Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы уроков по физической культуре






Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и типов занятий физическими упражнениями, в частности уроков. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуры очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию уроков.

В системе физического воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов — уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.

Уроки общего физического воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности.Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.

Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание


спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных [9, с.26].

Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин.

Лечебные уроки служат восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим врачом.

Методические уроки служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания. Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и др.


Вторым характерным признаком, лежащим в основе классификации уроков физического воспитания, является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки, лыжной подготовки, игровые и др.; выделяются также уроки с более узким предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот, комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или (чаще и более узко) — уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической подготовки пожарников, работников экспедиций В пределах предметной классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического воспитания на уроки с образовательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а также комбинированные уроки, в которых в разных сочетаниях представленных два или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение уроков принято обозначать другими терминами: учебно-тренировочные (для технической, тактичной или технико-тактичной подготовки), тренировочные (для физической подготовки, направленной специально на воспитание двигательных качеств) и комбинированные.

Внутри каждой такой группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки с образовательной направленностью классифицируются в зависимости от акцентирования учебных задач, т.е. по основным дидактическим задачам занятий (аналогично тому, как это принято в общей педагогике). В этой связи выделяют следующие разновидности уроков: вводный, изучение нового материала, совершенствование и закрепления изученного, контрольные (учетные), а также «смешанные»


уроки, в которых в разных сочетаниях решается несколько дидактических задач. Такое подразделение уроков образовательного характера имеет особенно важное значение, так как каждая из перечисленных разновидностей требует не только своего особого размещения учебного материала, но и специфической организации действий педагога и занимающихся.

Уроки с гигиенической направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие) уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление, создание надежной основы здоровья и работоспособности. Вторые, практикуемые значительно реже, должны служить восстановлению сил и работоспособности. Для них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки, вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений [12, с.21].

Уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью характеризуются установкой на воспитание двигательных (физических) качеств, или специально организованное решение задач нравственного или эстетического воспитания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.