Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методические материалы




а) Основная литература:

  1. Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007.
  2. Добиаш-Рождественская О.А. Духовная культура средневекового Запада. М., 2010.
  3. Искусство христианского мира. Сб. статей. Т. 1-11. М.,
  4. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2005.
  5. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. СПб., 2010.
  6. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М., 2012.

б) Дополнительная литература:

  1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс – Традиция, 2002.
  2. Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. М.: Паломник, 2002.
  3. Булгаков С. Первообраз и образ: сочинения в двух томах. СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: Искусство, 1999.
  4. Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Светильник, 1997.
  5. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999.
  6. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.
  7. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
  8. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.
  9. Голубев С.И. Некоторые проблемы изучения техники древнерусской живописи (иконопись второй половины XIII – середины XIV в.) // Художественное наследие. 12. М., 1989. С. 62 – 73.
  10. Голубев С.И. Техника живописи в художественной структуре византийской иконы // Материальная культура Востока. Часть 2. М.: Наука, 1988. С. 254 - 273.
  11. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Литургика. Сергиев Посад: Склад издания в книжном магазине М.С. Елова, 1918.
  12. Голубцов А.П. Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1911.
  13. Грибунина Н.Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов. Тверь: Клевер, 2008.
  14. Григорий (Круг), инок. Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. М.: Аксиос, 2002.
  15. Догмат трех сот шестидесяти седми святых отец Седмаго Вселенского Собора, Никейскаго. О иконопочитании. Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и святых Отец. Сергиев Посад: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1992. С. 5 – 6.
  16. Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 108 – 127.
  17. Зинон (Теодор), архимандрит. Беседы иконописца / Предисловие С. С. Аверинцева. Псков: Псковская областная типография, 2003.
  18. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2006.
  19. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры (Книга 4, глава 16. Об иконах). М., 1992. С. 143 – 144.
  20. Иоанн Дамаскин, преподобный. Три слова в защиту иконопочитания. СПб.: Азбука-классика, 2001.
  21. Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда / Сост. и науч. ред. М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988.
  22. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: Арт – БМБ, 2002.
  23. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. СПб.: Знаки, 2005.
  24. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М.: Паломникъ, 2003.
  25. Лепахин В.В. Икона и иконичность. СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002.
  26. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Феория: Дизайн. Информация. Картография: Троица, 2009.
  27. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979.
  28. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002.
  29. Максим Исповедник, преподобный. Избранные творения. М.: Паломник, 2004.
  30. Мейендорф И., протопресвитер. Живое предание. Свидетельство православия в современном мире. М.: Паломник, 2004.
  31. Наука и богословие: Антропологическая перспектива. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.
  32. Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде. М.: Паломник, 2006.
  33. Панченко А.А. Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998.
  34. Ржаницына С. Московская иконопись конца XX века: Анализ творчества некоторых современных иконописцев и иконописных мастерских // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/rzhan/diplom5.htm#b31.
  35. Рожнятовский В.М. Рукотворенный свет: световые эффекты как самостоятельный элемент декорации восточнохристианского храма. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012.
  36. Современная православная икона. М.: Современник, 1994.
  37. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Издательство православного братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999.
  38. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: ИнфоАрт, 1991.
  39. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата. Московский патриархат, 1989.
  40. Феодор Студит, преподобный. Великое оглашение. Ч. 2. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 2001.
  41. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993.
  42. Флоренский П., священник. Храмовое действо, как синтез искусств. Сергиев Посад, 1919.
  43. Ходаков М.А. Хрестоматия по иконоведению. М.: Издательство ПСТГУ, 2011.
  44. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М.: ИЭА РАН, 2004.
  45. Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан – Москва: Христианская Россия, 1999.
  46. Шукуров Ш.М. Образ храма. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  47. Языкова И.К. «Се творю все новое». Икона в XX веке. Milano: La casa di Matriona, 2002.

 





ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Цель освоения дисциплины «История градостроительства» — познакомить студентов с принципами, методами и приемами, применявшимися в планировке и застройке городов с древности и до наших дней, на многочисленных примерах раскрыть закономерности эволюционных процессов в градостроительстве, обусловленные сменой культурно-исторических эпох и стилей.

 

Задачи дисциплины «История градостроительства»:

· Ознакомить студента с мировым историческим процессом развития городов и выдающихся градостроительных ансамблей;

· Изучить историю теоретических учений в области градостроительства, начиная с эпохи античности и до настоящего времени;

· Выявить характерные профессиональные приемы и методы градостроителей различных исторических эпох, стран и географических регионов;

· Рассмотреть решение крупных градостроительных проблем на различных исторических этапах, на основе комплексного понимания города;

· Ознакомиться с научными и творческими методами, направленными на сохранение архитектурно-градостроительного наследия, преемственного развития исторических городов и ансамблей.

 

Содержание разделов дисциплины

Градостроительство Древнего мира Понятие об историческом городе; происхождение городов; формы градостроительного искусства. Общая характеристика градостроительства Древнего мира. Особенности градостроительства Древнего Египта. Характеристика градостроительства Древней Греции. Формирование гипподамовой системы планировки. Композиция древнегреческих городов. Акрополи и агоры. Силуэтная композиция древних городов. Древний Рим. Помпеи — пример греко-римского развития города. Древнеримские форумы — сложные архитектурные ансамбли.
Градостроительство Западной Европы в Средние века Возникновение, формирование и развитие средневековых городов. Старые города и их преобразование в период Средневековья. Возникновение новой планировочной структуры средневекового города. Площади средневековых городов. Силуэт средневекового города как важнейшее пространственно-композиционное качество. Улицы средневековых городов.
Итальянское градостроительство Ренессанса и эпохи барокко Формирование архитектурных ансамблей Флоренции и Венеции в период Ренессанса. Общая характеристика градостроительства периода барокко в Италии. Реконструкция Рима в XVI—XVII вв. Формирование крупнейших архитектурных ансамблей. Площади Капитолия и св. Петра.
Градостроительство в Западной Европе в XVII — первой половине XIX в. Факторы преобразования городов и системы расселения. Градостроительные теории XIX в. Французское градостроительство XVII — первой половины XIX в. Градостроительство Англии XVII — первой половины XIX в. Градостроительное искусство Австрии и Германии XVII — первой половины XIX в.  
Западноевропейское и американское градостроительство второй половины XIX — начала XX в. Рост европейских городов во второй половине XIX в. и проблемы, связанные с их реконструкцией. Западноевропейские города в начале XX в. и градостроительные эксперименты английских теоретиков. Градостроительство США второй половины XIX — начала XX в.  
Градостроительство 1910—1930-х гг. Теория и практика Жилищный кризис, жилищное строительство и эволюция городского квартала. Возникновение идеи микрорайона. Городские общественные центры. Стихийная концентрация однородных общественных зданий в Лондоне и Нью-Йорке. Попытки проектирования и строительства общественных центров. Поиски новых форм расселения и градостроительные утопии. Урбанистические и дезурбанистические тенденции. Концепция линейного города. Город с расчлененной планировочной структурой. «Афинская хартия» и новая градостроительная эстетика.  
Зарубежное градостроительство после Второй мировой войны Восстановление и реконструкция городов в Западной Европе. Послевоенная миграция и рост городов. Создание новых центров в исторически сложившихся городах. Городские агломерации как новый вид расселения. План Лондона 1951 г. и регулирование роста крупнейшей городской агломерации. Новые города Англии как средство ограничения роста населения городов-гигантов. Реконструкция городов в США.  
Русское градостроительное искусство XVIII — первой половины XIX в. Переустройство планировочной структуры русских городов на регулярной основе. Русское градостроительство 1760—1790-х гг. Перепланировка русских городов в первой трети XIX в. Петербург и Москва в эпоху классицизма.
Градостроительство в России второй половины XIX —начала XX в. Рост городов во второй половине XIX в. и связанные с ним градостроительные проблемы. Градостроительство в России в начале XX в. Развитие Москвы и Петербурга в капиталистический период.
Градостроительная теория и практика СССР Советская градостроительная теория 1920-х гг. Разработка генерального плана Москвы 1935 г. и его влияние на градостроительную практику в стране. Послевоенный период в советском градостроительстве. Идеи группового расселения, разработка схем и проектов районных планировок, генеральная схема расселения на территории СССР, опыт проектирования новых городов и реконструкции исторических городских центров.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал