Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоевский знал русский народ как никто другой.






Лекарства европейским и американским «льготникам» давно расфасовываются поштучно в пакетики из больших коробок, закупаемых государством больших коробок, закупаемых государством по оптовым ценам. Так дешевле на треть. Истинная справедливость – гармония неравенства.

С нашей точки зрения, это явное послание сознанию читателя, имеющее своей целью внушить ему определённое видение ситуации.

Обычному читателю может показаться, что этот фельетон – обычный материал, какие встречаются практически в каждом издании. Мы же попытаемся разложить смыслы данного текста на несколько структурных элементов и выявить цель, которую поставил себе автор.

Пресуппозицией этого журналистского произведения является нестабильное состояние социальной сферы Российской Федерации, проведение властью определённых реформ и осуждение народом действий власти. Пресуппозиция не зависит от мнения автора – на этой категории это мнение как раз и строится. Таким образом, перед нами объективная картина происходящего.

Объективная модальность проявляется в ответе автора на определённые социальные процессы, происходящие в обществе. Материал касается негативных сторон взаимоотношений государства как социального гаранта и граждан как получателей социальных гарантий.

Субъективная модальность проявляется в ироничной оценке автором действительности, поиске негативных сторон освещаемого явления, выражение своего собственного мнения. Отрицательный характер субъективной модальности обусловливается жанром материала – фельетон подразумевает осуждение элементов существующего в стране порядка.

Как мы уже говорили, любой текст СМИ имеет свою специфическую структуру, и структура эта касается характера взаимоотношений автора и читателя, служит дополнительным гарантом эффективности информационного сообщения.

Мы изучили данный материал и обозначили мысли, относящиеся к его структурным элементам: протексту, контексту, затексту, подтексту и концепту.

Протекст можно в определённой степени отождествить одновременно с целью автора и с его задумкой. Таким образом, раскодировав протекст данного материала, мы получим фельетон, осуждающий чрезмерную требовательность русского народа к государству, его потребительское отношение к власти и потакание государством желаниям народа путём выбрасывания денег в социальную сферу.

Контекст заключает в себе информацию о состоянии социальной сферы жизни российского общества и отношение самого общества к проблемам социальной сферы. Журналист располагает объективной информацией о том, каково состояние социальной системы у нас в стране и за рубежом и имеет возможность провести их сравнительный анализ (приводя конкретные примеры).

Затекстом служит негативное отношение граждан к реформам в социальной сфере, осуждение ими существующей системы, требование улучшения качества обслуживания.

Подтекст в данном случае – это точка зрения автора, которая достаточно хорошо просматривается в тексте данного материала: в России по сравнению со странами Запада вполне развитая социальная сфера, у нас более гуманное отношение к человеку как потребителю социальных услуг.

Концепт заключён в противоречиях между государством и гражданами виновато не государство, а сами граждане, потому что хотят получить всё и сразу, не отдавая при этом ничего взамен. Бедность закаляет и не даёт питать иллюзии.

Если вначале можно было бы подумать, что автор материала обвиняет существующий строй, то теперь автора можно заподозрить в том, что он придерживается проправительственных взглядов и защищает государство. Тогда может возникнуть мысль о том, что это не действительные мысли автора, а определённая информационная политика государства (снятие с себя ответственности и ориентирование людей на «естественный отбор») – в условиях нынешнего существования свободы слова.

Таким образом, в качестве цели автора можно предположить следующее: внушение читателю мысли о том, что русский народ сам повинен в своих бедах и всё познаётся в сравнении.

Психологически эффективен пример со смертью писателя С. Довлатова: автор располагает конкретными фактами и умело ими оперирует, вызывая доверие читателя. Примеры с итальянскими, английскими и немецкими больницами повышают степень эмоциональности текста и степень заинтересованности читателя этим текстом (игра на любопытстве – человеку всегда хочется узнать о том, как обстоят дела «других»). Привязка к словам Достоевского достаточно слабая – фраза писателя помещена в качестве эпиграфа, и ещё один раз его имя упоминается по ходу размышлений автора.

С помощью структурных элементов текста мы раскодировали информационное сообщение, адресованное сознанию читателя автором данного материала.

Сообщение можно разложить на несколько пунктов:

- государство слишком балует народ своей расточительностью, тем более что деньги тратятся неэффективно;

- русскому народу вредно жить хорошо – ему полезно быть бедным;

- за границей дела обстоят точно так же, а в плане отношения к человеку – гораздо хуже;

- прежде чем обвинять государство, нужно подумать о своих недостатках;

- достойный социальный пакет можно заработать, только полагаясь на себя.

Таким образом, текст является основным носителем информационно-психологической культуры СМИ, так как вся сила воздействия СМИ на сознание аудитории заключена в структуре текста и его глубинных смыслах.

Примечание. Для успешного выполнения заданий на практических занятиях рекомендуется внимательно самостоятельно изучать тексты в различных типах СМИ, а также составить собственную подборку материалов, которые могли бы пригодиться для написания реферативного исследования и проведения анализа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.