Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негативная теология






J) Литература по негативной теологии весьма обширна. Отметим среди прочего: Н. A. Wolf son. Albinas and Plotinus on Divine Attributes I/ Harvard Theological Review. Vol. 45, 1952. p.ii jsq.; id. Infinitive and privative judgements in Aristotle, Averroes and Kant II Philosophy and Phenomenological Research. T. 8. 1947. P. 173 sq.; H. J. Krдmer. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967. P. 105-108, 343-350, 359-361; John Whittaker. Neopythagoreanism and Negative Theology II Symbolae Osloenses. ¥ 01.44. 1969. P. 109-125; H. Theil-Wunder. Die archaische Verborgenheit. Die philosophischen Wurzeln der negativen Theologie. Mьnchen. Humanistische Bibliothek. I, 8, 1970; J. Hochstaffl. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. Mьnchen, 1976; M. J. Krдhe. Von der Wesenheit negativer Theologie. Mьnchen, 1976. (Diss.)

2) Ср., например: Ph. Merlan. From Platonism to Neoplatonism, 2e йd. Haag, 1960. P. 85 sq.; H. Happ. Eyle. Studien zum aristotelichen Materie-Begriff. Berlin, 1971. S. 615-639.

» Ср.: ibid. S. 186.

4) Ср.: Аристотель. Peri Hermen., 2ib 27 и 30.

5> Albinus. Didaskalifas. io. Platonis Opera, Teubner. T. VI. P. 164, 6 Hermann. Текст Альбина и тексты следующих примечаний переведены: A.-J. Festugiиre. La Revelation d'Hermиs Trisme'giste. T. IV. P. 95 sq.

6> Gelse. Aletbes Logos I Origиne ('apifйvriз). Contra Celsum, VI, 62-66; VII, 36, 42, 45; VIII, 63. [В русск. пер.: Против Цель-са. Ч. i. Казань, 1912.]

7> Maxime de Tyr.Quмsdeussecundum Platonem. Disc. XVII (Dьb-ner) XI (Hobein). P. 137, 16 sq. Hobein.

8> Apuleius. De deo Socratis [О божестве Сократа. Русск. пер.: Апулей. Апология... M., i998l- I24- p- 23о Beaujeu. De Piatone. 190. P. 64 Beaujeu; Apologie. P. 64, 7 Thomas.

9> Clйment d'Alexandrie [Clemens Altxandrinus]. Strom. V, 11, 71, 2-5/ Sources chrйtiennes. Avec le comment. d'A. le Boulluec. T. 279. P. 244 sq.; R. Mortley. Connaissance religieuse et hermйneurique chez Clйment d'Alexandrie. Leyde, 1973. P. 87 sq. О негативной те­ологии гностиков ср.: A. Orbe. Estudios Valentinianos. Rome,

1958. P. 3-37.

10> Albinus. Didask. P. 165, 4 (Festugiиre. P. 98).

n> Ibid. P. 165, 30 (Festugiиre. P. 100).

12> Плотин. Эннеады. VI, 5, 12, 20.

! з> Спиноза (Spinoza). Письмо 50.

14> Например, Clemens Alexandrimis. Strom. V, n, 71, 2: Метод ведет к первичному noesis-, Gelse (VII, 36; Festugiиre. P. 116): «Чтобы видеть Бога, нужно смотреть через интел­лект и дать пробуждение глазу души».

»5) Бог Альбина — интеллект (с. 165, 17 след. Hermann).

16) Платон. Государство. 5O9b 9-

17> Плотин. Эннеады. III, 8, 11, 13. Ср. VI, 8, zi, 26.

18) Плотин. Эннеады. V, з, Ч> 3*> : «Как же мы говорим о Нем? В самом деле, мы говорим о Нем, но не достигаем Его словом, не имея ни знания, ни мышления Его. Почему же мы тогда говорим о Нем, если [никоим образом] Его не имеем? Не обстоит ли дело так, что не имея Его в зна­нии, мы не имеем Его совершенно? Мы имеем Его таким

образом, что говорим о Нем, но не называем Его. Ибо мы говорим, чту Он не есть, но не говорим что Он есть, так что мы говорим о Нем, [исходя] из того, что позднее Его. Ничто не мешает нам обладать Им, далее если мы не бу­дем говорить о Нем. Но как боговдохновенные люди зна­ют своего бога до такой степени, что имеют в себе нечто большее себя и не знают, что это, и чем они одержимы...» Цитируемый фрагмент дает возможность говорить о Еди­ном как о мистическом опыте («Ничто не мешает нам об­ладать Им...»).

19) Ср.: W. Beierwaltes. Proklos. Frankfurt a. M., 1979- S- 339 ff-

20) Damascius (Да^аст^юс). Traite des premiers principes [Затруд­нения относительно первых начал и разрешения их]. Vol. I. Ed. L. G. Westerink, trad fr. par J. Combes. Paris: Le Belles Lettres, 1986. P. 1-22.

2» Ibid

22> Ibid.

235 Ibid. Отметим замечательный отрывок, представляю­щий негативную теологию, во фрагменте комментария о Пармениде, который мы издали, приписав Порфирию. ср.: P. Hadot. Porphyre et Victorinus. Paris. 1968. T. IL P. 65 sq.

24) Здесь пит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. Москва, I991; Э. Му-ленберг (E. Muhlenberg. Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Gцttingen, 1966) думает, что понятие божественной бесконечности есть собственно христианское понятие, ко­торое не появляется до Григория Нисского и которое от­личается от традиционной негативной теологии.

25) По этому вопросу ср.: H.-D. Saffrey. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus II Revue des sciences thйologiques et philosophieques. T. 63. 1979. P. 3-16.

26) Цит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. С. 2/.

27) Wietgenstein. Tractatus logico-pbilosopbicus. Trad. fr. Paris, 1961; цит. по номерам предложений. щ

28) Ср.: P. Hadot. Les Niveaux de conscience dans les йtats mystiques selon Plotin //Journal de psychologie. 1980. P. 243-266.

29) На эти темы ср.: Ph. Merlan. Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousnes. Haag, 1969. 2e йd. P. 17-25, 81-82, 131 См. также мое введение к трактату 38 (Enn., VI, j) Плотина: Йcrit de Plotin. Traitйз 8 I Introduction, traduction et notes par P. Hadot. Paris: Du Cerf, 1987.

30) Плотин. Эннеады. VI, 7, 35, 19 след.

31) Там же. VI, j, 36, 5 и след.

32) Ср. примеч. i8.

33) H. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour, prйcйdй de la Lettre de Lor$ Chandas. Paris, 1969.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.