Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы культуры. Социокультурная динамика и её критерии






В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет. Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как: 1) развитие средств массовой коммуникации; 2) становление индустриально-коммерческого типа производства; 3) распространение стандартизированных духовных благ.

Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое Социальные изменения модификация в структурах общества, сферах его жизни, образцах поведения

и мышления составляющих его социальных групп и индивидов. В узком, строго социологическом смысле, социальные изменения - это изменения социальной стратификации, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций и их взаимодействие Социальное изменение занимает основное место во многих социологических работах, ибо ни общества, ни их составные части никогда не бывают статичными. Для этих целей применяется целый ряд теоретических подходов и методов, доступных в рамках социологии. Понятие социального изменения не содержит оценочного компонента, т. е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа). В социологии выделяются четыре вида изменений:

1)структурные, т. е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государств, корпораций, социальных образований, семьи и т. д.);

2) процессуальные, т. е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т. д.;

4) мотивационные, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части или элементы. Под революционными понимаются относительно

быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход

общества из одного качественного состояния в другое.

15 ) Социальный конфликт, сущность, процессуальность развития и условия эффективного урегулирования

Конфликт - столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт - это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Социология конфликта рассматривает конфликт как естественный элемент общественной жизни. Взгляд на конфликт как на закономерный момент развития общества позволяет прогнозировать последствия его воздействия на общественную жизнь, а значит, создает необходимые предпосылки для принятия адекватных управленческих решений в сложных ситуациях. У конфликта имеются свои пространственные и временные границы. Его содержание, будучи многомерным, обладает собственной структурой и характерными типовыми компонентами. При рассмотрении данного вопроса не следует отождествлять участников и субъектов социального конфликта, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противостояния. Участником может быть постороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

16) Девиантное поведение. Социология отклоняющегося поведения

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. В обществе существует множество разнообразных норм - от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики. Кроме того, главной особенностью норм является их изменчивость: они различны в различных регионах, в различных социальных общностях и т.д. Эта их относительность (релятивизм) порождает трудности в определении девиации. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее. Как же возникает девиация? Сначала появляется цель, которую достичь нормальными путями социальному объекту не удается. Возникает социальная напряженность, а следом - предконфликтная ситуация. И если решение конфликта не наступает, то объекты вступают в открытую борьбу, пытаясь добиться цели, - возникает конфликтная девиация. Важно также учитывать, что то, что является нормальным для одной группы людей, может быть отклонением для другой группы, все зависит от культурных норм. Но есть категория ォ деликвент{ого поведенияサ - это серьезные нарушения, противоправные действия, которые нарушают общепринятые юридические нормы, т. е. то поведение, за которое несут наказания все. В обществе может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется так широко, что начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам. Такое состояние называется социальной аномией (деформация общества). Чаще всего появление социальной аномии обусловлено кризисами, войнами, переворотами. Здесь уже девиация приобретает всеобщий характер. Есть два способа выхода из этого состояния: 1) быстрый, решительный -навязывание определенной системы ценностей; 2) длительный - выработка новых социальных норм, ценностей (по этому пути пытается идти сейчас Россия). На основе имеющегося отклоняющегося поведения формируется теория социальных отклонений. Ее изучают социология, теория права, криминология, психология. Чтобы как-то отрегулировать общественные отношения, устранить элементы дезорганизации, существует социальный контроль, который проявляется через систему санкций.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.

17) Социология управления: сущность, современные формы, принципы, средства, методы и функции.

Сущность СУ:

Социология управления - отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:
- научного менеджмента Ф.Тейлора;
- человеческих отношений Э.Мейо;
- социальных систем Ч.Бернарда;
- новая школа теории управления;
- управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и др. Принципы СУ: Первый крупный шаг в становлении науки об У. был сделан в начале 20 ст. Ф. Тейлором, который разработал основные принципы научного менеджмента. Он считал, что приоритетное значение имеет развитие научного менеджмента в четырех взаимосвязанных сферах: а) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить ); б) исследование соотношения времени и задач (желаемый результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть меньше); в) систематический отбор и обучение кадров (каждая фирма, стремящаяся к успеху, должна думать о постоянном совершенствовании персонала); г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность, а за результат).

Дальнейший шаг в рационализации У. производством сделан другим крупным американским специалистом Г. Эмерсоном в его книге " Двенадцать принципов производительности". Эти принципы развертываются им в такой последовательности: 1) точно поставленные идеалы и цели; 2) здравый смысл; 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) оперативный, надежный, полный и точный, постоянный учет; 7) диспетчирование; 8) нормы и расписание; 9) нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) написанные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительный труд. Особенно следует выделить первый из названных принципов - точно поставленные цели. В нем отражена основная тенденция классической школы У. начала 20 в. - тенденция рассматривать производственную организацию как своеобразный " рациональный инструмент" по достижению поставленных целей.

Проблема научного У. перешагнула с американского континента. Здесь наиболее яркой фигурой начала 20 ст. был А. Файоль - предприниматель, организатор, исследователь. Обобщая свои многолетние наблюдения он создал " теорию администрации". Если Ф. Тэйлор и Г. Эмерсон анализировали проблемы У. применительно к цеху и предприятию, то А. Файоль сконцентрировал внимание на высшем административном У., принципы которого, сформулированные им, применимы не только в экономике, но и в правительственных службах, в военном деле, торговле и т.п., т.е. носят универсальный характер. В системе У. Файоль выделяет пять универсальных элементов, присущих любой организации: планирование, организацию, руководство, координацию, контроль. Мэйо выдвинул концепцию " человеческого фактора", всесторонний учет которого в У., согласно его утверждению, - важнейший источник роста производительности труда и успешного разрешения социальных противоречий и конфликтов. В основе выдвинутой им доктрины " человеческих отношений" лежат пять основных положений: 1) человек представляет собой " социальное животное", ориентированное и сплоченное в групповое поведение; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) выработка рабочего определяется скорее групповыми неписанными правилами и нормами, чем его физическими возможностями; 4) рабочие гораздо чаще действуют как члены группы, нежели индивиды, поэтому они обязаны подчиняться неписаным правилам группы, если хотят оставаться ее членами; 5) руководители промышленных и других организаций должны ориентироваться в большей степени на людей, их интересы и стремления, чем на продукцию, что обеспечивает удовлетворенность индивида своей работой и социальную стабильность общества.

Развивая идею о возрастающей роли в системе У. неформальных отношений, американские социологи Ч. Бернард, Г. Саймон и др. выдвинули " интеракционистскую модель", в которой сделан акцент на взаимозависимость и взаимодействие между работниками, включающие в себя как формальные, так и неформальные компоненты, не только цели организации, но и интересы индивидов.

Эти же идеи, но в другом направлении развиваются американскими социологами Р. Мертоном, А. Этциони и другими. Несколько иной подход с точки зрения иерархии целей в различных системах У. развивают Н. Месарович, Д. Мако, И. Тамахара. В выдвинутой ими теории иерархических многоуровневых систем выделяются управляющие системы трех видов: одноуровневые одноцелевые, одноуровневые многоцелевые, многоуровневые многоцелевые. Последние из них, применяемые в У. наиболее сложными многокомпонентными и многоуровневыми организациями, например, крупной фирмой, представляют из себя иерархические управляющие системы, включающие в себя ряд или множество структурных компонентов и соответствующих им уровней У.

Функции СУ: - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

-оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

- прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

- образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

МЕТОДЫ СУ:

1. организационно – административные: система законодательных актовстраны; система нормативных документов вышестоящих структур управления; " система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий; " система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Это управление может быть трёх видов:

- вынужденное и внешне навязанное подчинение " сверху -вниз";

- пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

-осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)

2. экономические - базируются на действии экономических механизмов мотивации. " Налоговая система страны; " Кредитно -финансовый механизм; " Система заработной платы; " Система ответственности за качество работы; " Система стимулирования инновационной деятельности.

3. социально - психологические механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.