Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников






Физическое воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.

Уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют:

> мотивация физкультурных или спортивных занятий;

> необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;

> разносторонняя физическая подготовленность;

> активное участие в физкультурной деятельности.

В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях.

В типовой программе (см. список литературы) изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режиме учебного дня.


Содержание учебных занятий для основной и подготовительных медицинских групп изложено в разделе «Уроки физической культуры».

Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.

К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.

Школа, независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность).

Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.

Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:

> материально-технической базы;

> своих творческих возможностей;

> состояния здоровья, физической подготовленности учащихся;

> интересов занимающихся;

Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.

По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы:

> основная - занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.

> подготовительная - занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же


рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.

> специальная медицинская группа - занятия проводятся по специальным программам, согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку.

В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.


Билет 17.

Физическое воспитание взрослых


значение и условия физического воспитания зрослого населения

основные факторы, определяющие особенности физического воспитания

■ взрослых

ШшШшш

1|1§1 ■ Специфика задач, форм организации, средств и методов физического воспитания различных контингентов взрослого населения обусловлена как возрастными особенностями их, так и социальными факторами.

Людей в возрасте старше 18 лет с некоторой условностью можно подразделить на следующие возрастные группы: 19—28 лет — молодежный возраст; 29—39 лет (мужчины) и 29—34 года (женщины) — зрелый возраст (первый период); 40—60 лет (мужчины) и 35—55 лет (женщины) — зрелый возраст (второй период); 61— 74 года (мужчины) и 56—74 года (женщины) — пожилой возраст; 75—90 лет (мужчины и женщины)—с тарший возраст; 91 год и старше (мужчины и женщины) — долгожители. Такая группировка несколько схематична, так как процесс возрастных изменений в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей организма и условий жизни. Установить у взрослых границы возрастных изменений с такой же определенностью, как в детском и юношеском возрасте, не представляется возможным. И все же указанное деление на возрастные группы не лишено оснований.

Примерно в течение первой трети жизни человека (до 25—30 лет) происходит поступательное развитие организма, а затем этот процесс постепенно замедляется, приспособление систем и органов к новым условиям существования затрудняется. В возрасте 18—20 лет в основном заканчивается возрастное созревание важнейших органов и систем организма, происходит почти полное окостенение скелета, замедляется рост тела в длину и усиливается в ширину, увеличивается вес тела, происходит силовое развитие мышц, создаются благоприятные условия для проявления силы и выносливости. Организм человека приобретает высокую работоспособность. Его биологические возможности позволяют заниматься всеми видами спорта. В этом возрасте добиваются выдающихся результатов в видах спорта, характеризующихся демонстрацией искусства движений (фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика), а


также в плавании и в скоростных видах спорта. В упражнениях, требующих проявления значительной силы и выносливости, наиболее высоких результатов добиваются в возрасте 25—30 лет и старше. В целом можно, считать, что для больших достижений в абсолютном большинстве видов спорта особенно благоприятен возраст от 21 до 30 лет. Ясно при этом, что возможность достижения высоких результатов в том или ином виде спорта зависит от присущих ему особенностей двигательной деятельности, индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни, методики тренировки. При прочих равных условиях наилучших результатов добиваются те, кто систематически занимался физическими упражнениями с детского возраста.

Примерно в 31—40 лет отмечается стабилизация функциональных возможностей организма, а после 40 лет их постепенное уменьшение. У людей, не занимающихся физическими упражнениями, быстрее нарастает процесс инволюции, чем у спортсменов, ухудшаются двигательные фукции, изменяются показатели физического развития. При нарушении нормального образа жизни, заболеваниях и относительной малоподвижности (гипокинезии) эти возрастные изменения могут наступить еще раньше. Однако подавляющее большинство возрастных отклонений в той или иной мере поддаются коррекции. В принципе можно управлять процессом возрастной инволюции, замедляя регресс организма. Одним из наиболее эффективных факторов жизнедеятельности организма в течение всей жизни человека является, как уже говорилось, физическая культура.

На содержание и формы физического воспитания взрослых существенно влияют особенности выполняемых ими социальных функций и условия быта. В возрасте 18—30 лет люди вступают на самостоятельный путь жизни, приобретают профессии в средних специальных, высших и других учебных заведениях, приступают к трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях, в сельском хозяйстве; многие учатся в вечерних и заочных учебных заведениях, совмещая учебу с работой; юноши проходят службу в Советской Армии. В этом возрасте формируются профессиональные интересы, складывается семейная жизнь. Именно в этот период наиболее ярко раскрывается один из принципов советской системы физического воспитания — принцип ее связи с трудовой и военной практикой. Физическое воспитание для обучающихся в учебных заведениях и проходящих службу в армии является обязательным и осуществляется на основе государственных учебных планов, программ и наставлений, приобретая четко выраженную профессионально и военно-прикладную направленность.

Люди зрелого и пожилого возраста — основной контингент, занятый в производственном труде. Обладая большим запасом знаний, ценным производственным и жизненным опытом, они представляют для общества


огромную ценность. Мужчины в возрасте до 50—55 лет состоят в запасе Советской Армии. Физическое воспитание этих людей должно обеспечивать высокий уровень их общей, а при необходимости и специальной физической подготовленности к выполнению трудовых функций наряду с профилактикой неблагоприятных возрастных изменений в организме и возможных профессиональных заболеваний. В этом возрасте продолжается всесторонняя физическая подготовка и усиливается профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическое воспитание людей, перешедших на пенсионное обеспечение (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), приобретает главным образом оздоровительно-профилактический характер, а в случае заболеваний — лечебный характер.

Физическое воспитание трудящихся имеет, кроме всего прочего, серьезное экономическое значение. По данным массовых социологических исследований (ВНИИФКа, ЛНИИФКа и др.), производительность труда у физкультурников, как правило, выше, чем у не занимающихся физической культурой. Воздействие физической культуры на экономику производства проявляется, однако, не только в росте производительности труда, но и в снижении травматизма и числа заболеваний среди рабочих. Статистические данные показывают, что у физкультурников благодаря повышенной сопротивляемости организма заболеваниям в несколько раз сокращаются потери рабочего времени из-за болезни. Экономический эффект повышения производительности труда и снижения заболеваемости в результате внедрения физической культуры на производстве и в быт трудящихся выражается в увеличении годового объема продукции до 7—8 и более процентов.

Физическая культура все в большей мере становится органической частью рациональной организации труда и все полнее входит в быт трудящихся. Это, как следует из сказанного, обусловлено фундаментальными потребностями общества и в то же время личностными потребностями людей в здоровье, гармоническом развитии, творческом долголетии.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.