Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности женского русского народного костюма губерний России.






Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

Северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс, широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская) [рис. 10].

Главной частью этого костюма являлся сарафан. Сарафан здесь носили широкий, косоклинный (с клиньями, вшитыми в боковые швы), до пят. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или парчи. Верхний край сарафана, лямки и застежку по всей длине отделывали полосами плетеного из металлических нитей кружева. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Рубаха длинная, составная: верхнюю часть, называемую «рукава», шили из батиста, покрытого изящной вышивкой белой гладью или серебряной нитью. Нижняя часть – холщовая.

Старинный кокошник – сборник шили из двух частей. Верхняя часть – круглая, большого диаметра, представляла собой твёрдую основу из проклеенного клейстером холста, на которую натянута ткань, сплошь покрытая золотым шитьём. Нижний край ткани присобран в мелкую сборку и пришит к налобной части кокошника, называемой очелье (от старославянского слова чело – лоб). К очелью подшита свисающая на лоб ажурная поднизь – бахрома из мелкого речного жемчуга.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм. Девушки одевали много колец, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами, а иногда могли надеть до трех цепочек. Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные. Зимой носили узкие и длинные перчатки без пальцев. Их вязали сами на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нити [рис. 5].

В Архангельской губернии женский костюм состоял из сарафана, рубахи и головного убора – венца. Основной частью костюма была рубаха. Рубаху шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из целых полотнищ) и составными. По синему полю сарафана рассыпаны ярко оранжевые кружочки. Спереди сарафан украшен металлическими пуговицами. Иногда пуговицы делали со вставками из стекла, жемчуга и перламутра. Рубаха была белая с рукавами, украшенными кружевной вышивкой. На голову одевали венец (головная повязка) из широкого золотого галуна, завязывающийся на затылке алыми лентами. Иногда, одевали кокошник в виде шапочки с алым верхом, сплошь расшитый золотыми нитями и золотыми блестками. Женская одежда очень хороша своей красочностью, мягким силуэтом. На севере, в неярком свете дней и белых ночей большое значение имело прекрасно подобранные друг к другу детали, которые создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивая ее яркими красками [рис. 6].

Женский костюм Ярославской губернии построен на сочетании красного цвета, разных полосок и клеток. Поверх красной с белыми полосками рубахи, надевался клетчатый сарафан, покрытый передником с черной бахромой внизу. Нарядность костюму придавала отделка - немного голубого, белого и желтого цвета в вышивке пояса передника и на узкой ленте, украшающей рукава рубахи. В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника. В старину слово “красный” означало еще и “ красивый”. В Ярославской, Костромской, в некоторых других северных губерниях, костюм состоял из красной рубахи и красного сарафана. В жаркий день женщины цвели, как сказочные алые цветы на зеленом лугу. Крестьянские мастера с поразительным искусством использовали мотивы, которые им подсказывала природа. Букеты полевых цветов и трав украшали головные платки [рис. 7].

В южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южнорусским губерниям относятся: Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская.

Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.