Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Общение и отношения как социально- Психологические явления - 2 часа






Для студентов дневной формы получения образования

 

Цель - проанализироватьметодические аспекты соотношения понятий «общение» и «отношения» путем общей характеристики данных социально-психологических явлений.

Основные понятия: отношение, социализация, социальные отношения, общественные отношения, межличностные отношения, субъект-субъектные, субъект-объектные отношения, самоотношение; привлекательность, симпатия-антипатия, притяжение-отталкивание, взаимоотношения; общение, межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная (поведенческая) стороны общения; виды общения, межличностное, массовое, межперсональное, ролевое, доверительное, конфликтное, личное, деловое, прямое, опосредованное; вербальное общение, невербальное общение.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

2. Понятие и сущность общения.

3. Функции общения. Основные стороны проявления общения.

4. Виды общения, их характеристика.

5. Социально-психологическая характеристика профессионального общения. Уровни педагогического общения.

 

Темы рефератов:

1. Трудности общения: их диагностика и коррекция.

2. Правила ведения деловых бесед и переговоров.

3. Сущность и виды деформации социальных отношений.

4. Деформации общения.

 

Литература для изучения:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – (Высшее образование).

4. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании /
Н.И. Шевандрин — М.: Владос, 1995.- 544 с.

5. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768с

6. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

7. Знаков, В.В. Понимание как проблема человеческого бытия / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. - № 2. – С. 7-15.

8. Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. –
544 с. – (Учебник нового времени).

9. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2001. – 397 с.

10.Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии (социальное познание, эмоции, коммуникация, личность): Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЕГУ, 2002.

11.Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. – СПб., 2001.

12.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

13.Шкуратов И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов, 1990.

14.Эрнест О. Слово предоставляется Вам. // Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.

 

Литература для письменного анализа:

1. Социальная психология: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

2. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация? / Я.Л. Коломинский // Псiхалогiя. – 2001. - № 4. – С. 85-89.

3. Ядов, В.А. Стратегии социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 576 с.

 

Практические задания:

1.Составить батарею социально-психологических методик по диагностике уровня развития навыков общения и особенностей межличностных отношений.

2. В учебном пособии - Социальная психология: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

письменно проанализировать статьи:

1. Баклушинский С.А., Белинская. Е.П. «Развитие представлений о понятии «Социальная идентичность»

- разработка понятия «социальная идентичность» в социально-психологических теориях;

- социальная категория как система ориентации человека в обществе.

2. Смелзер Н. «Социализация: основные проблемы и направления исследований»

- биологический и культурный контекст социализации;

- сущность и характеристика ресоциализации;

- роль и значение средств массовой информации в процессе социализации;

- психология социализации;

- причины неудачной социализации.

 

 

Тема 2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ - 2 часа

 

Цель - углубление и систематизация знаний о сущности, значении и базовых характеристиках коммуникативной стороны общения в общей структуре общения

Основные понятия: обмен информацией, коммуникация, коммуникативные роли, кодификация и декодификация в общении; коммуникативное воздействие, фильтры общения, типы информации, средства коммуникации, обратная связь,; формы общения, императивное общение, манипулятивное общение, монологическое общение, диалогическое общение, вербальное общение, письменная речь, устная речь, средства общения, мотивы общения; барьеры коммуникации, психологический барьер общения, барьер понимания, барьер фонетического непонимания, семантические барьеры непонимания, стилистический барьер, логический барьер непонимания, барьеры социально-культурных различий, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, барьеры отношения; профессиональное общение, уровни педагогического общения, стиль педагогического общения; информация, коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, обратная связь; позиции коммуникатора, открытая, отстраненная, закрытая позиции; психологическое воздействие, внушение, внушаемость, специальная сопротивляемость, нерефлексивное слушание, рефлексивное слушание, коммуникативные стили; установка; невербальные средства общения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие коммуникации. Характеристика коммуникации в межличностном общении.

2. Барьеры коммуникации, их характеристика.

3. Средства коммуникации, их характеристика.

4. Сущность психологического воздействия, его основные виды и характеристика.

5. Механизмы и принципы психологического воздействия, их характеристика.

 

 

Литература для изучения:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – (Высшее образование).

3. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учеб. для вузов / Н.И. Семечкин [и др.]. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с. – (Учебник нового века).

4. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов /
А.А. Радугин, О.А. Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 496 с. – (Alma mater).

5. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768 с.

7. Атватер, И. Я вас слушаю: практич. и учеб. пособие / И. Атватер. – 2-ое изд. – М.: Экономика, 1988. – 110 с.

8. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М.: МГУ, 1991. – 127 с.

9. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

10. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высшая школа, 1993. – 303 с.

11. Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. –
544 с. – (Учебник нового времени).

12. Щекин, Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению / Г.В. Щекин. – Киев, 1995. – 239 с.

 

 

Литература для письменного анализа:

В учебном пособии - Социальная психология: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003.– 475 с.

письменно проанализировать статьи:

1. Андреева Г.M., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. «Символический интеракционизм».

2. Майерс Д. «Слагаемые убеждения».

3. Хараш А.У. «Смысловая структура публичного выступления».

4. Лабунская В.А. «Невербальное поведение: структура и функции».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.