Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В начало. Современные печатные СМИ резко отличаются от тех газет и журналов, которые существовали в первой половине XX века






 

Печатные СМИ

Современные печатные СМИ резко отличаются от тех газет и журналов, которые существовали в первой половине XX века. Отличаются как по форме, так и по содержанию, штатному расписанию, системе управления технологическим процессом, используемой технике.

Широкое применение компьютеров изменило организационную структуру типичной американской газеты. При тираже 50 тыс. экземпляров современная структура средней газетной редакции следующая. Главным администратором является издатель. Он отвечает за всю деятельность газеты. Только двое имеют право отчитываться непосредственно перед издателем: генеральный директор и главный редактор. Генеральному директору, в свою очередь, подчиняются управляющий, директор по маркетингу, бизнес-менеджер, заведующий компьютерной обработкой информации, производственный директор. Главный редактор отвечает за все содержание газеты, включая и редакционные статьи. Редактор-распорядитель (главный администратор в отделе информации) согласовывает свою работу с главным редактором. Для написания редакционных статей главный редактор назначает двух журналистов, а также пишет их сам. Некоторые газеты предпочитают иметь специального редактора редакционных статей, так как при такой структуре уменьшается вероятность проникновения редакционных мнений в колонки новостей.

Проследим путь издания от рукописи до выхода тиража. Итак, автор принес или прислал рукопись. Она в соответствии с традициями той или иной редакции вычитывается, скажем, литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем и редактором (это по принятой в России схеме). Но прежде чем пройти эти круги правки и подготовки к печати, рукопись вводят в компьютер, или, как выражаются, «набивают текст». И уж затем только в зависимости от технической оснащенности она направляется к тому или иному исполнителю либо по локальной компьютерной сети, либо просто передается из рук в руки. После вычитки и правки рукопись в электронном виде поступает на верстку. Здесь тексты занимают отведенные им места, сканируются и ставятся иллюстрации, делается цветоделение, если это нужно. На лазерном принтере выводится оригинал-макет, с которого уже и будет выпускаться тираж. Все эти операции можно производить, не сходя с рабочего места, если редакционные компьютеры объединены в локальную сеть.

По принятой в странах Запада процедуре, универсальная компьютерная система редактирования обрабатывает информацию всех отделов. Редакторская система для отделов, напротив, обрабатывает новости каждого из них в отдельности. Лишь отдел спортивных новостей сам редактирует свои материалы, поскольку нужно знать клички спортсменов, положение команд в турнирных таблицах и т.п.[3].

А если компьютер включен в какую-либо информационную сеть, то появляется возможность ставить, скажем, информацию Ассошиэйтед Пресс прямо на полосу издания. Офсет, повсеместно сменивший в предшествующие десятилетия высокую печать, легко компьютеризуется. Сейчас компьютер широко используется для набора текста и верстки, подготовки оригинал-макетов изданий, включая многоцветные.

Новые технологии активно внедряются и в полиграфическое производство. Среди новинок – ризография, новые цифровые оконечные устройства, сопрягаемые с компьютером.

Лазерные печатающие устройства привели к удешевлению полиграфического производства. Появились «типографии на столе», что принесло изменения в сфере печатных масс-медиа. В случае подключения типографий к компьютерным сетям возникает возможность гибкого управления полиграфическими мощностями.

Новая фототехника, используемая в печатных СМИ, позволяет резко повысить производительность труда и качество редакционных работников, связанных с иллюстрированием изданий. Вместе с тем, она создает некоторые социальные проблемы, в решение которых государство вынуждено вмешиваться на законодательном и судебном уровнях. Так, в США Арнольд Шварценеггер, Мария Шрайвер, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Джулия Робертс и другие известные киноартисты выступают за принятие закона «Акт о защите прав личности на уединение», предложенного сенаторами Дайэн Финштейн (штат Калифорния) и Оррин Хэтч (штат Юта). Алек Болдуин, Арнольд Шварценеггер и Мария Шрайвер уже выиграли судебные тяжбы против «папарацци». Подобное происходит и в других странах. Верховный суд Канады, например, постановил, что газетные и журнальные снимки с изображением канадцев на улице, во дворе, в парках и так далее являются вмешательством в частную жизнь, при условии, если они не дали разрешения снимать себя. Решение суда вызвало панику среди журналистов. Фотокорреспонденты опасаются, что предварительные переговоры с объектами их внимания «лишат фотоискусство спонтанности и естественности. Поскольку наука и техника развиваются в соответствии с присущей им внутренней логикой, и «запретить» появление новых образцов техники невозможно, государству зачастую приходится корректировать сферу применения подобных новшеств в газетно-журнальной и другой журналистской практике.

Наш век стал, как иногда выражаются, «телевизионным». Это привело к тому, что и в верстке газет и журналов произошли качественные изменения. Так, эффективнее стал использоваться изобразительный ряд издания. На широкие поля выносятся «говорящие» цитаты большого материала; текст почти всегда иллюстрируется, причем не только рисунками и фотографиями, но в том числе графиками, диаграммами, чертежами... Шире используются аншлаги, подзаголовки, рубрики, врезки и другие оформительские приемы.

Перенос газетно-журнальной информации из бумажных изданий, скажем, в Интернет, позволяет найти любую нужную нам информацию в считанные секунды независимо от времени выхода в свет газеты или журнала. К электронным газетам и журналам прилагается поисковая система, которая способна найти необходимый материал по ключевым словам, в заданном временном интервале, по фамилии автора.

Появление «электронных» газет и журналов в Интернете свидетельствует лишь начало осуществления глобального проекта переноса в эту сеть средств массовой информации, что имеет весьма далеко идущие социально-политические последствия.

И еще одна новинка. В Массачусетском техническом исследовательском центре изобретена электронная книга, напоминающая обычный том в твердой обложке, но ее содержание можно периодически менять по прочтении. В память книги можно вводить любые тексты, хранящиеся в памяти сети Интернет. На задней обложке этой своеобразной книги расположена клавиатура. Текст электронной книги появляется на бумагообразной синтетической читаемой поверхности. Буквы возникают по принципу «дигитальных чернил» (жидкие кристаллы). Как отмечает «Бизнес уик» со ссылкой на рабочую группу физика Джозефа Джэкобсона, электронная книга позволяет после зарядки читать ее где угодно, в том числе там, где нет терминалов Интернета. Но это не все. Учеными Римского университета разработана программа, определяющая автора по отрывку неподписанного текста.

Улучшилась связь репортеров с редакциями. Помимо ставших традиционными мобильных телефонов и ноутбуков, были разработаны и другие средства оргтехники. Теперь отправить письмо с факсимиле по электронной почте стало значительно легче. Английские ученые разработали новую авторучку. Пока еще она весит в семь раз больше обычной ручки, но зато обладает неоспоримыми достоинствами. Смартквилл («ловкое перо» – так называется эта авторучка) переводит написанные от руки знаки в электронные символы, которые затем можно просмотреть на встроенном в него дисплее. В экран вмонтировано увеличительное стекло, чтобы оператор не утомлял зрение. Когда сообщение готово, ручку можно подсоединить к сотовому телефону и отправить письмо в редакцию или по любому электронному адресу.

Это далеко не все новшества, привнесенные современными научными и техническими достижениями в редакционно-издательское дело, прогресс в котором в ряде случаев зависит от государства, определяющего инновационные приоритеты и – что весьма важно – практику применения этих новшеств.

Конечно, безоблачного неба над газетами, журналами и другой печатной периодикой нет.

Негативные тенденции в печатной прессе, наметившиеся еще во второй половине XX века, продолжают углубляться. По стародавней традиции чуть ли не первой достается от ее критиков газетной прессе. И, конечно, наипервейшим предметом все более грустных сетований является потребитель, читатель.

Так, было установлено, что из 60 часов времени, посвящаемых публикой в неделю всем медиа, чтение газет поглощает только 3 часа. Причем на весну 1993 года 115 млн. американцев читали лишь одну ежедневную газету, а 125 млн. – одну воскресную газету. Эти данные были оглашены на ежегодной конференции директоров газет в конце 1993 года, которая, надо сказать, в целом выразила оптимизм по поводу будущего печатной журналистики. Однако атмосфера была несколько омрачена сообщением о падении рекламных поступлений в газеты.

Руководители американских газет выразили свою озабоченность переживаемыми газетами трудностями. Были выделены следующие проблемы, стоящие перед ними как наиболее важные и, что еще важнее, имеющие долговременный характер.

§ Необходимость модернизации всего производства газеты, почти полного обновления типографского оборудования, требующая резкого увеличения как производственных расходов, так, естественно, и редакционных.

§ Стремительно меняющиеся вкусы нового электората, живущего в век видео, и его новые запросы, во многом формируемые им.

§ Новые, как никогда высокие требования к журналистскому творчеству, собственно к газетному журнализму как таковому, существующему ныне, в первую голову, как информирование.

Среди других затрагивался вопрос если не об утрате доверия читателей к газетам, то, по крайней мере, об очевидном падении его ко многим из них. Как заявил итальянскому журналу «Панорама» Джеймс Голдин, заместитель директора организации «За точность в средствах массовой информации», «американцы уже не читают так много газет, как раньше».

Действительно, по результатам опросов, проведенных Центром для народа и печати, 68% американцев не доверяют тому, как газеты преподносят информацию, в частности политическую информацию, так как многие газеты продолжают сохранять в глазах публики репутацию «цепных псов власти», хотя в то же время многие считают, что печать, несмотря ни на что, в определенной степени препятствует политическим деятелям принимать ошибочные решения.

Еще в 1990 году «Нью-Йорк тайме» отказались читать 50 тыс. ее постоянных читателей. Загнанная в угол падением интереса к ней со стороны молодежи, «Нью-Йорк таймс» не перестает делать многое для того, чтобы быть привлекательнее, живее и доступнее для этой категории читателей. А что касается читателей с высокой покупательной способностью, все в большем количестве перемещающихся для жительства из гигантского мегаполиса Нью-Йорка в более благоустроенные и экологически приятные пригороды, то эта газета старается помещать на своих страницах как можно больше всевозможной информации, так или иначе затрагивающей их интересы, не говоря уж о соответствующем ассортименте рекламы, сориентированной на данный потребительский адресат[4]. Интересно, что, проявляя оправданное «меркантильное» беспокойство по поводу «бракованных» новостей на американском телевидении и приносимого ими профессионального и морального ущерба, «Нью-Йорк таймс» запретила своим журналистам участвовать в телевизионных передачах.

Причины усугубляющегося разочарования американцев в газете многие деятели американской печати видят в своего рода «консерватизме» газетчиков, в сохранении их приверженности устаревшим методам газетной работы, в недостатке гибкости и мобильности, слабой адаптации к реалиям сегодняшней общественной жизни и выход видят в преодолении этих недостатков. Главный редактор «Нью-Йорк таймс» Макс Френкель так сказал об этом: «С тех пор как... я взял в свои руки бразды правления в газете, " Нью-Йорк таймс" делает упор скорее на материалы, анализирующие явления и события, чем на криминальную хронику и на сообщения о трагических происшествиях, скорее на статьи с социальной окраской, на приятные статьи... о тенденциях американского общества, нежели на сенсации. Какова цель? Привлечь более широкий и новый слой читателей, которые обеспечили бы газету рекламными объявлениями, стараясь в то же время не предавать славное наследие газеты, которая всегда была одной из лучших по качеству»[5].

По мнению многих, значительная доля вины за охлаждение массы читателей к газетам лежит на самих журналистах, особенно на молодых, в которых самонадеянность сочетается с некомпетентностью. Но отнюдь не только на них. Выступавший на указанной выше конференции директор «Лос-Анджелес таймс» львиную долю вины за происходящее в отношениях между читающей публикой и газетами возложил на журналистов, аккредитованных при Белом доме («пандитов»), и авторов редакционных статей («эдиториалистов»), самым непосредственным образом повинных в том, что, например, публикующаяся в газетах информация о президенте Клинтоне и комментарии к ней подрывают доверие аудитории к СМИ и особенно к печатной журналистике. «После почти безоговорочной поддержки Клинтона во время предвыборной компании они начали совершать резкие нападки на него практически сразу же после его появления в Белом доме, – говорили выступавшие на конференции. – Потом тон снова изменился. И хор сикофантов стал громогласно восхвалять его качества как государственного деятеля, его " мужество" и т.д. В чем должен быть приоритет газеты: в информировании или развлечении читателей или в том или другом одновременно?» – спрашивали себя выступавшие на конференции и оставляли этот вопрос, как и многие другие, о которых шла речь, без ответа.

Наряду со многими другими на упомянутой конференции всплывал и вопрос, вставший перед американской газетной печатью более чем полвека назад и неизменно остающийся в ее повестке дня как не теряющий своей актуальности. Речь идет о том, что читатель имеет выбор лишь тогда, когда ему прелагаются конкурирующие газеты. Однако уже много десятилетий назад было замечено, что американские газеты, по крайней мере, в своей массовидной, «усредненной» форме, стали все больше походить друг на друга, и этот процесс резко убыстрился к середине XX столетия. Это выразилось во все большей униформизации информации в первую очередь в газетах, не располагающих возможностями иметь своих собственных корреспондентов и поэтому получающих большую долю публикуемых новостей по каналам информационных агентств и пресс-синдикатов.

Как считает, например, Эдвин Дайамонд, «стремление аккомпанировать реакционной ориентации американских правящих кругов в области внешней политики еще не раз запятнает кредит доверия к " Нью-Йорк таймс" в глазах ее читателей»[6]. Превращение «Нью-Йорк тайме» во время войны в Заливе в некое подобие пропагандистского филиала западных армий вынудило требовательных читателей искать в газете «Лос Анджелес таймс» ту критическую реакцию на события, которую, по крайней мере в связи с этими событиями, утратила самая титулованная качественная газета Америки.

В то же время наиболее въедливыми экспертами ставится под сомнение святая святых американских медиа – постулат об их «объективности», которая находится во главе угла самой журналистской профессии с межвоенного двадцатилетия наряду с правдивостью и неподкупностью. Один из них, Т. Глассер, полагает, например, что само понятие «объективность» предполагает предвзятость «против того, что считается ролью прессы – четвертой власти и сторожевого пса демократии и противостоит самой идее ответственности»[7].

Э. Альтерман, выступая на указанной конференции, сказал, что «культ объективности выхолащивает политический текст». Однако, по его мнению, «тот серьезный политический анализ, который практиковал в течение стольких лет Уолтер Липпман и которого ныне придерживаются, пусть и в меньшей мере, Уильям Сафир, Билл Мойерс, Джордан Уилл, деградировал и, кажется, больше уже не интересует общественное мнение»[8].

Пожалуй, чаще всего критики американских масс-медиа сетуют на неадекватность видения американскими СМИ США международной жизни; на все более сокращающееся место, отводимое зарубежным новостям в американской периодической печати и непомерно большое внимание, уделяемое внутренним американским новостям, которые порой затмевают собой все остальное.

Естественно, продолжают оставаться актуальными такие проблемы печатных СМИ, как их «желтизна», сенсационность, зачастую недостоверность информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.