Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система формирования знаний, умений, навыков о правописании наречий






6. Написание суффиксов наречий, раздельное и слитное написание не с наречиями, слитное, раздельное, дефисное написание наречий

Вариант 1.

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;

б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;

в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;

г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;

д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; нисколько (не)угрожающе;

 

 

2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

 

а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;

б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;

в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;

г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя;

 

3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:

 

а) нимало; никто; нигде; ни с кем;

б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;

в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем;

 

4. Найди «третий лишний»:

 

а) н…чуть не испугался; н…как не находил; н…сколько раз;

б) н…куда пойти; н…зачем расспрашивать; н…сколько не завидуя;

в) н…сколько не расстроился; н…когда не злился; н…откуда ждать;

 

5. «Нн» пишется во всех словах ряда:

 

а) беше…о вертеться; говорил испуга…о; работал отчая…о;

б) вздрогнул неожида…о; чертил квалифицирова…о; не работает време…о;

в) говорил взволнова…о; ушел неожида…о; отвечал пута…о;

 

6. Определи предложение с наречием:

а) Собрание взволнова…о сообщением.

б) Общество было взволнова…о.

в) Говорила она взволнова…о.

В наречии пишется _____________________________________

 

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) горяч…; свеж…; блестящ…; хорош…;

б) ещ…; певуч…; тягуч..; зловещ…;

в) багаж…м; уж…м; нош…й; нож…м;

г) бельч…нок; скворч…нок; череш…нка; еж…нок;

 

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:

а о

           
     

а) издалек…;

б) занов…;

в) наглух…;

г) вправ…;

д) добел…;

е) запрост…;

ж) смолод…;

з) досух…;

и) сызнов…;


 

Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________

Вариант 2.

 

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

 

а) ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не)выразительно; глядел (не)доуменно; жил (не)далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно;

 

2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)мало; (не)лепо; (не)вразумительно; (не)пряча;

б) (не)брежно; (не)искренность; (не)красивый; (не)продуманный;

в) далеко (не)весело; (не)захотел; (не)вдалеке; (не)приятность;

г) (не)вовремя; (не)поседа; (не)сказав; (не)доверчиво;

 

3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:

 

а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;

б) нисколечко; незачем; никак; негде;

в) нечем; никому; никем; никого;

 

4. Найди «третий лишний»:

 

а) не было н…где; н…зачем спрашивать; н…когда был кучером;

б) не задевали н…мало; н…сколько не горевал; н…где остановиться;

в) н…куда не поеду; н…когда не спрошу; мне было н…когда;

 

5. «Н» пишется во всех словах ряда:

а) на улице безветре…о; отвечая продума…о; пришел нежда…о-негада…о;

б) говорил мудре…о; поступила ветре…о; говорила пута…о;

в) вертелся беше…о; пел проникнове…о; работал увлече…о;

 

6. Определи предложение с наречием:

а) Его решение обдума…о, профессионально.

Б) Он всегда действует обдума…о.

В) Все было тщательно обдума…о.

 

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) говорить общ…; горяч…; свеж…; изнуряющ…;

б) друж…к; ремеш…к; петуш…к; виш…нка;

в) ещ…; протестующ…; вызывающ…; зловещ…;

г) врач…м; стриж…м; печ…т; береж…т;

 

 

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:

а о

           
     

 

а) сначал…;

б) смолод…;

в) засветл…;

г) влев…;

д) начист…;

е) докрасн…;

ж) слев…;

з) затемн…;

и) издавн…;


 

Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________

 

 

Вариант 3

 

1. Отметь слова, имеющие написание:

 

дефисное:


а) (по)волчьи;

б) (до)суха;

в) (по)зимнему лесу;

г) (с)налету;

д_ (в)третьих;

е) (по)русски;

ж) (на)цыпочки;

з) (видимо)невидимо;

и) (в)миг;

к) (на)смену;


 

слитное:

 


а) (без)устали;

б) (в)пятых;

в) жить (не)подалеку;

г) (в)шестером;

д) (по)пустому двору;

е) говорить (по)пустому;

ж) (по)лисьи;

з) (по)дому;

и) (в)низу;

к) (в)скоре;


 

раздельное:


а) (по)этому месту;

б) (по)прежнему пути;

в) (по)дружески;

г) (кое)где;

д) (давно)давно;

е) (мало)помалу;

ж) (в)первых числах;

з) (в)четвертых;

и) (по)тому берегу;

к) (во)первых;


 

2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

 

а) (в)перевалочку; (на)распашку; (на)удалую;

б) (в)плотную; (в)слепую; (на)удалую;

в) (по)двое; (на)трое; (на)двое;

г) (по)пусту; (по)просту; (по)моему;

д) (на)цыпочки; (на)лево; (на)перебой;

е) (на)днях; (на)глазок; (на)силу;

ж) (до)суха; (до)сыта; (до)смерти;

 

3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

 

а) (по)птичьи; (на)бок; (в)верху;

б) (по)дружески; (нежданно)негаданно; (еле)еле;

в) (волей)неволей;

 

4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

а) (на)чисто; делать (в)тайне; (в)насмешку;

б) (на)бело; (на)верху; (по)нашему;

в) (в)ручную; (по)совести; (на)днях;

 

5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

 

а) (на)ходу; (на)скаку; (в)одиночку;

б) (в)удалую; (в)рукопашную; (по)одиночке;

в) (на)скаку; (по)совести; (на)днях;

 

6. Определи наречие в каждом столбике:

 


а) дремуч…;

настеж…;

бреш…;

стрич…;

луч…;

б) залеч…;

мощ…;

навзнич…;

могуч…;

встреч…;

в) удач…;

невтерпеж…;

собьеш…;

певуч…;


 

Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение(2) и сказуемое(3) цифрами: 1, 2, 3.

 

а) На улице морозно ().

б) Он бросился наперерез ().

в) На улице было холодно ().

г) Он на скаку перевернулся в седле ().

д) Эта семья жила в квартире этажом выше ().

е) Он говорил тихо () и невнятно ().

 

Вариант 4.

 

1. Отметь слова, имеющие написание:

 

дефисное:

 


а) (в)четвертом;

б) (давным)давно;

в) (на)цыпочках;

г) (по)прежнему;

д) (в)скоре;

е) (до)бела;

ж) (точь)(в)точь;

з) (на)верху;

и) (в)десятых;

к) (в)прикуску;


 

 

слитное:

 


а) (по)совести;

б) (до)чиста;

в) (на)глухо;

г) (на)глазок;

д) (без)устали;

е) (в)дали;

ж) (по)напрасну;

з) (за)границу;

и) (в)перевалку;

к) (на)удачу;


 

раздельное:

 


а) одеться (по)зимнему;

б) (по)зимнему лесу;

в) где(нибудь);

г) (по)тому мосту;

д) (по)товарищески;

е) (на)лету;

ж) (на)скаку;

з) (по)середине;

и) (в)пустую;

к) (в)третьих;

 


2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

 

а) (в)половину; (в)тайне; (в)четверых;

б) (по)пусту; (по)утру; (по)прежнему;

в) (с)разбегу; (с)лету; (с)молоду;

г) (в)пятых; (в)седьмых; (в)трое;

д) (до)суха; (до)смерти; (до)бела;

е) (на)чистоту; (на)глухо; (на)днях;

ж) (в)пустую; (в)рукопашную; (в)открытую;

 

3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

 

а) (по)новому; (в)пятых; (в)лево;

б) (по)прежнему; (в)двое; (по)русски;

в) (нежданно)негаданно; (как)нибудь; (по)пластунски;

 

4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

 

а) (в)слепую; (в)ничью; (в)седьмых;

б) (в)трое; (в)лево; (до)чиста;

в) (по)летнему; (в)начале; (по)утру;

 

5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

 

а) (на)цыпочках; (по)долгу; (на)глазок;

б) (за)границей; (до)смерти; (с)разбегу;

в) (на)утро; (на)смену; (под)силу;

 

 

6. Определи наречие в каждом столбике:

 


а) дремуч…;

настеж…;

бреш…;

стрич…;

луч…;

б) залеч…;

мощ…;

навзнич…;

могуч…;

встреч…;

в) удач…;

невтерпеж…;

собьеш…;

певуч…;


 

 

Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение (2) и сказуемое (3) цифрами: 1, 2, 3.

 

а) Завтра мы отправляемся в поход ().

б) Даже в комнате было прохладно ().

в) Ярко горела лампа на столе ().

г) В парке напротив нашего дома проходили массовые гулянья ().

д) Как грустно на душе ().

е) По-прежнему () дул принизывающий насквозь () ветер.

 

 

7. Выпишите из данного текста наречия, раскрывая скобки. Сгруппируйте их таким образом:

1) пишущиеся раздельно, 2) через дефис, 3) слитно.

1.(С)начала потрудимся, а потом уж порезвимся. 2. Чтобы смело пользоваться орфографическим словарем, необходимо: (во)первых, внимательно прочитать предисловие к нему, (во) вторых, ознакомиться с объяснением принятых в словаре сокращений, (в)третьих, хорошо знать алфавит, чтобы быстрее находить нужное слово. 3. (В)конце (концов) с задачей мы справились. 4. Первый вопрос не застал ученика (в)расплох, на второй же он отвечал (еле) еле. 5. Книги следует возвращать в библиотеку (во)время. 6. Обращался он с ним (по)приятельски. (По)видимому, они уже давно были знакомы. 7. Он приехал (на)кануне (с)позаранку. 8. Человек он довольно замкнутый, но (в)общем симпатичный.

 

8. Спишите предложения, раскрывая скобки. Укажите: какой частью речи являются эти слова.

 

1. Солнце светило (во)всю. Прожектора светили (во)всю свою мощь. 2. Единственную репетицию назначили (на)утро в день спектакля. (На)утро я проснулся бодрый, свежий. 3. Непогода (на)много задержала нас. Трещина стала шире (на)много ярдов. 4. Месяц поднялся выше и (от)того стал будто меньше. (От)того, кто не мил, и подарок постыл. 5. (В)дали раздался шумный гул. (В)дали голубой виднелся Казбек. 6. Он дважды побывал (за)границей. Ведется торговля с (за)границей. 7. Лампа светила все тусклее и погасла (на)конец. Этот разговор мы отложили (на)конец дня.

 

9. Придумайте 3 предложения с любыми 6 словосочетаниями. Сделайте синтаксический анализ одного из предложений.

 

Исподлобья, исподтишка, дотла, впросак, поодаль, под мышкой, на цыпочках, вприпрыжку, в обрез, без устали, до упаду, вкрутую, зачастую, вдали, в дали, сначала, с начала, вовремя, во время, в отместку,

 

 

10. Покажите, как можно безошибочно выбрать гласную (а/о) на конце наречий. Вставьте пропущенные буквы, запишите словосочетаниями.

 

Вариант 1

 

Издавн …, занов…, сначал…, влев…, докрасн…, налев…, засветл …, сызмал…, добел…, насух…, начерн…, снов…, изжелт …, задолг…, досыт…, запрост …, впор…, задолг….

 

 

Вариант 2

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.