Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы предоставления социальных гарантий военнослужащим, уволенным с военной службы, и пути их решения






 

Строительство и развитие ВС РФ на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей. Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования ВС РФ, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно - социальной сфере и направленности социального развития ВС РФ. В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития ВС РФ, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства. Остановимся на наиболее важных из них.

Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.[32]

До сих пор стоит жилищная проблема. По данным Минобороны России за последние годы практически каждая третья семья офицера или прапорщика не имеет квартиры. Казалось бы, решение проблемы обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, жильем лежит на поверхности: строй больше и заселяй. Однако реалии жизни сложнее и суровее. Проблем, как организационных, так и правовых, много. С принятием ЖК РФ окончательно развеялись мифы относительно " благотворительной функции".

На сегодняшний день право военнослужащих на жилище от его понимания как права на получение постоянной жилой площади (жилого помещения), как обязательного условия обеспечения их достойного жизненного уровня заменено в законодательстве возможностью получения служебного (временного) жилого помещения или жилого помещения, приобретаемого с помощью государства при использовании денежных средств военнослужащих, т.е. военнослужащий должен сам зарабатывать себе на квартиру. Однако проблема заключается в том, что постепенный переход от предоставления постоянного жилья для военнослужащих в натуральной форме (в виде квартиры по социальному найму) к его денежному эквиваленту (выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, накопительно - ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих) не связан с ростом денежного довольствия военнослужащих - единственного легального источника формирования собственных денежных средств военнослужащих, которые могут быть использованы для приобретения жилья. Таким образом, государство, сняв с себя в одностороннем порядке обязательства по жилищному обеспечению военнослужащих, опять подталкивает военнослужащих искать иные источники дохода для того, чтобы себя обеспечить жильем. А разве это совместимо с военной службой? [33]

Несогласованность отдельных институтов военного законодательства между собой уже стала " притчей во языцех". Не является исключением и ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих", которая ни слова не говорит о такой новой форме жилищного обеспечения военнослужащих, как накопительно-ипотечная система, т.е. не содержит даже бланкетной нормы, отсылающей к Федеральному закону " О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".[34]

Итак, с 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который внес существенные изменения в ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих", регулирующую жилищные права военнослужащих, а с 1 марта 2005 г., как уже говорилось, введен в действие ЖК РФ. С принятием и вступлением в силу указанных законодательных актов как отдельные институты жилищного права и законодательства в целом, так и система жилищного обеспечения военнослужащих претерпели существенные изменения, что породило целый ряд организационных и правовых проблем

Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих. Все проблемы являются острыми, но в современных условиях массового сокращения офицеров приобретает актуальность проблема адаптации уволенных военнослужащих к гражданской жизни.[35]

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни.[36] Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве. Очевидно, что социально-психологическая адаптация военнослужащих, а особенно принимавших участие в боевых действиях, требует квалифицированной помощи, которая должна быть комплексной, учитывающей, в первую очередь, их правовой статус в обществе, необходимость выполнения специфических задача в различных условиях, в том числе с риском для жизни. Данные особенности, в свою очередь, сказываются и на членах семей военнослужащих, вследствие наличия между ними тесных связей. Поэтому, чтобы не проходить во многом мучительный процесс адаптации, многие из них пытаются выбирать профессии с максимальным риском. При этом они могут носить как социально приемлемый характер (спасатели, водолазы и т.п.), так и включаться в асоциальную среду, где их навыки могут найти применение в девиантном поведении. По приблизительным данным около 26% бывших военнослужащих получают предложения о трудоустройстве от криминальных группировок. Бывшие военнослужащие и члены их семей с большим доверием и надеждой относятся к действующим центрам социально-психологической адаптации, что подтверждает опыт работы данных Центров. Люди, посвятившие лучшие годы своей жизни военной службе, сознательно принявшие на этот период ряд ограничений в общегражданских правах, связанных, в частности, с выбором места жительства, свободой передвижения, возможностью заниматься предпринимательством, гарантией личной безопасности, получают после увольнения в запас более слабые стартовые условия для налаживания гражданской жизни, чем их ровесники, не служившие в армии. Социально-психологическую адаптацию и реабилитацию военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, уволенных с военной службы затрудняют следующие факторы[37]:

1. Их неконкурентоспособность в гражданском обществе на рынке труда.

2. Особенности личности, сформировавшейся в условиях военной службы.

3. Изменение ролевого статуса (часто в сторону понижения).

4. Внутренние психологические барьеры, военная направленность их образования.

Уволенные с военной службы офицеры – это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой, содержание которой во многом родственно деятельности гражданских специалистов. Во время службы они получили опыт эксплуатации сложнейшей современной техники, решения задач в сфере операторской деятельности, в структурах управления, выполнение различных хозяйственных задача и т.д. Абсолютное большинство из них еще нуждается в активной профессиональной деятельности и способно, по своим деловым и нравственным качествам, принести значительную пользу обществу.[38]

Также нуждается в рассмотрении вопрос о повышении пенсионного возраста военнослужащих и изменения исчисления пенсий с 1 января 2012 года

В соответствии со ст.49 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе установлен для полковника – 50 лет, контр-адмирала - 55. По достижению предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащий подлежит увольнению с военной службы, и он становится пенсионером. В соответствии со ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу…" (действовавшей до 1.01.2012 г.), как и у всех граждан РФ, предусматривалось при исчислении пенсии, учитывать 100% денежного довольствия.

Однако в 2010-2012 годах Министерством обороны РФ, возглавляемым Сердюковым А.Э, был разработан Федеральный закон от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ).

Статья 2 данного закона дополнила ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-I " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 г № 4468-1) частью второй, следующего содержания: " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента" [39].

Из такой трактовки статьи следует, что законодатель произвольно, в одностороннем порядке, в нарушении Конституции РФ и других законов РФ, регламентирующих пенсионные вопросы, установил пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам (кроме судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей), получившим статус пенсионера до 01.01.2012 г. другой, более высокий пенсионный возраст (на 23 года).

В этом усматриваем нарушение ст. 39 Конституции РФ гарантирующую полноту получения пенсии.

Пример: так пенсионеры в званиях полковник – контр-адмирал смогут получить свою ранее заслуженную пенсию из расчёта 100% от денежного довольствия (как у всех граждан РФ, в т.ч. и федеральных государственных гражданских служащих - СРАЗУ по выходу на пенсию), не в 50-55 лет, а только через 23 года - в 73-78 лет. А как же нам это выполнить, если средний прожиточный возраст мужчины в России составляет 59-60 лет? Такими действиями законодатели, государство сознательно обрекли нас на не дожитие до получения заслуженной нами ранее 100%-й пенсии. То, что закон может быть суров, это нормально но он не может быть аморальным!

Кроме того, ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 01.07.2011 г.) однозначно определяет сроки назначения пенсии: " Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: 1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) – БЕССРОЧНО…". Из этого следует, что пенсия за выслугу лет исчисляется единожды при ее назначении пожизненно, а в дальнейшем в соответствии со ст.49 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 лишь пересматривается.

Правота данной позиции подтверждается тем, что когда с 1 января 2013 года были значительно повышены оклады военным судьям, военным прокурорам и следователям, к пенсионерам этих категорий, уволенным до

1 января 2012 года, денежное довольствие для исчисления пенсии в размере 54% не стали применять, а продолжили использовать 100%.

Этим самым законодателем был нарушен принцип равенства, установленный ст.19 Конституции РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 г. № 12-П, где сказано - " В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)".

Поэтому применение к пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам, получившим статус пенсионера до 1.1.2012 г., (кроме судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей), ст. 43 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ является незаконным, т.к. её предмет регулирования - НАЗНАЧЕНИЕ пенсий, а она им уже была назначена ранее.

Часть 2 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I (с изменениями от 8.11.2011г.), содержащая норму " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…", Федеральный закон от 8.11.2011г. № 309-ФЗ, дополняющий ст.43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму и Постановление Правительства РФ от 5.12.2011 г. № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц, пенсии, которым, назначены до 1 января 2012 года, т.е. что их положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие[40]. Что подтверждается ст.1 п.1 главы I Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", где сказано – " изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон".

Чтобы решить эту проблему, необходимо - пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам, получивших статус пенсионера до 01.01.2012 г., часть 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I (с изменениями от 8.11.2011 г.), содержащую норму " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…", не применять. Кроме того, к указанной категории пенсионеров максимальный размер надбавки за выслугу лет - за 25 лет и более вместо введённой - 40%, оставить ранее действующую - 70%.

Не менее остро стоит вопрос о различиях ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания между военнослужащими и гражданами несущих иную государственную службу. Федеральным законом от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ ст.2 п.13 установлены размеры ежемесячных надбавок военнослужащим, проходящему военную службу по контракту, за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, где сказано – " устанавливается в следующих размерах: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более".

Вместе с тем в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 г. N 3132-I " О статусе судей в Российской Федерации" размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет судей в процентном отношении к должностным окладам установлены: 15 процентов – при выслуге от 2 до 5 лет; 25 процентов – при выслуге от 5 до 10 лет; 30 процентов – при выслуге от 10 до 15 лет; 40 процентов – при выслуге от 15 до 20 лет; 50 процентов – при выслуге свыше 20 лет.

А в соответствии со ст. 50 главы 10 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе установлена в размерах: 10 процентов - при выслуге - от 1 года до 5 лет; 15 процентов - при выслуге - от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге - от 10 до 15 лет; 30 процентов - при выслуге свыше 15 лет.

Такое разнообразие процентных показателей, введённых в выше изложенных федеральных законах, не соответствует правовой позиции установленной п.3 ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ и тем самым подрывает систему взаимосвязи всех видов государственной службы, принципы ее построения и функционирования.

И к тому же возникают вопросы:

· почему ежемесячные надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих устанавливаются только после 2-х лет воинской службы, а ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет у гражданского чиновника с 1 года? Разве военнослужащие контрактной службы до этого срока освобождены от воинской службы, от несения боевого дежурства, от участия в военных конфликтах и от возможности там погибнуть? Или у гражданского чиновника более ответственная и напряжённая служба?

· почему законодатель установил военнослужащим надбавку 40 процентов за выслугу 25 лет и более, а судьям 50 процентов – при выслуге свыше 20 лет? Разве у судей работа в кабинете более ответственна, чем у командира ракетного подводного крейсера стратегического назначения или стратегического бомбардировщика с ядерным оружием на борту?

Кроме того, получается так, что военнослужащие в воинских званиях от подполковника и выше должны будут продолжать службу Родине в рядах Вооруженных Сил до установленного российскими законами пенсионного возраста, но при этом государство отказывается им за это платить и, эти годы службы не будут иметь никакого отношения к увеличению их пенсий. Вместе с тем военнослужащие с выслугой 25 лет и более – это наиболее профессионально подготовленные кадры, занимающие ответственные должности и способные принести Вооружённым Силам и Родине большой вклад в дело подготовки армии и флота к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Такой подход государства не стимулирует военнослужащих на дальнейшее прохождение военной службы после 25 лет военной службы. А если у государства нет денег на своих защитников, то не должно быть сверхвысоких зарплат, надбавок, пенсий и для других государственных служащих.

Изучив ряд юридической литературы и нормативно-правовых актов, я пришел к выводу, что можно решить проблему с помощью внесения следующих поправок в п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ: " 13. Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 5 процентов - при выслуге от 1 года до 2 лет; 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге от 25 до 30 лет; 50 процентов - при выслуге от 30 до 35 лет; 55 процентов - при выслуге от 35 лет и более".

Таким образом все перечисленные проблемы полностью рассмотрены. Наименее разработана проблема адаптации уволенных военнослужащих к гражданской жизни. Именно в этом направлении необходимо двигаться по совершенствованию нормативно-правовой базы социальных гарантий военнослужащих в условиях перехода к новому облику ВС РФ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.