Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сontraction и release






Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног.

Сontraction — сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела или части. Наиболее распространено в центр тела, однако оно может быть и боковое, а также contraction руки или ноги. Противоположное понятие release —т. е. расширение, когда тело или его часть расширяется в пространстве.

Сontraction и release тесно связаны с дыханием. Сontraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям.

Сontraction не является динамическим движением, т. е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И — важная особенность —во время сontraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во, время release и какого-либо движения.

Сontraction и release — это базисные понятия, заложеные в технике Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами. Как говорила в личной беседе с автором Джин Радди, педагог центра американского танца Алвина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что

сontraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую сontraction исполняют в солнечное сплетение, что является серьезной ошибкой. К обучению сontraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.

Уровни

Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали! Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), " мост", стойка на руках, стойка на лопатках (" березка"), колесо.

Методика преподавания модерн – джаз танца

В уроке модерн-джаз танца нет такой определенной последовательности движений, как это существует в классическом танце. Зафиксирована только техника преподавания школы Марты Грэхем. К наиболее устоявшимся школам относятся школа Д. Хамфри, школа Г. Джордано, школа М. Меттокса, школа М. Каннингема. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направле­ний.

Сравнивая методы различных педагогов, совершено четко можно выделить следующие разделы урока:

I. Разогрев

II. Изоляция

III. Упражнения для позвоночника

IV. Уровни

V. Кросе. Передвижение о пространстве

VI. Комбинация или импрооизация.

Теперь более подробно рассмотрим функциональные задачи каждого раздела, методику преподавания и педагогические приемы.

1. РАЗОГРЕВ

Задача этого урока — привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной последовательностью упражнений в модерн-джаз танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы уп­ражнений.

Первая группа — это упражнения стрзтч-характера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела.

Вторая группа упражнений связана с наклонами и пово­ротами торса. Они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отдели (именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях урока). Эти упражнения эффективнее всего стоя или в партере.

Третья группа упражнений связана с разогревом ног. Здесь много заимствований из классического экзерсиса. При сочетании всех уп­ражнений достигается необходимый разогрев различных групп мышц.

Возможна следующая система разогрева, которая, естественно, может варьироваться в зависимости от задач урока:

1. Упражнения у станка: перегиби и наклони торса, растяжки в положениях " рабочая нога на полу" и " рабочая нога на станке", (demi I grand plie по п араллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа)

2. Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны; упражнения на напряжение и расслабление; упражнения для разогрева позвоночника, заимствованные из урока классического танца.

3. В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.

Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может бить различен: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или упражнения. выполняемые в быстром темпе.

О длительности разогрева. Многие молодые педагоги стараются максимально насытить этот раздел урока, однако это не приводит к положительным результатам: учащиеся быстро устают и эффективность дальнейших упражнений снижается. Разогрев должен состоять из 5-10 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях. Возможно также изменять расположение исполнителя, например, несколько упражнений у станка сочетать с упражнениями на середине или упражнения на середине выполнять с изменением уровней, т. е. несколько упражнений выполняются в положении «стоя», затем «сидя» и «лежа» или наоборот из положения «лежа», постепенно подняться в положение «стоя». Здесь нет четких правил и законов, все зависит от уровня подготовки группы (естественно для слабо подготовленных учащихся требуется больше времени для разогрева).

Достаточно спорным является использование в разогреве прыжков. Многие педагоги придерживаются точки зрения, что тело исполнителя еще не готово к таким нагрузкам. Однако автор этого пособия на практике убедился, что маленькие прыжки типа pas saute или emboite в конце разогрева хорошо активизируют мышцы и являются своеобразной кульминацией перед следующим более спокойным разделом урока.

2. ИЗОЛЯЦИЯ

Эта часть урока более насыщена упражнениями, чем предыдущая. И если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела.

Сначало педагогу необходимо добиться достаточной свободы тела учеников, т.е. научить держать положение коллапса. Для этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление всего тела с тем, чтобы учащиеся более свободно распределяли напряжение на позвоночник.

Изоляции, как правило, подвергаются все центры — от головы до ног. (Например, расслабленное падение вниз или в сторону торса, напряжение всего тела вверх за руками, а затем падение на колено, расслабляя торс и руки.) Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой; одно плечами, одно грудной клеткой, одно руками, одно пелвисом, одно ногами. При исполнении подобных " цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой.

Первоначально все движения изучаются в " чистом" виде, причем, возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения — соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап — соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап — соединение движений нескольких центров (об этом подробнее в разделе " Координация").

Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров — следить за тем, чтобы движения били действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

Теперь рассмотрим движения изолированных центров и технику их исполнения:

Голова

Виды движений:

• наклон вперед и назад,

• наклоны вправо и влево,

• повороты вправо и влево,

• sundari вперед-назад и из стороны в сторону.

Техника исполнения:

- при наклоне вперед подбородок касается груди, при наклоне назад затылок касается позвоночника;

- при наклоне в сторону голова строго горизонтальна и ухом необходимо стараться коснуться плеча; подбородок направлен точно вперед, не смещаясь вверх или вниз;

- при поворотах голова строго вертикальна, подбородок параллелен плечу; голова не должна запрокидываться, а поворачивается вокруг воображаемой вертикальной оси;

- при исполнении sundari происходит смещение только шейных позвонков вперед-назад или из стороны в сторону; голова сохраняет строго нейтральное положение, подбородок направлен точно вперед, смещение происходит за счет удлинения и сокращения мышц шеи.

На основании четырех основных движений можно составить большое количество комбинаций, которые могут исполняться с различными акцентами в тех или иных точках и в различных ритмических рисунках.

Наиболее распространенные комбинаций:

Крест. Наклон вперед-центр в сторону (вправо или влево) назад в другую сторону, каждый раз возвращаясь в центр.

Квадрат. Те же направления: вперед-вправо-назад-влево, без возврата в центр.

Круг. Слитное соединение всех направлений.

Фиксированный полукру г. Поворот вправо, слитный перевод влево, касаясь подбородком груди.

Свинговый полукруг. Свободное раскачивание головой справа-налево, шея максимально расслаблена

Sundari — крест. Голова вперед-центр-смещение, вправо-центр-смещение назад-центр-влево-центр.

Sundari — квадрат. Исполняется аналогично, но без возврата в центр.

Sundari — круг. Исполняется аналогично, но все точки соединяются в слитном движений.

Sundari может также исполняться по диагонали, а круги головой могут исполняться в очень быстром темпе в расслабленном положений торса и шеи. Это последнее упражнение носит название зкстаз. Длительное исполнение подобного упражнения может привести в трансовое состояние, поэтому нельзя задавать более 8 кругов в одну сторону и не разрешать закрывать глаза во время исполнения. Очень часто упражнения для головы могут привести к некоторой потере ориентации в пространстве и головокружению. В этом случае необходимо прекратить упражнение.

Усложненная комбинация движений головой:

1 — наклон вперед,

2 — наклон назад,

3 — наклон вправо,

4 — наклон влево,

5 — поворот вправо,

6 — поворот влево, ■

7 — Sundari вперед,

8 — центр.

Еще один пример комбинаций:

1-8 — Крест вперед-центр-вправо-центр-назад-центр-влево-еснтр,

1-8 — так же повторить влево,

1-8 — два раза исполнить квадрат вправо,

1-8 — так же влево,

1-8 — четыре круга вправо,

1-8 — так же влево.

Плечи:

Виды движений:

• подъем одного или двух плеч вверх,

• движение плеч вперед-назад,

• твист плеч,

• шейк плеч.

Техника исполнения:

- При подъеме плеч лопатки поднимаются вверх, руки вытянуты в локтях (наиболее распространенной ошибкой является сгибание локтей при подъеме плеч вверх). Первоначально необходимо изучить следующее упражнение: плечи вверх-центр, плечи вниз-центр. Затем можно переходить к изучению перемещения плеч из крайней верхней в крайнюю нижнюю точку;

- При движении вперед и назад основное внимание необходимо уделить тому, чтобы добиться движения именно плеч, без движения грудной клетки;

- При твисте (изгиб) происходит резкая смена направлений в движений плеч (например: одно плечо вперед — другое назад, одно вверх — другое вниз);

- При шейке (трясти, встряхивать) исполняется волнообразное потряхивание плечами за счет расслабления мышц плечевого пояса и перемещения плеч в очень мелком и быстром движении вперед – назад. Это напоминает движение из цыганского женского танца. Шейк может начаться в плечевом поясе, затем охватить грудную клетку, пелвис и все тело целиком.

Наиболее распространенные комбинаций:

Крест. Вперед-центр-вверх-центр-назад-центр-вниз-центр. Крест может начинаться в любом направлений; возможны акценты в той или иной точке.

Квадрат. Исполняется аналогично кресту, но без возврата в центр. Все точки квадрата должны бить равноудалены от центра.

Полукруги. Могут исполняться одним и двумя плечами одновременно. Наиболее распространены полукруги спереди-назад и сзади-вперед через верхнюю точку, однако возможен переход и через крайнюю нижнюю точку.

Круг. Исполняется в двух направлениях — к себе и от себя; может исполняться двумя плечами одновременно и каждым отдельно.

Восьмерка. Два круга, которые исполняются поочередно: начинает правое плечо, при достижении им крайней верхней точки приходит в движение левое плечо. Так же, как и круги, «восьмерки» могут исполняться к себе и от себя. Главное при исполнении «восьмерки» — удержать центральную ось, чтобы оба плеча били равноудалены от центра.

На продвинутой ступени обучения могут использоваться различные комбинации более сложного порядка, состоящие из нескольких разнообразных элементов, возможно в различном ритмическом рисунке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.