Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ордеров






Римские ордера (канонические). В архитектуре Древнего Рима сложились 5 разновидностей ордеров:

1. Тосканский - это наиболее простой по формам и тяжелый по пропорциям ордер. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

2. Дорический - этот ордер довольно редко применялся в римской архитектуре. Существуют две разновидности ордера: с зубчиками и модульонами. Фриз состоит из чередующихся пластических элементов - триглифы и метопы. Колонны с каннелюрами.

3. Ионический - этот ордер обладает более легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами с дорожками. Наиболее характерная часть ордера - капитель с волютообразными завитками. Капитель сбоку имеет иной вид, чем с фасада. Боковые валики, образованные завитками волют, называются «балюстры». В этом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков (лентикулей).

4. Коринфский - наиболее стройный по пропорциям. Колонны либо гладкие, либо с каннелюрами. Капитель скульптурного характера и имеет два ряда стилизованных листьев «аканта». Структура карниза, как в ионическом ордере, с модульонами под слезниковой плитой. На плафоне в промежутках между ними находятся углубления – кессоны.

5. Композитный – сочетание ионического и коринфского ордеров

Греческие архитектурные ордера и их детали. Наиболее последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI в. до н. э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером. В античный период в Греции сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны - несущая конструкция, а архитрав - несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

Деталировка архитектурных ордеров. Нижняя несущая часть ордера стилобат - представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, кото­рая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна -один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера - антаблемент. В каж­дом ордере своя художественная трактовка колонн и антаблемента.

Рис.1 Антаблемент
Антаблемент. Антаблемент (рис.1), покоящийся на колоннах, также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз. Архитрав (рис.2)- пояс, состыкованный

из балок и объединяющий все колонны, опирается непосредственно на капитель. По архитраву развивается деко­ративная тема фриза. Завершает конструктивную и декоративную композицию ордера нависающий карниз, который бросает прозрачную тень на фриз, подчеркивая рельеф и богатство декора всего антаблемента. Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы близки даже по деталировке.

Рис.2 Разница в архитравах дорического и ионического ордеров.
Различие ионического и дорического антаблементов начи-нается с архитрава (рис.2). Ионический архитрав трех-ступенчатый. Каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним, образуя так называемые фасции. Верхняя фасция обычно завершается профилем, состоящим из двух-трех обломов (например, валик, каблучок и полочка), покрытых порезками. Дорический архитрав - это балка с гладкой поверхностью.

Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким.

Рис.3 Дорический фриз: триглиф - 1, метоп – 2.
Дорический фриз образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях име­ли чисто техническое назначение, - чередующихся триглифов и метопов. Триглиф (рис.3)- прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп (рис.3)- квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом или орнаментом.

Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы.

Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов -архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями.

Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя- база (рис.5)-опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.

Из базы как бы вырастает фуст (рис.6) -ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом (приложение 1 ).

И, наконец, капитель (рис7 ) - деталь, венчающая колонну и воспри-нимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капи­тели наиболее ярко и образно отражено художественное различие греческих ордеров.

Оценить богатство декора греческих ордеров возможно только, познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образцы архитектурных форм предстоит воссоздавать лепщику при выполнении реставрационных работ.

Понятие архитектурного облома.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения) называемых обломами (рис.8, 9).

Все обломы подразделяются на простые и сложные, прямолинейные, и криволинейные, а также прямые и обратные.

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов. Рассмотрим виды архитектурных обломов.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф - порезки (рис. 9, б), выполняемые на обломах (рис. 9, а) резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

 
 

Рис. 9 Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):

а-обломы, б-порезки: 1-палочка; 2-валик; 3 – полка; 4-пояс; 5-выкружка (трохил); 6-скоция; 7-четвертной вал; 8-гусек; 9-каблучок; 10-зубчики (данттикулы); 11-полувал; 12-волна; 13-бусы; 14-ложечки (каннелюры); 15-ионики; 16-пальметки; 17-аканты; 18-листочки; 19-каннелюры; 20-плетенка; 21-венок.

Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление как конструктивных членений, так и архитектурных форм и деталей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.