партнера, заполнить внутреннюю пустоту, обеспечить себе заботу в старости и т.д. На протяжении беременности неразрешенный внутренний конфликт по поводу материнства, который почти универсален у женщин с высоким образовательным уровнем, по психосоматическим механизмам может приводить к различным последствиям, угрозам прерывания беременности, увеличению числа самопроизвольных абортов, внутриутробному дискомфорту плода, различным психологическим и акушерским осложнениям беременности, родов и послеродового периода, а также более поздним нарушением отношения матери к ребенку [3, 4].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпилепсия. | Когда отрада упованья




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.