Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Методы классификации бизнес-процессов на предприятии и методы их выделения в существующих организациях.






Для того чтобы определить, какие процессы будут выделены в организации, необходимо их классифицировать и установить, по каким требованиям или критериям будет строиться система управления процессами. Требования, которые необходимо учитывать при выделении процессов, зависят от самой организации, ее размера, способа управления. Установить однозначные критерии для выделения процессов очень трудно.

В дальнейшем будем пользоваться стандартной терминологией для обозначения названий процессов, классификация которых представлена в таблице 2. Процессы организации могут быть разделены на три основные типа по характеру деятельности и создаваемому продукту:

К основным процессам организации, как правило, относят процессы производства, сбыта и снабжения. К основным следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, закупки, производство, хранение, поставка продукции, сервисное обслуживание и другие, связанные с продукцией.

Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными. К таким процессам обычно относятся:

Ø подготовка кадров; сервисное обслуживание оборудования;

Ø обеспечение связью, программное обеспечение;

Ø административно-хозяйственное обеспечение;

Ø финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации;

Ø обеспечение безопасности;

Ø другие процессы.

Критерием выделения вспомогательного процесса может являться использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами.

Процессы управления организацией стоят в этой классификации отдельно. Согласно рекомендациям многих источников по процессному подходу, в каждой организации должны быть выделены процессы управления, планирования, улучшения, коммуникации и т.д. Выделение в качестве объекта описания процессов управления деятельностью требует измерения их результативности и эффективности. Процессы управления деятельностью необходимо рассматривать системно, не в отрыве от деятельности самой организации.

Приведенный список процессов не является исчерпывающим или обязательным. Каждая организация решает для себя сама, какие процессы стоит выделять для ее нормального функционирования. На практике, при анализе деятельности промышленного предприятия выделяют не более 3—4 основных и 5—8 вспомогательных бизнес-процессов.Определив, какие типы процессов нужны для организации, можно переходить к выделению этих процессов и построению системы управления ими.

Процессы подразделений (внутрифункцинальные процессы). Внутри подразделения может быть выделено как один, так и несколько процессов.

Таблица 2-Классификация процессов предприятия

 

Типы процессов Характерные признаки Клиенты
Основные процессы (процессы основной деятельности) Назначение процессов — создание основных продуктов Результат - основной продукт и/или полуфабрикат для его изготовления Процессы лежат на пути создания основных продуктов Процессы добавляют к продукту ценность для потребителя 1. Внешние клиенты 2. Конечные потребители 3.Внутренние клиенты - другие процессы организации
Вспомогательные процессы 1. Назначение процессов — обеспечение деятельности основных процессов 2. Результат -ресурсы для основных процессов 3. Деятельность процессов не касается основных продуктов 4. Процессы добавляют продукту стоимость 1.Внутренние клиенты - другие процессы организации
Процессы управления организацией 1. Назначение процесса — управление деятельностью всей организации 2. Результат - деятельность всей организации 1. Собственники (инвесторы) 2.Потребители (клиенты) 3.Персонал (сотрудники) 4.Поставщики и субподрядчики 5. Общество (внешняя среда)

У руководителя подразделения могут быть заместители - начальники отделов, которые так же могут являться владельцами процессов более низкого уровня. В любом случае за все процессы подразделения отвечает руководитель подразделения, за каждый отдельный процесс перед ним могут отвечать руководители, непосредственно ему подчиненные.

Локализация бизнес-процесса в рамках одного структурного подразделения означает следующее. В подразделение поступает информация и материалы, являющие продуктами деятельности других процессов-поставщиков. Они преобразуются процессами подразделения в результаты (выходы), потребляемые внутренними и внешними клиентами.

Сквозные (межфункциональные) процессы. Сквозной (или межфункциональный) бизнес-процесс - бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную и административную подчиненность.

Любая система управления строится сверху вниз в зависимости от задач, стоящих перед руководством и собственниками организации. Выделение процессов в организации целесообразно начинать с процессов верхнего уровня, часто их выделяют на основе клиентоориентированных цепочек (рис. 5) или продуктовых цепочек (цепочек добавления ценности продукту).

Выделение межфункциональных процессов по принципу клиентоориентированных цепочек может быть выполнено в том случае, если каждый клиент потребляет уникальный продукт, создание продуктов ведется параллельно, и при этом процессы слабо пересекаются друг с другом.

К организациям, использующим указанный выше принцип, можно отнести:

• торгово-закупочные компании с сильной диверсификацией по клиентской базе, но с централизованными функциями закупки, логистики, складского хранения;

• проектные организации, выполняющие уникальные проекты для каждого клиента.

В случае, если организация производит ряд продуктов, и каждый клиент этой организации потребляет несколько видов продукции, выделение процессов может быть выполнено путем анализа цепочки добавления ценности по пути продукта от входа к выходу.Такой способ выделения процессов в чистом виде встречается достаточно редко. Гораздо чаще встречается случаи, когда процессы, выделенные по продуктовой цепочке, пересекаются в одном из подразделений организации.

При выделении в организации сквозных процессов и попытке управлять этими процессами возникает ряд типовых проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.