Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.






ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЛИТЕРАТУРА. ШАГ ЗА ШАГОМ.3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

Программа «Литературное чтение для одаренных. 4 класс» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Все вышесказанное определяет цель настоящей программы – пробудить интерес к литературе, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Программа рассчитана на детей 9 -11 лет. Занятия предполагают быть многоплановыми: изучение истории литературы, работа с литературоведческими терминами, литературное сотворчество.

Учебно-тематический план

№ раздела Тема Количество часов
1.   2.   3. 4. 5. 6. 7.   8. 9. 10. 11.   12.   13. 14. 15. 16.   17.   18. 19. 20. 21. 22.   23. 24.   25.   26. 27.   28.     29.   30. 31.   32. 33.   Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы. Фольклор. Основные жанры фольклора. Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Самостоятельный анализ сказки. Русские сказочники. Сочинение сказки. Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. Духовная литература. Библия. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. Эпические жанры. Литературные сказки. Сказочная традиция в русской литературе. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский Тема, идея сказки и их образное воплощение. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг. Как рождается сказка. Создание сказки по пословице. Книжная полка. Писатели – сказочники. Рассказ. Жанровые особенности рассказа. Герой и сюжет рассказа. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский. Рассказы о животных. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон. Тайны рассказа. Мой первый рассказ. Книжная полка. Из литературы XIX века. Повесть. Жанровые особенности повести. Автобиографические повести. М. Твен. Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. Сказочная повесть. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша. Лирикакак род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев. Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст. Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации. Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. Начальное понятие о фигурах поэтической речи. Первый поэтический опыт. Книжная полка. Из литературы XX века. Драматические жанры. А. Н. Островский, С. Я. Маршак Творческий практикум. Создание сценария. Писатели Сибири. Экскурсия в библиотеку. Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям.                                     ИТОГО: 68

 

Содержание изучаемого курса

1.Литература как искусство слова. Литературный процесс от древности до наших дней. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

2. Фольклор. Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, считалки, игры. Небылицы. Основные приемы создания небылиц.

3.Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские народные сказки.

4.Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный анализ сказки.

5. Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу.

6. Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. «Два Ивана – солдатских сына». «Финист – Ясный сокол». «Жена - доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь».

7. Духовная литература. Основные жанры духовной литературы. Библия.

8. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. «Слово о полку Игореве». «Поучение Владимира Мономаха».

9. Эпические жанры. Литературная сказка и фольклорная.

10. Сказочная традиция в русской литературе. Литературная обработка фольклорных сюжетов. Литературные приемы создания сказочной ситуации. 11. Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Мораль в сказке.

12.Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

13. Книжная полка. Писатели – сказочники. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

14. Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

15.Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Юмористический рассказ. Детективный рассказ. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский.

16. Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

17. Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый рассказ.

18. Книжная полка. Из литературыXIX века. И. А. Крылов, И. А Тургенев,

А. П. Чехов.

19. Повесть. Жанровые особенности повести: сюжет, время, герой.

20. Автобиографические повести. Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. М. Твен.

21. Сюжет для повести. Творческий практикум. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

22. Сказочная повесть. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша.

23. Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.

24. Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.

25. Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации. Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

26. Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

27. Секреты поэтического мастерства. Первый поэтический опыт.

28. Книжная полка. Из литературыXXвека.

29. Драматические жанры. Автор в драме. А. Н. Островский, С. Я. Маршак, Е.Л. Шварц.

30. Творческий практикум. Создание сценария.

31. Писатели Сибири. Экскурсия в библиотеку.

32. Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям.

Список литературы

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Книга для чтения в 3 классе «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 4 классе «В океане света» – М.: Баллас, 2008

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991

3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971

5.Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000

6. Маршак С. Я. Любимые детские стихи. – СПб., 1994

7. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. Приложение к книгам для чтения «Свободный ум». – М.: Баласс, 2005

8. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991

9. Уроки сказки. – 2-е изд., - М.: Педагогика, 1990

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.