Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста.






До года – эмоциональное общение с близкими: гуление, лепет. Первые слова-предложения – в 1 год – 1 год и 3 месяца. От 2 до 5 лет – овладение грамматическими формами: склонение/ спряжение, формы числа и рода, словосочетания, основные виды простого и сложного предложения. Грамматикой дети овладевают па основе аналогий, они легко усваивают то, что закономерно, и с трудом – отклонения от системы. Овладение фонетикой обычно – до 3 лет, звуки [р], [л], [ш], [с] и некоторые другие вызывают затруднение у отдельных детей до 7 лет. Лексика, по разным данным: в 2 года – от 30 до 100 слов (слова в этом возрасте нередко искажаются), в 3 года – от 300 до 1500 слов, в 4 года – от 600 до 4000 слов, в 6 – 7лет – от 3000 до 7000 слов. К 7 годам, т. е. к моменту поступления в школу, дети в основном свободно пользуются всеми морфологическими и синтаксическими формами, конструкциями в пределах разговорно-бытового стиля. Речь преимущественно ситуативна, развит главным образом диалог; речевая активность очень неравномерна. До 80% детей в крупных городах и до 35% в сельской местности к 7 годам знают все или большую часть букв, до 10% читают; до 70% детей умеют писать некоторые буквы, главным образом печатные. Дети дошкольного возраста овладевают речью на основе восприятия речи взрослых (на основе речевой среды), стимулом их речевого развития служит потребность общения, познания, интересы. Ребенок, лишенный возможности общения, не владеет речью: на ряде примеров установлено, что ребенок, не научившийся говорить до 7 лет из-за отсутствия общения, уже не может усвоить речь, язык.

Лит.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1961; Ядашко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. – М., 1966; Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973; Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1979; Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.

речь учащихся средней школы. Новое в языковом развитии в школьный период: при поступлении в школу детей их речь переходит в сферу волевую, перестает быть ситуативной (за исключением бытовой), школьник строит ответ на вопрос, строит предложения, выбирает слово, строит монолог, пишет сочинение и пр.; в жизнь школьника входнт постепенно понятие нормы, куль-

 

175 Риторика

туры речи, происходит стилистическая дифференциация речи, с 12 – 13 лет начинается формирование индивидуального стиля; если дошкольник пользовался лишь двумя видами речи – говорением и аудированием, то школьник овладевает еще двумя – чтением и письмом, они становятся для него столь же привычными, как и первые два; речь становится орудием познавательной, учебной деятельности, а также средством общественной деятельности (главным образом с IV класса) и средством профессионального самоопределения в старших классах; школьник как бы отделяет свою речь от своей личности, изучает ее основное средство – язык, усваивает его законы, при этом обогащается мышление ученика. В школьный период происходит рост лексического богатства: в IV классе – примерно 7 – 12 тыс. слов, в VIII – 15 – 45 тыс., в X – 25 – 60 тыс. Размеры предложений: в IV классе – в среднем 7 слов, в VI – 9, в VIII – 10, в X – 11 – 12 слов. Процент сложных предложений соответственно 22 – 32 – 36 – 41. Общие тенденции: во-первых, тенденция количественного увеличения запаса языковых средств – слов, сочетаний и пр., рост размеров и сложности синтаксических конструкций; во-вторых, рост разнообразия, дифференциации употребляемых языковых средств. Обе эти тенденции направлены на обогащение речи. Однако в речевом развитии учащихся есть и отрицательные тенденции: к старшим классам обогащение словаря идет быстрее, чем его активизация; речь учащихся нередко становится малоэмоциональной, чрезмерно книжной, усложненной, иногда уменьшается разнообразие использования уже усвоенных средств языка.

Лит.: Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. П. Фирсова // Изв. АПН РСФСР. – М., 1962. – Вып. 124; Ладыженская Т. А. Анализ устной речи учащихся V – VII классов // Изв. АПН РСФСР. – М., 1963. – Вып. 125; Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1970; Львов М. Р Тенденции развития речи учащихся средней школы. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2.

риторика – наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве; связана с поэтикой; обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила. На основе последних был построен учебный предмет в средней школе XIX в. – Р. В курсе Р. сообщались правила построения текстов различных видов (особенно – рассуждений), логические правила, давались образцы с их разборами, сообщались требования грамматики, стилистические и риторические фигуры. Изучение Р. в средней школе носило формальный характер, вследствие чего Р. как школьная дисциплина была скомпрометирована (против Р. в школе резко выступил В. Г. Белинский), в средней школе СССР она не изучается. Однако

 

Ролевая игра 176

отдельные требования Р. используются в современной методике русского языка: деление текстов на описания, рассуждения, повествования; правила построения индуктивного и дедуктивного рассуждения, правила доказательства; работа над различными жанрами в развитии связной речи учащихся и пр. Близки к Р. занятия по практической и функциональной стилистике.

Лит.: Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1969; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М., 1979; Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языкехудожественной прозы. – М., 1980; Кожин А. Н. и др. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

ролевая игра – методический прием обучения речи по коммуникативной методике. В родном языке – при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще, при изучении иностранного – в разнообразных ситуациях. Состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник Р. и. получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, медсестры, журналиста и пр. Ведущий, т. е. учитель (преподаватель), руководит ходом беседы. Р. и. создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.

«Русская речь» – научно-популярный двухмесячный журнал Института русского языка АН СССР, основан в 1967 г. Отделы: «Язык художественной литературы», «Культура речи», «Русский язык как язык межнационального общения», «Русский язык в современном мире», «Язык и образцы фольклора», «В лаборатории писателя», «Язык прессы», «Из истории слов и выражений» и др. Иногда публикует материалы о преподавании русского языка в школе, о речевом развитии учащихся. Материалы журнала могут использоваться во внеклассной работе.

«Русская речь» – телевизионная передача для школьников и всех изучающих русский язык. В интересной, занимательной форме знакомит зрителей с наиболее яркими примерами выразительности русской речи, мастерства использования русского языка, с историей слов и оборотов речи, со значением слов, их правописанием и пр. Одна из форм внешкольной работы по русскому языку.

«Русский язык» – специализированное издательство, выпускающее учебную литературу для лиц, изучающих русский язык за рубежом, художественную литературу, материалы по страноведению для иностранцев, словари – как русские, так и двуязычные, наглядные пособия, грампластинки, компакт-кассеты, диафильмы для изучающих русский язык. Находится в Москве, создано в 1971 г.

 

177 «Русский язык в школе»

русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует коммунистическому воспитанию учащихся, формированию материалистического мировоззрения, приобщает школьников к богатствам Р. я. – его лексики, фонетики, грамматики, стилистики и пр., предполагает развитие их речи, овладение ее культурой, овладение умениями и навыками, без которых невозможна интеллектуальная деятельность и, следовательно, успешное обучение в школе: чтением, восприятием речи, письмом и речью-говорением, выражением своих мыслей, – овладение орфографией, пунктуацией, орфоэпией, усвоение основных языковых понятий и закономерностей в области фонетики, словообразования, грамматики, лексики, фразеологии и т. п. Р. я. является средством развития логического мышления учащихся, средством приобщения к сокровищам культуры. Р. я – язык русской нации и средство межнационального общения народов СССР, один из самых распространенных языков мира, один из официальных и рабочих языков ООН, по количеству публикаций стоит на 2-м месте в мире. Является родным более чем для 190 млн. чел. Изучается, наряду с родным, во всех национальных республиках СССР и в 91 зарубежной стране (25 млн. школьников и студентов). Содержание и объем материала по Р. я., его последовательность определяются государственной программой. Программа русской средней школы предусматривает: развитие устной и письменной речи учащихся; обучение чтению и письму, включая орфографию и пунктуацию, орфоэпию и выразительное чтение, доведение навыков речи, письма, чтения до высокого уровня совершенства; обучение школьников теории языка – грамматике, словообразованию, фонетике, стилистике, лексике. Теория языка имеет собственное образовательное и воспитательное, развивающее значение, а также выполняет служебную роль – как теоретическая основа грамотности и культуры речи учащихся. В целом школьный курс Р. я. имеет ярко выраженную практическую направленность. Задачей преподавания Р. я. в советской школе является подготовка вполне грамотных людей в широком смысле слова.

Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания // Сост. А. В. Текучев. – М., 1982; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской – М., 1983, Срезневский И. И. Русское слово. Избр. труды. – М., 1986.

«Русский язык в школе» – методический журнал Министерства народного образования РСФСР. Основан в 1914 г. в Ярославле. В 20-е годы назывался «Родной язык и литература в школе» (до 1929 г.), «Русский язык в советской школе» (1929 –

 

 

Самодиктант 178

1931). Публикует материалы по языкознанию, по методике русского языка как родного, из опыта работы школ, исследования речи учащихся, рецензии и пр. Отделы: «Языкознание», «Язык художественных произведений», «Вопросы культуры речи», «Методика и опыт», «Детская речь», «Внеклассная работа», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Русский язык в вузах», «Критика и библиография», «Хроника», «Консультации» и «Памятные даты».

 

С

самодиктант – вид зрительного диктанта. Текст, предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу, объясняются орфограммы, затем записывается по памяти (иногда диктуется учителем – зрительно-слуховой вариант) и проверяется самими учащимися по книге, с выделением орфограмм. Последнее условие повышает степень самостоятельности учащихся. Используется преимущественно в младших классах; в старших – главным образом при самоподготовке, без учителя. Вариант С. – запись по памяти заученных наизусть прозаических или стихотворных текстов с последующей проверкой по печатному тексту.

самообразование учителя – важнейшая форма повышения квалификации, роста его мастерства и культуры. Основные формы С. у.: обучение в заочных учебных заведениях, в университетах марксизма-ленинизма, на различных курсах при институтах усовершенствования учителей, участие в работе творческих семинаров; изучение и разработка в своем классе тех или иных методических проблем, например «Воспитательная эффективность уроков русского языка», обобщение опыта работы, написание докладов и статей, разработка дидактических материалов для учащихся и пр.; углубленное изучение отдельных проблем языкознания или литературы: например, современной лексикографии; теории актуального членения предложения; теории речевой деятельности; принципов русской орфографии и пр.; элементы исследовательской работы: изучение уровня речевого развития учащихся, их орфографической грамотности, изучение навыка чтения и т. п. С. у. – не стихийный процесс, оно подчиняется системе – планам институтов усовершенствования учителей, соответствующих кафедр педагогических институтов, методических кабинетов роно (руно), общества «Знание» и пр. С. у. дает пример учащимся: учитель постоянно совершенствуется, никогда не перестает учиться, работает творчески, всегда в поиске.

самоподготовка – выполнение домашних заданий, а также самостоятельная работа в группах продленного дня, в школе-интернате и пр.

 

Сборник диктантов

самостоятельная работа учащихся по русскому языку – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении. О С, р. обычно говорят в связи с развитием познавательной активности, например: «Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении орфографии». При этом вводится понятие степени самостоятельности, или уровней самостоятельности. Специфический для предмета «русский язык» аспект самостоятельности – это самостоятельное выражение своих мыслей в речи, самостоятельное использование при этом изученных средств языка. Наивысшей языковой самостоятельности учащиеся достигают в сочинениях, устных рассказах и т. п.; орфографических упражнениях с применением словарей, с введением проверочных слов, составлением алгоритмов орфографических действий и пр.; в редактировании сочинений, в рецензировании и пр.; в составлении обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.; в самодиктантах, других видах самоподготовки. Многие виды работ учащихся могут быть как С., так и не С. Так, сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы и с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения учебника и его усвоения без организующей помощи учителя. Учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от своих задач, условий работы. Применение сборников упражнений, дидактического материала, заданий, программированных материалов, ТСО (например, лингафонного оборудования) способствует С. р. у.

Лит.: Кобызев А. И. Индивидуальные задания по русскому языку б V – VII классах. – 4-е изд. – М., 1960; Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М., 1961; Смирнова В. Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. – М., 1962; Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся, – М., 1972.

сборник диктантов – вид пособия для учителя. Содержит отдельные предложения, слова, отрывки связного текста или целые рассказы, статьи, предназначенные для диктовки, анализа и пр. Тексты берутся из произведений художественной, публицистической, научной литературы, из фольклора; они служат для учащихся образцом. Материал располагается по разделам и темам грамматико-орфографического курса и по классам. В конце С. д. обычно помещается общий, повторительный отдел и тексты для контрольных диктантов. Иногда указываются виды диктантов (объяснительный, предупредительный и пр.), дополнительные задания к диктанту, а также методические указания для учителя и пр.

 

Сборник текстов для изложения 180

Лит.: Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М., 1986; Кастроль И. С., Скороход Л. К. Сборник диктантов по пунктуации. 7 – 8 классы. – М., 1987.

сборник текстов для изложения – вид пособия для учителя. Содержит произведения художественного, публицистического или научного стиля или отрывки из них. Размеры и содержание текстов соответствуют возможностям их устного или письменного изложения в соответствующем классе. В современных С. т. для и. даются несколько адаптированные тексты, но не в пересказе. Дается краткое описание методики изложения, а также вопросы и задания для языкового анализа текста, для орфографической подготовки к изложению. Иногда даются примерные планы изложений и комментарий к тексту, подготовительные упражнения. Тексты иногда располагаются по разделам курса, а также по годам обучения и даже по учебным четвертям. Приводятся критерии анализа и оценки написанных учащимися изложений,

Лит.: Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М., 1976; Виноградова Л. А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений. IV – VIII классы. – М., 1986.

сборник упражнений по русскому языку – вид учебного пособия для учащихся, используется в их самостоятельной работе. Содержит материалы по языку и задания к ним, рассчитанные на индивидуальное выполнение; тексты для списывания и подчеркивания, для изменения формы, проверки орфограммы, подбора проверочных слов, перестройки предложений и пр.; тексты для языкового анализа различных видов, лексический и словообразовательный материал; тексты для изложения, темы для сочинений, картины для бесед и рассказывания и пр. С. у. бывают: общие для всего курса русского языка, для одного класса, для одного раздела курса (например, по теме «Правописание безударных гласных»), по видам работы – по развитию речи, по орфографии. К числу С. у. могут быть отнесены также пособия для учителей типа дополнительных материалов: раздаточные дидактические материалы, сборники диктантов, текстов для изложения и пр.

Лит.: Преображенская Е. П., Рындина Л. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. – Л., 1963; Попков Ф. С. и др. Сборник упражнений по развитию речи учащихся V – VIII классов. – М., 1964; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1966; Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии (V – VIII классы). – М., 1967.

свободные темы сочинений – темы, свободно выбираемые учащимися из числа предложенных учителем, не обязательно строго соответствующие программе по литературе, иногда – составляемые самим автором-учащимся.

 

181 Связь обучения с жизнью

свободный диктант – вид Д., близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. А. Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста – абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель С. д., особенно высоко ценил в нем самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нем ценят близость к образцу и использование лексики и синтаксиса образца.

Лит.: Ладыженская Т. А. и др. Свободные диктанты. – М., 1967.

связная речь – термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях: 1) С. р. – деятельность говорящего, процесс выражения мысли, например: В процессе связной речи учащиеся овладевают синтаксическими умениями; 2) С. р. – текст, высказывание, продукт речевой деятельности, например: анализ связной речи, упражнения в связной речи: изложения, пересказы, доклады, и пр.; 3) название раздела методики развития речи: методика С. р. – это методика изложений, сочинений и других текстовых, творческих работ,

Лит.: см. статьи Речь, Текст, Развитие речи учащихся, Методика сочинения.

связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства – дидактический принцип. В обучении русскому языку С. о. с ж. состоит в первую очередь в практической направленности обучения, в овладении учащимися языковыми умениями и навыками, необходимыми в общественной жизни, в труде, в познании, в науке: навыками речи, чтения, письма, восприятия речи; в подборе текстов для анализа и упражнений – тексты должны отражать жизнь нашего народа и государства, практику коммунистического строительства; обучение русскому языку связывается с жизнью, интересами, трудом и познавательной деятельностью самих учащихся: сочинения и рассказы отражают жизнь самих школьников, их походы, их труд в школе и дома, в колхозе и т. п. Овладение умением делать доклады, писать отчеты, статьи в газеты, овладение «деловым письмом» – составлением протоколов, актов, заявлений и т. п. С. о. с ж. обеспечивается пониманием социальной роли языка и речи во всех ее проявлениях: в производстве, в учении, в науке, в искусстве – художественной литературе, в театре, в музыке. Отрыв теории от практики несовместим с выполнением принципа С. о. с ж.

Лит.: Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973.

 

Сезонный принцип построения хрестоматий 182

сезонный принцип построения хрестоматий (книг для чтения). К. Д. Ушинский расположил материал в своих хрестоматиях «Детский мир» и «Родное слово» в разделах, соответствующих временам года. Он считал, что детям наиболее близка и понятна «логика природы», и там, где возможно, связывал языковую работу с наблюдениями природы, использовал впечатления и настроения, навеваемые картинами природы. Разделы «Осень», «Зима», «Весна», как правило, выделяются и в современных хрестоматиях для начальных классов, однако в целом они в наши дни строятся не по сезонному, а по идейно-тематическому или историко-литературному принципу. Однако С. п. в системе чтения, развития речи учащихся по-прежнему широко используется: связь с изучением природы повышает эмоциональный уровень сочинений и рассказов учащихся, позволяет соединить личный опыт с книжными знаниями и пр.

семинар по русскому языку – форма организации учебных занятий главным образом в вузе, техникуме, в старших классах школы. Группа учащихся, углубленно изучая тот или иной вопрос, самостоятельно, по направляющим указаниям преподавателя готовит сообщения, доклады, рефераты, участвует в обсуждениях. С. – прекрасная форма развития научного стиля речи, строгого и точного оформления своих мыслей, развития полемических умений, активности. В современной школе С. используются все чаще и шире.

синонимия (синонимы) в школьном курсе. С. – тождество или близость значений единиц одного языкового уровня: слов, морфологических форм, словосочетаний, других синтаксических конструкций. Примеры лексической синонимии: спешить, торопиться; словообразовательной: заснуть, уснуть; синтаксической: причастный оборот и придаточное определительное; морфологической: бочка меда, бочка меду. В программе по русскому языку предусмотрено изучение лексических синонимов, практически синонимия служит основой работы над культурой речи, стилистикой, поэтому в методике разрабатываются многочисленные практические упражнения, предусматривающие выбор синонимических средств в соответствии с задачей выражения мысли, с коммуникативной целесообразностью.

Основные виды упражнений с С.: подбор С. к данному слову; замена С. в тексте, обоснование выбора С.; разграничение С. по их принадлежности к функциональным стилям, по сферам употребления, по стилистическим и эмоциональным окраскам; подбор антонимов к С. с целью уточнения значений; подбор фразеологических С.; градация С.; анализ употребления С. в образцовом тексте, изучение черновиков писателей; работа со словарем С.

 

183 Синтаксические ошибки в речи учащихся

Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968; Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. – Л., 1975.

синтаксис в курсе русского языка. Изучение русского языка в I классе начинается с синтаксиса: знакомство с предложением, главные члены, во II классе – второстепенные члены и т. д. В IV классе введен небольшой курс синтаксиса (35 час), создающий элементарную основу для развития речи и для понимания морфологии: словосочетание, виды предложений по цели высказывания, члены предложения, однородные члены, простые и сложные предложения, прямая речь; предусмотрен синтаксический разбор. В методике разработано направление – изучение морфологии на синтаксической основе (В. П. Озерская), Основной курс синтаксиса – в VII – VIII классах: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными членами, с обращениями, вводными словами, словами да, нет, междометиями, с обособленными второстепенными членами, способы передачи чужой речи – прямая и косвенная речь. В VIII классе – сложное предложение: сложные союзные и бессоюзные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; основные группы сложноподчиненных предложений по их значению; сложные предложения с разными видами связи. Синтаксис в школе изучается как основа пунктуационных умений и совершенствования культуры речи. Большое внимание уделяется синтаксическому анализу в разных вариантах и связям с морфологией. Синтаксис целого текста в программу русского языка не включен.

Лит: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979; Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс, – М., 1979, 6 класс. – М., 1980; Она же. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. 7 класс. – М., 1982; Обучение русскому языку в 7 – 8 классе / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М, 1987.

синтаксические ошибки в речи учащихся – вид грамматических, речевых ошибок. В их числе: нарушения согласования; нарушения управления предложного и беспредложного; нарушения связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают; местоименное дублирование подлежащего, других членов предложения; пропуски членов предложения (неоправданные); синтаксические повторы, однообразие синтаксических конструкций; неверный порядок слов в предложении; неточное употребление союзов в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении; несоотнесенность форм глагола в предложении; смешение

 

Синтаксические умения учащихся 184

форм прямой и косвенной речи и пр. Причины С. о.: плохое знание правил и неумение применять их; малый объем упреждающего синтеза речи, неспособность охватить сознанием весь объем предложения или нескольких предложений. Следствием С. о. могут быть пунктуационные ошибки. По некоторым данным, С. о. – самые частые среди речевых ошибок.

Лит.; Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. – М., 1962; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

синтаксические умения учащихся – составная часть умений по русскому языку при завершении курса в VIII классе (в современных программах разработаны перечни умений также для каждого класса). Учащиеся должны уметь: находить в предложении грамматическую основу и словосочетания, главное и зависимое слова в них, составлять словосочетания всех важнейших видов и уместно употреблять их в собственной речи; различать в тексте простые и сложные предложения, определять типы тех и других, выделять в них члены предложения, определять способы их выражения, находить вводные слова, словосочетания и предложения, обособленные второстепенные члены предложения, разбирать синтаксически любые типы предложения, составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях – и орфографию (например, согласование, управление падежной формой имени существительного и т. п.); синтаксически обоснованно совершенствовать, править текст: устранять ошибки и недочеты в построении предложений, в связях между ними, исправлять пунктуационные ошибки; оценивать собственный и чужой текст с точки зрения синтаксической сложности, разнообразия, правильности, с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка.

Лит.: Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986; Обучение русскому языку в 7 – 8 классах / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1987.

синтаксические упражнения: выявление связей между словами в словосочетании и предложении с помощью вопросов, постановка вопроса к члену предложения; синтаксический разбор разных видов: общая характеристика разбираемого предложения, а также его составных частей; указание членов предложения и их характеристика; объяснение пунктуации; выделение словосочетаний и их характеристика; составление различных схем пред-

 

185 Синтетическое чтение

ложений; указание внутренних связей в них. Составление словосочетаний заданных видов; с согласованием, управлением, примыканием; «глагол + существительное» и т. п. Составление предложений по заданной схеме, на названный тип и т. п. Выделение предложения из потока речи. Характеристика отличительных признаков предложения. Интонирование и выразительное произнесение предложения; объяснение интонаций, с которыми должно быть произнесено то или иное предложение в тексте, и пр.

Лит.: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации. – М., 1963; Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе. – М., 1973; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М, 1974; Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978; Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах – М., 1981.

синтаксический монотон – речевая ошибка (недочет), состоящая в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций, чаще всего – примитивных. С. м. является следствием низкой речевой культуры и устраняется в процессе редактирования написанного текста.

синтаксический разбор – см. статьи Грамматический разбор и Синтаксические упражнения.

синтетические упражнения по русскому языку – такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений (см.). Примеры С. у.: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты. В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза.

синтетическое чтение. 1. Чтение целыми словами, не по слогам. Термин используется в методике обучения грамоте, элементарному чтению – I и II классы.

2. Чтение, при котором понимание содержания текста достигается без анализа отдельных его элементов – предложений, словосочетаний, слов, их форм, т. е. на основе обобщенного

 

Система сочинений 186

восприятия общего смысла. Основа понимания – непосредственное синтезирование в единое смысловое целое значений слов и форм в тексте. Синоним: курсорное чтение. При обучении родному языку С. ч. (во 2-м значении) вводится со II – III класса, при обучении неродному – в старших классах.

система сочинений – такая последовательная совокупность обучающих и контрольных сочинений и подготовительных упражнений к ним, которая охватывает длительный период обучения (от I до X класса или от IV до VIII класса, но не менее одного года), опирается на единую принципиальную основу, включает в себя весь набор видов сочинений в целесообразном соотношении и при постепенном наращивании умений учащихся, объема сочинения, трудности тем и языка. С. с. обеспечивает закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний в собственной самостоятельной речи учащихся, в частности орфографических и пунктуационных умений. С. с. обеспечивает воспитательные задачи благодаря выбору тем и возможности самовыражения личности школьника, отражения его взглядов, его жизненной позиции. С. с. вариативны, разрабатываются с учетом условий данного класса, производственного и природного окружения, интересов учащихся, но основные черты С. с. должны быть выдержаны в любом ее варианте. Примером С. с. может служить книга под ред. Т. А. Ладыженской «Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах» (М., 1978).

Л и г.: Рыбникова М. А. Избранные труды. – М., 1956, Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи (III – IV классы). – М., 1963.

система упражнений по развитию речи учащихся – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. Первый вариант системы складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в переработке данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста и пр.; 3) упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов и пр. Идея данного варианта С.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Д р у-

 

187 Система уроков русского языка

гой вариант С. у. базируется на разделы курса русского

языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения и т. д.

Лит.: Развитие речи учащихся V – VII классов / Под ред. В. А. Добромыслова. – М., 1963; Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.

система упражнений по русскому языку – совокупность практических работ учащихся, выполняемых самостоятельно, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний на практике и выработку умений и навыков в области грамматики, орфографии, лексики, фонетики и пр. С. у. предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. С. у. может быть разработана ко всему курсу русского языка, к отдельному классу, к разделу курса или к каждой отдельной теме. См. статьи Грамматическо-орфографические упражнения, Лексические упражнения, Фонетические упражнения.

система упражнений по стилистике – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений и умений, связью с С. развития речи и с курсом грамматики, последовательностью, преемственностью, перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. I вариант: С. создается связью всех стилистических упражнений с темами курса русского языка; примером такого варианта может служить С., изложенная в книге С. Н. Иконникова «Стилистика в курсе русского языка (VII – VIII классы)» (М., 1979). II вариант: в основу системы кладутся функциональные стили, изучаемые в IV – VIII классах: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. По каждому стилю проводятся упражнения, формирующие умения: а) определять стиль готового текста; б) производить стилистический анализ текста; в) совершенствовать стиль данного текста; г) создавать собственный текст определенного стиля. Примером может служить раздел В. И. Капинос «Стилистика» в книге «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» (М., 1980). Оба варианта могут быть совмещены в практической работе.

система уроков русского языка. В современной методике урок рассматривается как элемент С. у. по определенному разделу курса. Приступая к новому разделу курса, учитель намечает С. у. на весь раздел, имея в виду: а) постановку цели изучения всего раздела, конкретных задач; б) равномерное распределение материала по урокам; в) распределение видов работ

 

Систематичность обучения русскому языку 188

учащихся на весь раздел – новый материал, закрепление, повторение, развитие речи (сочинения, изложения); г) контрольные работы; д) использование средств обучения – ТСО, таблицы, словари и т. п. Пример С. у. в V классе: раздел «Имя существительное» (26 уроков). 1-й и 2-й – повторение изученного в IV классе; 3-й и 4-й – разносклоняемые имена существительные, буква -е- в суффиксе -ен- имен существительных на -мя; 5 – 7-й – несклоняемые имена существительные, их род; 8-й – имена существительные общего рода; 9-й – морфологический разбор имен существительных; 10-й – сочинение по картине; 11 – 12-й – способы образования имен существительных; 13-й – работа над ошибками в содержании и в языковом оформлении сочинения; 14-й – собирание материала к сочинению-описанию; 15 – 16-й – не с существительными; 17 – 18-й – буквы ч и щ в суффиксе -щик(-чик); 19 – 20-й – сочинение-описание; 21 – 22-й – гласные в суффиксах существительных; 23-й – дефисное и слитное написание слов с пол-; 24-й – повторение; 25-й – контрольный диктант; 26-й – работа над ошибками. Разрабатывая С. у., учитель предусматривает разные типы уроков, упражнений, постепенное повышение самостоятельности по мере овладения разделом «Имя существительное», включение орфографического материала, работу над словарем – его обогащение и активизацию и т. п. Более крупные «блоки» С. у. охватывают учебную четверть, полугодие, год.

Лит.: Современный урок русского языка. – М., 1984; Обучение русскому языку в 4 классе. – М., 1985; Обучение русскому языку в 5 – 6 классах. – М., 1986; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986; Обучение русскому языку в 7 – 8 классах. – М., 1987.

систематичность обучения русскому языку – один из дидактических принципов, примененный к учебному предмету «русский язык». Согласно этому принципу, учебный предмет «русский язык» строится в соответствии с внутренней логикой изучаемой науки, все стороны изучаемого предмета предстают перед учащимися в их взаимосвязи, а в процессе преподавания наблюдается преемственность, последовательность, перспективность. Так, С. о. состоит, в частности, в том, что явления языка изучаются в их семантическом, грамматическом и коммуникативном (функциональном) аспектах; в изучении грамматики используется принцип единства морфологии и синтаксиса; орфография опирается на фонологический и словообразовательный анализ слов. В изучении материала учащиеся идут от простого к сложному и более сложному, от неполного знания к более полному, опираются на систему знаний и умений, усвоенных ранее, усложняя ее, вводя в нее новые структурные единицы. С. о. наблюдается также в организации работы учащихся. Разработка наилучших, «оптимальных» систем обучения русскому языку

 

189 Скорочтение

является одной из важнейших задач методики обучения как педагогической науки.

Одно из практических применений С. о. – систематизация знаний: приведение их в систему, установление внутренних связей, зависимостей, что не только углубляет знания, совершенствует их, но и обеспечивает формирование диалектического мышления.

скороговорка – народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями: Бык тупогуб, тупогубенький бычок; На дворе трава, на траве дрова. Используются для развития чистоты произношения, для обучения артикулированию звуков речи, при обучении выразительному чтению, а также во внеклассной работе по русскому языку в качестве занимательного, игрового материала.

скорость чтения и письма. Одной из причин отставания учащихся как по русскому языку, так и по другим предметам является слишком медленное письмо и чтение. В программах по русскому языку разных лет и в методических работах можно найти ориентировочные нормативы скорости чтения и письма учащихся младших классов. Письмо: I класс к концу учебного года – 12 – 20 букв в минуту, II класс – 25 – 35, III класс – 35 – 45, IV класс – 50 – 65 букв в минуту; десятиклассник пишет со скоростью 80 – 120 знаков в минуту; взрослый человек – столько же или немного более. Чтение вслух: I класс к концу учебного года – 30 – 40 слов в минуту, II класс – 60 – 70, III класс – 80 – 90, IV класс – 120 слов в минуту. Темп обычной русской разговорной речи – тоже 120 слов в минуту. Взрослый человек читает вслух при необходимости со скоростью 180 – 240 слов в минуту, про себя – в 2 раза быстрее.

Лит.: Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников Министерства просвещения СССР / Сост. Н. А. Лошкарева. – М., 1984.

скорочтение (динамическое чтение) – возникшая в 60-е годы и быстро развивающаяся система обучения чтению научно-технического текста на основе интенсификации. При сплошном чтении достигается скорость 600 слов в минуту, при «скользящем» чтении – 1600 слов, при выборочном – 3 тыс. слов (некоторые авторы считают достижимой скорость чтения до 20 тыс. слов в мин).

Лит.: Бородина В. А. Динамическое чтение. – Л, 1974; Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975; Кузнецов О. А., Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. – М., 1987.

 

Словари учебные

словари учебные, предназначенные для учащихся: «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (1978); «Грамматико-орфографический словарь русского языка» Б. Т. Панова, А. В. Текучева (1985); «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (1987); орфографический словарь П. А. Грушникова для начальных классов (1985); «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. (1981); «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова (1980); «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др. (1983); «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи (1987); «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой (1961). Имеются также двуязычные учебные словари, предназначенные для изучения русского языка как неродного. Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным, отобранным языковым материалом.

Лит.: Актуальные проблемы учебной лексикографии. – М., 1977; Вопросы учебной лексикографии. – М., 1969. – Т. 1; М., 1977. – Т. 2; Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984; Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987.

словарная работа в школе – область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т. с. использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов. С. р. проводится на всех уроках: литературы, русского языка, географии, биологии и пр. В С. р. используются учебные словари, а также собственные словарики, составляемые учащимися. Система С. р. предполагает ежедневное усвоение 3 – 10 новых слов, а также постоянную работу по уточнению значений слов, выяснению их выразительных возможностей, по их активизации. В начальных классах С. р. проводится исключительно на практической основе, с IV класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике. С. р. тесно связана с курсом грамматики и орфографии; от С. р. в плане развития речи следует отличать словарно-орфографическую работу.

 

191 Словарь учащегося

Лит.: Проблемы обогащения словарного запаса учащихся I – VIII классов на уроках русского языка / Сост. М. Т. Баранов. – М., 1969. – Вып. 2; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Львов М. Р. Методика развития речи учащихся начальных классов. – М., 1985.

словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.

Лит.: Миллер Ц. Г. Словарно-орфографические упражнения. – М., 1976.

словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. С. д. может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. С. д. может использоваться как контрольный; его размеры: в IV классе – 15 – 20 слов, в V – 20 – 25, в VI – 25 – 30, в VII – 30 – 35 и в VIII – 35 – 40 слов. Контрольный С. д. обычно проверяет усвоение слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Недостатком С. д. является искусственный характер языкового материала: предложение или текст в этом смысле ценнее.

Лит.: см. статью Диктант.

словарь учащегося – тот объем словарного запаса, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения. Обычно исследуется усредненный С. у.: количество слов, отдельно – используемых активно; тематические группы слов; разнообразие употребляемой лексики, владение синонимами и другими группами лексики, умение выбрать слово, наилучшим образом передающее замысел говорящего или пишущего; грамматические характеристики словаря, т. е. употребление имен существительных, глаголов и других частей речи, их форм; типы и частотность лексических ошибок и недочетов. (См. статью Речь учащихся средней школы.)

 

Словесное лото 192

Лит. Ягодовская В. К. Словарь учащихся I класса.- – М, 1954; Дьяконова Т. Г Словарь письменной речи учащихся I – И классов. – М., 1958; Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. П. Фирсова // Изв. АПН РСФСР – М., 1962. – Вып. 124; Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Статья 1. Общая характеристика лексики // Рус. яз. в школе – 1981 – № 6.

словесное лото – одна из увлекательных лексических игр. Правила игры: клетки большой карты закрываются маленькими карточками, которые заданным образом комментируются: указывается часть речи, объясняется орфограмма, переводится слово на изучаемый язык и пр. Бывает орфографическое лото, двух-, трех- и четырехъязычное лото и пр. Используется в кружковой работе, в группах продленного дня, в домашних занятиях и т. д.

словообразование в курсе русского языка – один из разделов. Изучается в IV (V) классе – окончание и основа слова; корень, суффикс, приставка; чередование звуков при образовании слов и др.; в V (VI) классе – основные способы образования слов. Изучение С. создает основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по С. обычно даются орфографические правила правописания приставок, суффиксов, чередующихся гласных, слитного и раздельного написания и др. Трудности усвоения: учет чередований при С. и правописание чередующихся гласных в корне; правописание приставок, суффиксов, особенно приставок на з- и с-. Использование в речи учащихся слов усложненного состава; морфологическая сложность употребляемых учащимися слов от класса к классу растет. Так, слова, имеющие приставки, составляют в III классе 12% общего числа словоупотреблений, в VIII – 15%, в X около 20%; слова с суффиксами в III классе – 22%, в VIII – 30%, в X – 42%; слова с двумя суффиксами в V классе – 0, 7%, а в X – около 5%.

Лит.: Жуковская О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.

словообразовательные упражнения: обнаружение в тексте слов с производными основами, анализ состава этих слов и их значения; подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами – приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов (по образцам словообразовательного словаря), образование рядов новых слов; построение предложений и связного текста с употреблением образованных слов; орфографический и грамматический анализ образованных слов, их

 

193 Слуховая память

проговаривание и запись, обнаружение в них орфограмм и объяснение правильного их написания, а также произношения. С. у. комбинируются с грамматическими, фонетическими, орфографическими, словарными и другими упражнениями.

словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-тьза-пис-а-тьза-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Лит: Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973; Тихонов А. И. Школьный словообразовательный словарь. – М., 1978, Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.

слоговые методы обучения грамоте – методы, в системе которых за единицу анализа, синтеза и чтения берется не буква, не звук, не целое слово, а слог. В современном звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте значительное место отводится слоговой работе и единицей чтения с самого начала является слог, но единицей анализа и синтеза служит звук.

сложное синтаксическое целое – компонент целого текста, превышающий своими размерами одно предложение и обладающий, помимо смысловых, грамматическими средствами связи и, следовательно, синтаксической структурой. С. с. ц. – это единица речи, состоящая из двух или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и структурно, и выполняющая композиционно-стилистическую функцию в тексте.

С. с. ц. в школьную программу не входит. Однако в процессе языкового анализа выявляются связи между предложениями в тексте, что служит основой редактирования текста сочинения самими учащимися, укрепления внутренней связности текста. Теория С. с. ц. используется для устранения некоторых типов речевых ошибок, например повторов за счет введения местоимений.

Лит: Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – М., 1961; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка, – М., 1983.

слуховая память – вид памяти, способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их. С. п. наиболее нужна в музыке;

 

Слуховой диктант 194

в обучении русскому языку С. п. необходима для усвоения интонаций, орфоэпии, выразительного чтения, орфографии. Развивается с помощью специальных упражнений: слушания образцового чтения и речи, тренировки в устном рассказывании и выразительном чтении, звукового и интонационного анализа слов и текстов и пр.

слуховой диктант – вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим составом и состоящее в правильной записи текста. С. д. вырабатывает умения и навык постоянного звуко-буквенного анализа при письме, соотношения орфоэпии и орфографии, восприятия интонаций для соблюдения пунктуации. В работе над С. д. учащийся пользуется правилами орфографии и пунктуации, а для правильного их применения прибегает к морфологическому и синтаксическому разбору, С. д. подразделяются на предупредительные, объяснительные и контрольные (проверочные). Для С. д. могут быть использованы связные тексты, отдельные предложения и слова. Основная задача С. д. – орфографическая, но он может сопровождаться грамматическими или иными заданиями: подчеркнуть те или иные грамматические формы, выделить синонимы и пр.

содержание обучения русскому языку в школе – см. Программы учебные по русскому языку, Учебник русского языка, Умения учащихся по русскому языку, Знания учащихся по русскому языку.

сообщение нового материала по русскому языку – часть процесса обучения: передача учащимся новых знаний по изучаемой теме. В практике школы используются следующие способы С. н. м.: анализ текстов или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящий учащихся к выводу новых знаний, нового правила и пр.; объяснение нового материала учителем – на примерах, с элементами беседы, разбора и т. п.; лекция учителя; самостоятельное изучение нового материала по учебнику, с помощью устно или письменно сформулированных вопросов учителя, плана и пр., с последующей беседой, с выполнением упражнений и другими формами контроля учителя; самостоятельная работа учащихся над новой темой с помощью программированных материалов и пр. В современной методике отдается предпочтение тем методическим приемам, которые обеспечивают высокую познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе. С. н. м. предваряется тематическим повторением с целью укрепления базы для усвоения нового. С. н. м. осуществляется также и в процессе закрепления, тренировочных упражнений, повторения, например при закреплении темы «Отри-

 

195 Сочинение школьное

дательные наречия» вводится материал о правописании не- и ни- в наречиях.

сознательность обучения русскому языку – дидактический принцип, предполагает единство преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Поэтому обычно принцип С. о. объединяется с активностью (см.) учащихся в познавательном процессе, и принцип получает название: «Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя». С. о. предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимание путей познания, активное участие школьника в познании: наблюдение над фактами языка, анализ языковых образцов, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщение, систематизация и пр. С. о. относится главным образом к усвоению знаний, однако С. о. повышает качество усвоения умений и навыков в области речи (устной и письменной), чтения, письма. С. о. исключает механическое усвоение, зубрежку, отрывочность знаний.

Лит: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1978; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

сочинение-миниатюра – небольшое по размерам сочинение учащегося, которое пишется обычно на уроке грамматики в связи с изучаемой темой. Чаще всего это пейзажная зарисовка, эпизод, юмореска. Малые размеры такого сочинения позволяют проводить его часто, 2 – 3 раза в неделю. М. называют также изложения малого объема, проводимые на уроках русского языка.

сочинение школьное – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. ш. – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. Б этом смысле С. ш. – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. С. ш. отличаются большим разнообразием, они классифицируются по характеру материала и по тематике – на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта учащихся, по картинам и пр.; по типам текста – повествование, описание, рассуждение; по жанрам – очерки, рецензии, статьи в газету, письма, рассказы и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;

Списывание 196

по стилю – художественные, публицистические и пр. Проводятся также С. ш. по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии с прочитанным рассказом, с грамматическими заданиями и пр. В современной методике определены конкретные умения, которые должны быть усвоены учащимися: умения, связанные с пониманием темы, ее границами, раскрытием темы; умения, связанные с накоплением материала для сочинения, его отбором, систематизацией; умения, связанные с составлением плана и письмом по плану; умения, связанные с языковой подготовкой текста; умение выразить в сочинении свою позицию, передать идею; умение создавать текст и записывать его; умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.

Лит.: Никольский В А. Сочинения в средней школе. – М., 1954; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах. – М., 1978; Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М, 1983; Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему – М, 1986.

списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два основных вида С.: списывание неосложненное (с готового текста) и С. осложненное, т. е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые формы; списать и вставить пропущенные буквы, объясняя орфограммы или вводя проверочные слова; списать и изменить текст – изменить лицо глаголов, их время, число имен существительных и т. п.; выборочное С. – выписываются из текста лишь отдельные, нужные слова, словосочетания; списывание по вопросам, заданным к прочитанному, хорошо известному учащимся произведению литературы; списывание-самодиктант, или творческое С.; – школьник передает содержание списываемого текста своими словами. Упражнения в С., наряду с диктантами различных видов, – распространенный вид письменных работ на уроках русского языка.

Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.

сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение. В обучении русскому языку, помимо указанного, С. широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий

 

197 Средства обучения русскому языку

между словами и оборотами речи, в изучении грамматических форм, в лексике. С используется также в обучении сочинениям – сравнительное описание является одним из важных видов сочинения. Операция С. отрабатывается у учащихся начиная с I класса.

Лит.: Блинов Г. И. Сопоставление при обучении пунктуации. – М., 1959; Сергиевский А. П. Сопоставление при повторении орфографии. – М., 1966.

сравнительное описание – один из видов сочинения-описания, устного и письменного; упражнение в связной речи; опирается на мыслительную операцию сопоставления, выделения сходств и различий предметов, например: «Бабочки», «Букет полевых цветов», «В деревне» (поездка из города в деревню), «Кошка и собака", «В лесу» (зимние воспоминания о лете в лесу). С. о. удобно для обучения школьников основам композиции, построению плана сочинения-описания. С. о. дает возможность для введения в текст синонимов и антонимов, для построения антитез. С. о. вводится в простейших вариантах с I класса, широко используется в различных вариантах до VII класса.

средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила, примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил, для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, т. е. тексты; б) методов и приемов обучения – как при усвоении языковой теории, так и формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких ее форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия или занятия в группе продленного дня и пр. Особо выделяются материальные С. о. р. я.: а) учебные комплексы (комплекты): учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино- и телефильмы и др.; б) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи; в) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма и пр., лингафонные кабинеты, кабинеты русского языка и пр. Некоторые авторы относят к числу С. о. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство обучающего труда учителей.

Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982;

 

Статистика в методике русского языка 198

Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

статистика в методике русского языка – один из точных методов исследования. Например, на протяжении длительного времени фиксируются сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках в письменных работах учащихся. Сопоставление статистических материалов по годам позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.