Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Курс кружка по русскому языку –часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку






Курс кружка по русскому языку – часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в начальной школе. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку – это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Целью кружковой работы по русскому языку в начальной школе является развитие личности ребенка. В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

3. формирование у детей чувства языка;

4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5. сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, пи- сать и слушать на родном языке.

Учебно – тематическое планирование (68 часов)

 

Тема Количество часов
  Мировое значение русского языка. Русские писатели о языке. Для чего надо знать русский язык.  
  Как рождаются слова. Почему их так называют?  
  Транскрипция. Звуковой анализ слов.  
  Способы словообразования.  
  Словообразовательный анализ.  
  Сложные и сокращенные слова.  
  Образование сложных слов в нестандартных ситуациях.  
  Спрятавшиеся слова.  
  Устаревшие слова. В музее истории слов.  
  Слова - пришельцы.  
  Новые слова (неологизмы).  
  Крылатые слова.  
  О происхождении имен собственных.  
  Чемпионы среди имен.  
  Как появились фамилии.  
  Слово или не слово?  
  Слово одно, а значений несколько (многозначные слова).  
  Слова- близнецы (омонимы).  
  Омофоны. Различай слова по смыслу.  
  Слова – друзья (синонимы).  
  Антонимы.  
  Тарабарская грамота.  
  Необыкновенные сочетания.  
  Почему мы так говорим (фразеологизмы).  
  Фразеологические термины.  
  Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.  
  Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами.  
  Фразеологизмы – синонимы.  
  Фразеологизмы – антонимы.  
  Интеллектуальный марафон.  
  Олимпиада по русскому языку (школьный тур).  
  Ударение.  
  Все растет из корня. Это полезно запомнить.  
  Части слова. Чередование гласных в корне.  
  Безударные гласные.  
  Правописание приставок.  
  «Прадедовские» приставки.  
  Суффикс. Трудные случаи правописания.  
  Игра «Устами младенца».  
  Решение орфографических задач.  
  Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.  
  Части речи. Общий род.  
  Склонение существительных.  
  Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.  
  Части речи. Морфологические шарады.  
  Учимся делать логические выводы.  
  КВН по русскому языку.  
  Анаграммы. Шарады. Метаграммы.  
  Прямая и косвенная речь.  
  Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы шутки.  

Литература

1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

3. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.

4. Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

5. Гин С. Мир фантазии. М., 2001

6. Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999.

7. Задачи конкурса «Русский медвежонок».

8. Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

9. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003.

10. Материалы журнала «Начальная школа».

11. Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус».

12. Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов. Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.

13. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1991.

14. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.

15. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.

16. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.

17. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

18. Я познаю мир. Русский язык: Дет. Энциклопедия. Авт. – сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.