Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I9« Ibid P. 122.






197> Ibid T. II. P. 244. 198> Ibid.T. III. P. 356. 199> Ibid T. III. P. 420.

200) Ср.: выше: примеч. 183.

201) Ср.: Марк Аврелий. VI, 16.

202> На эту тему, помимо прочего, можно прочитать: J. L. Cornuz. Jules Michelet. Un aspect de lapensйereligieuse au XIX'siиcle. Genиve, 195 5; P. Viallaneix. La Vote royale. P. 343-468. Один из са­мых трудных пунктов заключается, как мне кажется, в точ­ной оценке божественного характера природы для Мишле, например: J. Michelet. Journal. T. I. P. 119, где природа являет­ся Цирцеей (ср. также: т. II. Р. 38).

203> J. Michelet Nos fils. Livre I, eh. VI, цит. Ж. Вьяланексом: La Voie royale. P. 445. См. также: «Я не могу обойтись без Бога. Мгновенный временный закат, временное затмение высокой центральной идеи затемняет этот чудесный современный мир наук и открытий. Все есть прогресс, все есть сила, и всему не хватает величия <...>. Я не могу обойтись без Бога. Я говорил десять лет назад знаменитому мыслите­лю, дерзость и энергичную сдержанность которого я люб­лю: „Вы децентрализатор". Я тоже таков в каком-то смысле, ибо я хочу жить, а строгая централизация убила бы всякую индивидуальную жизнь. Но любящее единство мира вовсе не убивает ее, но возбуждает ее; именно через это данное единство есть любовь. Такая централизация, такую центра­лизацию, кто не хочет, кто не чувствует, от земной юдоли до самых звезд?» Этот текст взят из: La Femme. Livre II, eh. XIII;

см. также: Р. Viallaneix. La Voie royale. P. 456 и на тему любви и гармонии: ibid. P. 379~4^5-

204) Ср.: J. Michelet. La Mer. Livre IV, eh. VI: «Согласимся со свободным общением, которое существует в индивидууме между разными его составляющими членами. Согласимся с высшим законом, объединяющим живые члены одного — человечества. И поверх высший закон, который заставляет нас сотрудничать, создавать с великой душой, соединяясь (в нашей мере) с любящей гармонией миров, солидарных в жизни Бога»./о»гяд/(19 aoыt 1866). Т. III. P. 413: «Я много дал индивидуальному чувству этой очень живой страсти (к Афенаиде). Но сколько сил я оттуда почерпнул! Пусть это будет оценено в великой гармонии вещей. Разве любовь не является средством для любящей души миров?» (Journal. 23 aoыt 1869); T. IV. P. 156: «Я благодарен за всеобщую универсальную душу, за великую гармонию, которая в це­лом меня так хорошо разделяла». Ср. также: Письмо к Афена­иде (Journal. Т. П. Р. 631): «A приро да, и полная природа, есть высшая поэзия и сама поэзия Бога... Все, что он сделал, хоро­шо сделано, гармонично и в силу этого есть часть самой ве­ликой поэзии, которая есть гармония мира». 2°5) Марк Аврелий. V, 8, § 4-

206) J Michelet. Journal. T. IL P. 154.0 централизации ср. при­меч. 5, с. 2i6; Journal. T. IV. P. 437: «Жизнь централизует! Это гармоническая жизнь в свободном согласии, в свободном и мягком согласии одновременно всех органов».

207) Ср.: Марк Аврелий. IX, 32: «И широкий простор от­кроется перед тобой...»; VIII, 54: «Пора не только согласо­вать свое дыхание с окружающим воздухом, но и мысли со всеобъемлющим разумом»; VII, 47: «Наблюдай движе­ние светил, как принимающий участие в нем...»

208> J. Michelet. Histoire du XIX' siиcle. T. IL Prйface (3e par.), цит.: P. Viallaneix. La Voie royale. P. 450.

209) Ibid. P. 465. Тот же автор (р. 93) указывает влияние на Мишле Pensйe Марка Аврелия в пер. де Жоли (de Joly)

(eh. XIX, p. 178). XI, 8, § 6: «Restons unis, mais pensons cha-. cun а part» («Останемся едиными, но однако пусть думает каждый на свой лад»; точнее: «Расти на одном и том же стволе (homothamneiс), но не допускать одних и тех же прин­ципов (homodogmateirм)i>. Эта мысль Марка Аврелия вдохнов­ляет курс в Коллеж де Франс 1850 года: «Такие одинокие и молчаливые, вы хотите одних и тех же вещей, вы остае­тесь в обществе». Однако это неверно передает сказанное в Размышлений. Там сказано: «Нужно жить с людьми, рас­сматривая их как братьев, вышедших из одного того же источника (homotbamneirм), но не нужно разделять их заб­луждения (homodogmatein)».

210) Ср.: Марк Аврелий. XI, i о, где «берет начало... спра­ведливость» общей природы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.